Родительское собрание в 5 классе
«Агрессия»
Что побуждает подростков вести себя агрессивно?
Иногда агрессивное поведение связано с заболеванием головного мозга ребенка, нервной системы или некоторыми соматическими заболеваниями. Но чаще всего степень проявления агрессии определяется воспитанием ребенка в семье. Если родители часто наказывают его, бьют, постоянно ругают или издеваются, то такое поведение ребенка является ответной реакцией на жестокое отношение к себе.
Семейные отношения также накладывают отпечаток на выплескивание подростками негативных эмоций. Многие родители считают проявление у ребенка таких чувств, как гнев, раздражение, досада, недопустимым. Они уверены, что нормальный человек должен их в себе давить и не показывать, и стараются не допустить проявление подобных чувств у подростка разными способами. Подросток же может либо продолжать делать по – своему (а это приведет к увеличению проявления агрессии), либо послушается и станет в себе гнев давить. Загнанные внутрь отрицательные чувства действуют на организм разрушительно. Это может вызвать болезни сердца, кожи, желудка, язвы, головные боли. Кроме того, накопившись внутри, они могут «взорваться», и тогда надо ждать еще больше беды.
Найти золотую середину в том, как вести себя с подростком, проявляющим агрессивность, сложно. Давление или наказание, которое унижает достоинство ребенка, может спровоцировать новую вспышку агрессии. А если родители перестанут обращать внимание на такое поведение ребенка (думая, что все пройдет с возрастом само собой), то он начнет считать это нормой. И тогда привычка действовать агрессивно может стать чертой его характера.
Также агрессивное поведение подростка может являться формой его самоутверждения. А проявление жестокости – способом завоевания места под солнцем или самозащитой.
В любом случае агрессия – это отражение внутреннего дискомфорта ребенка. Нужно различать агрессию и агрессивность. Агрессия носит защитный характер. Состояние агрессии может возникать у подростков с низкой самооценкой в состоянии фрустрации или когда они защищают свои права. При этом у подростков нет желания причинить боль другим. Надо сказать, что присутствие некоторой агрессии в характере ребенка даже бывает полезным. Это поможет ему при встрече с сильным противником. Но все должно быть в меру. Агрессивность же сопровождается намеренным желанием причинить боль.
Говорить об агрессивности ребенка можно, если ребенок часто:
теряет контроль над собой;
спорит, ругается со взрослыми и сверстниками;
отказывается следовать принятым правилам;
специально раздражает окружающих;
всегда винит других в своих ошибках;
сердится и отказывается что – либо делать;
завистлив, подозрителен, мстителен, во всех видит враждебность;
быстро реагирует негативным образом на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.
Если в течение не менее чем 6 месяцев в поведении подростка проявляются более 4 перечисленных признаков, то можно предположить наличие у ребенка агрессии.
Агрессивный подросток не может встать на позицию другого человека или решить ситуацию другим способом. Он уверен, что чем больше он проявляет агрессивность, тем больше его будут слушаться.
Существует несколько форм выражения агрессии подростками:
физическая – использование подростком своей силы против другого человека;
вербальная – выражение ребенком своих негативных чувств другим при помощи слов, визга, крика, угроз, ругани, проклятий;
раздражение – готовность по малейшему поводу становиться резким, вспыльчивым, грубым;
подозрительность – склонность подростка не доверять окружающим на основании того, что «все они хотят причинить мне вред». Часто подозрительность вызывает агрессивные действия только из – за одного необоснованного убеждения, что «меня же хотели обидеть»;
косвенная агрессия – воздействие на кого – либо при помощи других людей (сплетни, злые шутки, направленные в адрес «обидчика» и др.);
обида – как проявление зависти и ненависти к окружающим. Такая обида вызвана чувством гнева и недовольства сверстником, взрослым, его поведением или миром вообще;
скрытая агрессия (или пассивно – агрессивное поведение) – ее подсознательная цель – месть. Поведение подростка направлено на то, чтобы разозлить, вывести из себя близких или окружающих. Эта одна из худших форм проявления агрессии. Она показывает, что подросток не научился справляться со своими отрицательными эмоциями, в частности гневом. Чаще всего это проявляется в следующем: нарочно медлительность, оттягивание времени, «забывчивость», «неспособность» сделать то, что просят. Когда же вы пытаетесь «образумить» ребенка (криками, наказаниями, хорошими словами) – это не помогает, потому что в его поведении нет логики. Подросток сам не осознает, почему он так себя ведет.
Наличие агрессивно – пассивного поведения в начале подросткового возраста – нормальное явление (если только не причиняет вреда ему самому и его близким). Ребенок в это время только учится владеть своими эмоциями. И чем больше родители злятся, тем хуже будет результат. Попытайтесь действовать, а не разговаривать. Послушайте себя хотя бы один день, и вы с удивлением обнаружите, сколько бесполезных слов вы говорите. Если вы будите больше делать и меньше говорить, ваши дети заметят разницу.