Родная природа в стихотворениях
поэтов XX века
Продолжая с шестиклассниками разговор о лирике природы, необходимо еще раз подчеркнуть, что главным героем этих стихов является человек, его чувства и переживания. Изображая картины природы, поэты прежде всего рассказывают читателю об этом мире и о себе.
Картины окружающего мира в поэзии могут быть фрагментарными, но при этом они должны правдиво передавать внутренний мир человека, его мысли и эмоции.
Если учитель отводит на изучение лирики поэтов XX века только один урок, то работу целесообразно организовать в группах. В этом случае каждая группа будет исследовать лирику природы одного из четырех поэтов: Блока, Есенина, Ахматовой и Рубцова — и сообщать классу о результатах своих наблюдений. Если на изучение темы отводится два урока, то на первом можно сопоставить стихотворения одного из поэтов — Блока или Есенина, а на втором — сравнить стихи разных поэтов: Ахматовой и Рубцова. В слабом классе, где задания для сопоставительного анализа сложны для всех учащихся, можно говорить о каждом из поэтов в отдельности, а сопоставить их ощущение природы и способы его выражения может сам учитель или специально подготовленные ученики.
Вопросы и задания к стихотворениям Блока «Летний вечер» и «О, как безумно за окном...»:
1. Чем отличается настроение в этих стихотворениях Блока?
В первом стихотворении главное чувство — умиротворение, когда после трудового дня можно «забыть заботы и печали» и умчаться «без цели на коне» в «луговые дали». Во втором стихотворении настроение более экспрессивное. Это уже не спокойный летний вечер, а ветреная, ненастная ночь, когда мир охватила «буря злая», которая «ревет, бушует».
2. Каковы мысли и чувства лирического «я» в каждом стихотворении? Каково его отношение к миру природы и человеку в нем?
В первом стихотворении лирический герой спокоен и призывает своего собеседника смело умчаться в туман «навстречу ночи и луне», потому что в мире природы тишина и ничто не предвещает беды, хотя некоторый намек на тревожное мироощущение все же есть: диск луны красный, подсвеченный последними лучами заката, а путь всадника не ясен из-за тумана. Во втором стихотворении лирический герой лишен собеседника, одинок, а его думы занимают мысли о несчастных, которые в ненастную ночь «лишены крова». Поэтому чувство сожаления «гонит» его «прочь» из жилища, и он готов разделить «участь страдальцев».
3. Какие способы передачи чувств и мыслей использует поэт в стихотворениях?
В обоих стихотворениях важную роль играют звуковые образы. Аллитерации на букву «л» в первом стихотворении рисуют картину ясного вечера, которым любуется поэт, а множество глухих согласных передает тишину и шорохи наступающей ночи. Ассонансы на буквы «у» и «о» во втором стихотворении дают читателю явственно услышать завывание ветра, бури, шум дождя.
К интересным выводам могут привести наблюдения за глагольной лексикой. В первом стихотворении ее немного, природа лишена динамичных картин, разве только легкий порыв ощущается в последней строфе, где лирический герой использует по отношению к своему собеседнику глаголы в повелительном наклонении. Кроме того, в стихотворении всего одно восклицание, тоже в последней, самой динамичной строфе. А второе стихотворение наполнено глагольными формами, эмоциональными синтаксическими оборотами и восклицательными конструкциями, которые передают смятение и тревогу лирического «я».
Наблюдения за лексикой, обозначающей цвет и звуки, показывают, что стихотворение «Летний вечер» «окрашено» розовыми лучами заката, отраженными в красном диске луны, и если в начале стихотворения мир еще достаточно видим, то в конце стихотворения мир как бы «гаснет»: уже нет цветных картин, а вокруг туман, ночь и луна. Поэт подчеркивает и наступившую тишину, когда нет «ни ветерка, ни крика птицы», а единственный звук, который нарушает наступившую тишину, — это замирающая песня жницы. А в стихотворении «О, как безумно за окном...» вообще нет цветовых образов, а слова «тучи», «дождь», «ночь», «мрак» передают ощущение темноты и душевного дискомфорта. Здесь важную роль играют созданные поэтом «осязательные» образы: «объятья холода сырого», порывы ветра и злой бури, наполненной «мраком и дождем». Звуковая лексика дополняет картину разбушевавшейся стихии, наводящей ужас на человека. Буря «ревет», ветер «воет», многократно в тексте повторяются одни и те же слова: «бушует», «безумно», «ночь», «ветер», «дождь», усиливая ужасную картину.
Сопоставительный анализ текста стихотворений помогает сделать вывод об общности человека с природой, явления которой вызывают в душах людей отклики и приводят к философским размышлениям о жизни и смерти, о вечности природы и временности человека, о радости, когда мир природы созвучен душе, и страхе, когда стихия явно сильнее людей.
Вопросы и задания к стихотворениям Есенина «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша»:
1. Какое время года рисует поэт в этих стихотворениях? В чем их общность и различие в описании природы и внутреннего мира человека?
