СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач с помощью дробно рациональных уравнений

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение задач с помощью дробно рациональных уравнений»

Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений Цель: рассмотреть типы задач, решаемых с помощью дробных рациональных уравнений, понятие математической модели и этапы решения задачи.

Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений

Цель: рассмотреть типы задач, решаемых с помощью дробных рациональных уравнений, понятие математической модели и этапы решения задачи.

Повторение пройденного материала Назовите  дробные рациональные уравнения:  

Повторение пройденного материала

  • Назовите дробные рациональные уравнения:
  •  

Повторение пройденного материала Назовите  общий знаменатель дробей, входящих в уравнения:  

Повторение пройденного материала

  • Назовите общий знаменатель дробей, входящих в уравнения:
  •  

Повторение пройденного материала Назовите порядок решения дробных рациональных уравнений.  Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель. Решить получившееся целое уравнение. Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель. Записать ответ.

Повторение пройденного материала

  • Назовите порядок решения дробных рациональных уравнений.

  • Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.
  • Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.
  • Решить получившееся целое уравнение.
  • Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
  • Записать ответ.
Понятие математической модели Представление реальной ситуации на языке математики с использованием различных правил, свойств и законов математики называется математической моделью задачи .  Различают несколько видов математических моделей: алгебраическая модель; графическая модель; геометрическая модель.

Понятие математической модели

  • Представление реальной ситуации на языке математики с использованием различных правил, свойств и законов математики называется математической моделью задачи .

  • Различают несколько видов математических моделей:
  • алгебраическая модель;
  • графическая модель;
  • геометрическая модель.
Этапы решения задачи Первый этап. Составление математической модели. Вводится переменная, текст задачи переводится на математический язык, составляется уравнение. Второй этап. Работа с математической моделью. Решение уравнения. Третий этап. Ответ на вопрос задачи. Анализируя полученное решение, записывается ответ на вопрос задачи.

Этапы решения задачи

Первый этап. Составление математической модели.

Вводится переменная, текст задачи переводится на математический язык, составляется уравнение.

Второй этап. Работа с математической моделью.

Решение уравнения.

Третий этап. Ответ на вопрос задачи.

Анализируя полученное решение, записывается ответ на вопрос задачи.

Задачи, приводящие к решению дробных рациональных уравнений Задачи, в которых одна величина выражается через другие при помощи дробного выражения:   Задачи на движение:   Задачи на работу:

Задачи, приводящие к решению дробных рациональных уравнений

Задачи, в которых одна величина выражается через другие при помощи дробного выражения:

  •  
  • Задачи на движение:

  • Задачи на работу:

Поезд опаздывал на 1 час, и чтобы приехать вовремя, увеличил скорость на 10 км/час на перегоне в 720 км. Найти скорость поезда по расписанию. Первый этап . Составление математической модели.   Занесём данные задачи в таблицу: Так как время движения по расписанию на 1 час больше фактического, то составим уравнение: S V t 720 км  ч   По расписанию x км/ч x+10 км/ч Фактически 720 км  ч   

Поезд опаздывал на 1 час, и чтобы приехать вовремя, увеличил скорость на 10 км/час на перегоне в 720 км. Найти скорость поезда по расписанию.

  • Первый этап . Составление математической модели.
  •  

Занесём данные задачи в таблицу:

Так как время движения по расписанию на 1 час больше фактического, то составим уравнение:

S

V

t

720 км

ч

 

По расписанию

x км/ч

x+10 км/ч

Фактически

720 км

ч

 

Поезд опаздывал на 1 час, и чтобы приехать вовремя, увеличил скорость на 10 км/час на перегоне в 720 км. Найти скорость поезда по расписанию. Второй этап. Работа с математической моделью.   Решим уравнение:    При данных значениях x знаменатели дробей не равны нулю, значит эти значения - корни составленного уравнения.

Поезд опаздывал на 1 час, и чтобы приехать вовремя, увеличил скорость на 10 км/час на перегоне в 720 км. Найти скорость поезда по расписанию.

  • Второй этап. Работа с математической моделью.
  •  

Решим уравнение:

При данных значениях x знаменатели дробей не равны нулю, значит эти значения - корни составленного уравнения.

Поезд опаздывал на 1 час, и чтобы приехать вовремя, увеличил скорость на 10 км/час на перегоне в 720 км. Найти скорость поезда по расписанию. Третий этап. Ответ на вопрос задачи.   Так как скорость поезда не может выражаться отрицательным числом, то значение не подходит условию задачи. – скорость поезда по расписанию. Ответ: 80 км/ч.

Поезд опаздывал на 1 час, и чтобы приехать вовремя, увеличил скорость на 10 км/час на перегоне в 720 км. Найти скорость поезда по расписанию.

  • Третий этап. Ответ на вопрос задачи.
  •  

Так как скорость поезда не может выражаться отрицательным числом, то значение не подходит условию задачи.

– скорость поезда по расписанию.

Ответ: 80 км/ч.

