Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №9 с наличием интерната
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
города Сарова (МБОУ «Школа-интернат №9»)
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, как создание условий для успешной социализации.
.
Педагог:
Гайдрих Юлия Анатольевна
Данная тема является актуальной в современной педагогике так как творчество — это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявиться себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях и вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше.
Творческая деятельность оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творчества у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме того, творчество помогает справиться с внутренними трудностями. Негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Перед педагогами стоят очень ответственные задачи: с одной стороны- создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой – стимулировать желание находиться в этом в этом социуме и сформировать доверие к нему. Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность реализовывать себя в творчестве.
Уникальными средствами развития творческих способностей детей является декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему «ситуацию успеха».
На уроках труда и рисования обогащаю творческие стремления детей преобразовать мир, развиваю в детях нестандартность мышления, свободу, закрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть, а реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.
Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываю темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных способностей, но всё же даю каждому
ребёнку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Для этого подбираю посильные по объему и сложности выполнения задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. При выполнении заданий детям оказываю разные виды помощи, поощрения. Таким образом, от занятия к занятию: дети всё более раскрывают себя творчески, снимаются внутренние психологические зажимы; учатся выражать свои чувства, «нарабатывают» эмоции радости.
В процессе выполнения работ у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Занимаясь декоративно-прикладном творчеством на своих занятиях, я знакомлю их с различными материалами, с их свойствами и выразительными возможностями, учу работать с различными инструментами. Дети в свою очередь овладевают многими практическими навыками, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. У ребят развиваются способности и появляются возможности решать в повседневно жизни реальные проблемы – от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.
Знакомство с новыми техниками и приемами творческой деятельности, расширяет кругозор детей, расширяет общепринятые рамки творчества, позволяет выразить себя в различных видах творчества. Пробуя что-то незнакомое, дети находят в себе новые таланты. Они отходят от шаблонности, открывают в себе новые грани творчества.
Работая в декоративно-прикладном направлении я на своих занятиях включаю различные виды творчества: изобразительное искусство, трафарет, аппликация из бумаги, ткани, пластилинография, лепка из соленого теста, папье-маше, поделки из природного и бросового материала, поделки из ниток. Творческая работа с различными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка.
Так же учащиеся имеют возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности на уроках изобразительного искусства. В ходе работы нахожу различные способы и приёмы включаю детей в творческую деятельность. Методы обучения различны- это рассказ, беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей и т. д. С этой же целью и с целью социализации детей, в ходе занятия применяю различные дидактические игры.
Для развития детей использую нетрадиционные техники :
Рисование пластилином
Коллаж с применением стружки, крупы, семян, пуговиц, скорлупы
декупаж
папье-маше
комбинированная аппликация
Работая в школе учителем изобразительного искусства и художественного труда, постоянно ищу в преподаваемых предметах новые нетрадиционные формы обучения. Эти занятия позволяют решать не только проблему духовного, но и психофизического здоровья детей.
Меня давно интересовало объединение учебного процесса и возможности лечения и обучения искусством. В ходе творческих занятий выделяю важные моменты в работе с детьми с использованием арт- терапии. Которая выполняет следующие задачи:
повышает собственную самооценку ;
снимает нервно- психическое напряжение ;
помогает преодолеть негативные состояния ;
формирует адекватное межличностное поведение.
Дети не задумываются о конечном результате своей работы, получают удовольствие от самого процесса.
Учитывая особенности учеников с ОВЗ на уроках изобразительного искусства и художественного труда, использую следующие виды арт- терапии:
Творческий подход к урокам помогает детям открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими детьми и обществом.
Работы, которые я предлагаю детям для выполнения, различны, но их объединяет общая направленность в творческом развитии учащихся.
На уроках дети познают радость и необходимость выполняемой работы. Ребята радуются выполненным на уроке, потому, что их используют для оформления школьных помещений, классных и групповых комнат.
Большим стимулом для учащихся является школьная выставка рисунков и творческих работ по декоративно- прикладному искусству ,где помещаются лучшие работы, участие детей в школьных, городских, областных, всероссийских и международных конкурсах в которых часто являются победителями.
Каждый раз на уроках мы с ребятами используем формулу «Красота+ польза+ здоровье».
4