СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по преодолению общего недоразвития речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

У детей с ОНР отмечается пониженная способность анализировать явления языка. Наблюдается недостаточна сформированность речедвигательных, речеслуховых анализаторов. 

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по преодолению общего недоразвития речи»

Рекомендации по преодолению общего недоразвития речи


У детей с ОНР отмечается пониженная способность анализировать явления языка. У них наблюдается недостаточная сформированность речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного анализаторов.

Поэтому основными задачами обучения детей с ОНР являются:

1. Развитие фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи).

2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.

3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

5. Определение положения звука по отношению к другим.

Игры со звуками

«Добавь звук»

Получится новое слово, если к этому слову добавить звук К:

Вол – вол(К), рыба - …, моря - …, завтра - …, пар - …

Какое новое слово получится, если добавить звук Т:

Спор – спор(Т), бор - …, бра - …, сор - …, стар - …

Вставьте в слово после первого звука Л:

Кок – к(Л)ок, пот - …, бок - …, сон - …, куб - …,

Сова - …, кубок - …, сух - …, газ - …, пан - …

Вставить в слово после первого звука Р:

Ковать – к(Р)овать, кошка - …, топка - …, такт - …, дама - …, кот - …, битва - …, тон - …,гаммы - …, каска - …,пуд - …,

сок - …, койка - …, мак - …

«Отними звук»

Какое слово получится, если убрать первый звук:

Косы – осы, крот - …, смех - …, гром - …, шмель - …,

зверь - …, клей - …, скот - …, плуг - …, укол - …


«Кто больше?»

Предложите ребенку придумывать слова, в которых есть (например) звук С. Можно, чтобы этот звук был бы и в начале слова и в середине или в конце.

Затем задание можно усложнить, ограничивая наличие звука:

В начале слова – сахар, слон, сумка;

в середине – миска, мост, маска;

в конце слова – овес, автобус, насос.

За правильный ответ – фишка. В конце игры подсчитывается результат и выявляется победитель.

Аналогично можно играть и с другими звуками.

«Чем отличаются слова»

Дети слушают пары слов: (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т.д.). Нужно определить разницу в звучании этих слов.

«Придумай словечко»

Учитель пишет на листе слог. Ребенку надо придумать с ним слово и дописать его. Например, КО (кони, коты, колечко, молоко и т.д.)

«Строители»

Собираем и разбираем слова по звукам. Учитель предлагает детям собрать слово, которое произносит по звукам.

Например: «б», «а», «р», «а», «н», «к», «а»  БАРАНКА.

Затем дети сами разбирают по звукам предложенные слова: КОТ  «к», «о», «т».

Деление слов на слоги

«Прошагай слово»

Детям предлагается отмеривать слово шагами: каждый слог – шаг.

«Волшебники»

Детям предлагается «превратить» слово, имеющее определенное количество слогов, в слово с большим или меньшим количеством слогов.

Например: измените слово КОТ так, чтобы в нем стало два слога  КОТИК,

измените слово ЛИСТОК так, чтобы в нем был один слог  ЛИСТ.

«Собери слово»

Детям предлагается сложить слово из отдельных слогов.

Например: ЛИТ, КА, У - УЛИТКА

«Найди слог»

Сначала детям предлагается найти слоги, состоящие из гласных букв, а затем из гласной и согласной буквы.

«Ударный слог»

Произносим громко толь ударный слог и сильно хлопаем, остальные произносим шепотом и хлопаем тихо-тихо: ко-РО-ва, по-ми-ДОР, ВА-лен-ки.

Коррекция письма на уроках

Упражнение 1.Назовите приведенные ниже слова по типу; один пень – два пня – пять пней.

один олень - … - …: один щенок - … - …:

одно дерево - … - …: одно ведро - … - …:

одна доска - … - …: один львенок - … - ….

Упражнение 2. Составьте слова из нескольких букв. Запишите их правильно.

олпк - …, …: ракп - …, …: уткс - …, …

аршм - …, …: ткна - …, …: купс - …, …:

алтс - …, …: опст - …, …: алз - …, …, …

Упражнение 3. Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите ошибки.

Кругый стол, моя кига, тудно узнать, майский ладыш, примеры в стобик, пламя оня.

Упражнение 4. Прочитайте ряд слов и запишите как запомнили.

фартук краска струйка

пальма костер кольцо стакан

верблюд журнал ветер шляпа

журавль портфель окно лодка фонтан

Упражнение 5. Соберите из слогов слова и запишите их.

Муш, кор, ка: маш, ро, ка: трол, бус, лей ви, град, но:

кар, ка, тош: ди, ста, он: ка, гуш, ля ка, буш, ба

Упражнение 6.Составьте предложения из слов.

Бежал, широкой, по, улице.

Тема, в, приехал, деревню, дедушке, к.

В, с, театр, дети, учителем, поехали.

Старой, под, грелась, рысь, сосной.


Связная речь. Лексика.

Структура дефекта младших школьников с общим недо­развитием речи (ОНР) требует системного, последовательно­го, поэтапного подхода к развитию связной речи. У одних де­тей недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают значительные трудности в программирова­нии высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие учащиеся, имея отно­сительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

Задача — проведении систематических и разнообразных по тема­тике занятий по развитию связной речи и обогащению сло­варного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.

1.«Писатель» - научить составлять рассказ по плану.

Например, составление рассказа «В школе»:

Вопросы на доске: Как тебя зовут?

В какой школе, в каком классе ты учишься?

Как зовут твою учительницу?

Какой твой класс?

Какие уроки тебе нравятся?

Какой твой любимый предмет?

2. Устное сочинение. Составление рассказа по опор­ным словам.

На доске записаны опорные слова, словосочетания:

1. зима, снег

2. пушистое снежное одеяло

3. тепло, шубы, шапки, шарфы, варежки

4. играют в снежки, слепить снеговика

5. большой, поменьше, друг на друга, пластилин, глаза, воткнули, надели,

смешной

6. весело, горка, лыжи, санки

Чтение опорных слов, словосочетаний сначала учите­лем, затем читают вслух 1-2 ученика.

— Что главное в рассказе?

— Предложите название рассказа. {Зимние забавы.)

— Составьте предложение (предложения) с опорными словами.

3. Развитие пассивного и активного словарного запаса:

Например, тема «Строительные инструменты»:

а) Назови слова, обозначающие строительные инструменты (клещи, тиски, молоток, ключ, напильник, ножовка и др.);

б) Продолжи ряд слов – ПИЛА, ТОПОР, ДРЕЛЬ, … .

В) Объясни, для чего нужен каждый инструмент: ПИЛА - … (инструмент для резки, распиливания чего-либо) и т.д.

4. Игра «Наоборот» - подобрать слова противоположные по смыслу (мяч)

Длинный - …, низкий - …, холодно - …, кричит - …, день - …, сильный - … .