На изготовление 40 деталей первый рабочий тратит на 2 часа больше, чем второй на изготовление 36 деталей. Сколько деталей в час делает первый рабочий, если известно, что второй за час делает на 1 деталь больше? Первый этап . Составление математической модели.   Занесём данные задачи в таблицу: Так как первый рабочий на выполнение работы тратит на 2 часа больше, то составим уравнение: работа производительность (дет/час) время     1-ый рабочий 40 x x+1 2-ой рабочий 36   

На изготовление 40 деталей первый рабочий тратит на 2 часа больше, чем второй на изготовление 36 деталей. Сколько деталей в час делает первый рабочий, если известно, что второй за час делает на 1 деталь больше?

  • Первый этап . Составление математической модели.
  •  

Занесём данные задачи в таблицу:

Так как первый рабочий на выполнение работы тратит на 2 часа больше, то составим уравнение:

работа

производительность (дет/час)

время

 

1-ый рабочий

40

x

x+1

2-ой рабочий

36

 

На изготовление 40 деталей первый рабочий тратит на 2 часа больше, чем второй на изготовление 36 деталей. Сколько деталей в час делает первый рабочий, если известно, что второй за час делает на 1 деталь больше? Второй этап. Работа с математической моделью.   Решим уравнение:    При данных значениях x знаменатели дробей не равны нулю, значит эти значения - корни составленного уравнения.

На изготовление 40 деталей первый рабочий тратит на 2 часа больше, чем второй на изготовление 36 деталей. Сколько деталей в час делает первый рабочий, если известно, что второй за час делает на 1 деталь больше?

  • Второй этап. Работа с математической моделью.
  •  

Решим уравнение:

При данных значениях x знаменатели дробей не равны нулю, значит эти значения - корни составленного уравнения.

На изготовление 40 деталей первый рабочий тратит на 2 часа больше, чем второй на изготовление 36 деталей. Сколько деталей в час делает первый рабочий, если известно, что второй за час делает на 1 деталь больше? Третий этап. Ответ на вопрос задачи.   Так как производительность не может выражаться отрицательным числом, то значение не подходит условию задачи.  деталей в час делает первый рабочий.  Ответ: 5 деталей.

На изготовление 40 деталей первый рабочий тратит на 2 часа больше, чем второй на изготовление 36 деталей. Сколько деталей в час делает первый рабочий, если известно, что второй за час делает на 1 деталь больше?

  • Третий этап. Ответ на вопрос задачи.
  •  

Так как производительность не может выражаться отрицательным числом, то значение не подходит условию задачи.

деталей в час делает первый рабочий.

Ответ: 5 деталей.

Составьте математические модели задач С автобусной станции выехал автобус до железнодорожного вокзала, находящемся на расстоянии 40 км. Один из пассажиров автобуса опоздал к отправлению автобуса, и поехал на железнодорожный вокзал на такси, через 10 минут после автобуса. Автобус и такси приехали на железнодорожный вокзал одновременно. Известно также, что скорость такси на 20 км/ч больше скорости автобуса. Необходимо найти скорость такси и скорость автобуса. S V t автобус такси

Составьте математические модели задач

  • С автобусной станции выехал автобус до железнодорожного вокзала, находящемся на расстоянии 40 км. Один из пассажиров автобуса опоздал к отправлению автобуса, и поехал на железнодорожный вокзал на такси, через 10 минут после автобуса. Автобус и такси приехали на железнодорожный вокзал одновременно. Известно также, что скорость такси на 20 км/ч больше скорости автобуса. Необходимо найти скорость такси и скорость автобуса.

S

V

t

автобус

такси

Составьте математические модели задач Теплоход, собственная скорость которого 18 км/ч, прошел 50 км по течению реки и 8 км против течения, затратив на весь путь 3 часа. Какова скорость течения реки?          S V t По течению Против течения

Составьте математические модели задач

  • Теплоход, собственная скорость которого 18 км/ч, прошел 50 км по течению реки и 8 км против течения, затратив на весь путь 3 часа. Какова скорость течения реки?
  •  

S

V

t

По течению

Против течения

Составьте математические модели задач Секретарь хочет набрать на компьютере рукопись объемом 450 страниц. Если он будет набирать на 5 страниц в день больше, чем запланировал, то закончит работу на 3 дня раньше. Сколько страниц в день планирует набирать секретарь? работа производительность время По плану Фактически

Составьте математические модели задач

  • Секретарь хочет набрать на компьютере рукопись объемом 450 страниц. Если он будет набирать на 5 страниц в день больше, чем запланировал, то закончит работу на 3 дня раньше. Сколько страниц в день планирует набирать секретарь?

работа

производительность

время

По плану

Фактически

Подведём итоги Какие задачи решаются с помощью дробных рациональных уравнений? Дайте понятие математической модели задачи. Какие типы математических моделей были использованы при решении задач? Назовите этапы решения задач.

Подведём итоги

  • Какие задачи решаются с помощью дробных рациональных уравнений?
  • Дайте понятие математической модели задачи.
  • Какие типы математических моделей были использованы при решении задач?
  • Назовите этапы решения задач.
Задание на самоподготовку Закончить решение задач 1, 2, 3.

Задание на самоподготовку

  • Закончить решение задач 1, 2, 3.