В обоих стихотворениях Есенина с любовью описана зима, поэт видит ее глазами не постороннего гостя, а своего, родного, крестьянского жителя, поэтому детали в описаниях выдают человека, хорошо знающего жизнь деревни, приметы сельского пейзажа. Это и «разливные бубенцы» троек, и трогательная любовь к родным березкам, у которых можно «поцеловать ножку». Однако в первом стихотворении важное место занимают рассуждения поэта о своей принадлежности к миру деревни, о том, что он, как крестьянский сын, не может не любить своего родного края, который дорог ему даже своей неприглядностью и чахлым пейзажем. Во втором стихотворении он скуп в своих открытых оценках и дает возможность самому читателю уловить его отношение к миру природы. Зимний лес он воспринимает заколдованным чарами волшебника-невидимки. Во втором стихотворении реальные картины зимнего пейзажа: «серые вороны расшумелись на лугу», на сосне «над самою макушкой долбит дятел на суку» — сосуществуют рядом с метафорическими образами, одушевляющими природу. Вокруг путника, едущего на коне, «дремлет лес под сказку сна», сосна «белою косынкой подвязалася» и, «как старушка, оперлася на клюку», снег «стелет шаль», а дорога «убегает лентой вдаль».
2. Какие зрительные и слуховые образы стихотворений являются в них ключевыми, помогают понять и почувствовать окружающий поэта мир?
В первом стихотворении нет детальной картины мира, она названа поэтом обобщенно — «чахленькая местность», а читатель воспринимает зрительно только «мелколесье», «степь и дали», «свет луны», «сани» и «березки». Во втором стихотворении мир природы дан по законам кинематографа — это мир сменяющихся образных картин, почти всегда данных крупным планом: «копыта на снегу», «серые вороны», сосна в «белой косынке», опершаяся «на клюку», «дятел», «конь». Только к концу стихотворения крупный план сменяется общим и глазам читателя предстает зимняя равнина, где «простору много» и вдаль убегает «бесконечная дорога».
3. Что общего в первых строках каждого стихотворения? Какие образы стихотворений поэт создает при помощи лексики и синтаксических конструкций?
Кажется, что первые строки каждого стихотворения построены по одной модели. Детали окружающего мира намечены мазками, выраженными короткими предложениями с точками. Однако, если вдуматься, в первом стихотворении назывные предложения рисуют статичные зрительные картины, а во втором — главными становятся динамика и звуки: лирический герой едет по лесной дороге и слышит звоны копыт по замерзшему снегу, голоса ворон, стук дятла. В первом стихотворении яркие образы создаются красочными эпитетами «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «мерзлые звоны», «чахленькая местность», а олицетворение только одно — «зарыдали бубенцы». А во втором стихотворении самые выразительные образы как раз создаются метафорами «сказка сна», «заколдован невидимкой», которые рисуют волшебную картину зимнего леса; олицетворениями «дремлет лес», сосна «подвязалася», «понагнулась», «оперлася» (сами формы глаголов близки народной, крестьянской речи) и сравнениями «словно белою косынкой», сосна, «как старушка», дорога «убегает лентой».
На уроках по изучению лирики учитель может использовать и знакомые формы работы с классом:
— выразительное чтение стихов и обучение ему;
— прослушивание музыкальных фрагментов, например «Ноябрь. На тройке» из «Времен года» Чайковского, или русских песен на «дорожную» тему;
— защиту рисунков — иллюстраций к стихотворениям;
— чтение учащимися вслух своих сочинений-отзывов об отдельных стихах поэтов и обсуждение этих отзывов в классе;
— сообщения учащихся о выполнении самостоятельных исследовательских заданий.
При изучении стихотворений А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...» и Н. Рубцова «Звезда полей» стоит обратить внимание школьников на то, что в этих стихотворениях главным становится не только передача мыслей и чувств человека при виде картин природы, а наполнение этих картин философскими размышлениями о жизни и смерти, о вечном обновлении природы и единении человека с природой, которая дает ему ощутить свою прочную связь с космосом, с мирозданьем. Размышления учащихся о смысле этих стихов должны привести их к пониманию этих важных истин.
Вопросы и задания к стихотворению Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...»:
1. Какова композиция стихотворения? Какой смысл выявляется при сопоставлении 1-й и 2-й строф и в том, что они не разделены пробелом?
В стихотворении выделяются две части: 1—4-й и 5—8-й стихи. Они сопоставлены, так как в первой части изображается природа «перед весной», а во второй — человек «перед весной». 4—7-й стихи начинаются союзом «и». В общем ряду стоят выражения «и теплый ветер...», «и легкости...», «и дома...», «и песню...». Возможно, это многосоюзие помогает изобразить единство человека и природы и их нерасторжимую связь.
2. Какие слова и выражения рисуют нам картину весны и состояние человека? Почему человек ощущает эту радостную картину и приподнятое состояние души «перед весной», т. е. тогда, когда она еще не наступила?
В стихотворении есть такие слова, которые через описание деталей природы рисуют внутреннее состояние человека. В природе, ожидающей весну, отдыхает луг, деревья еще не оделись листвой, поэтому сухие, но от ветра весело шумят, поэтому появляется неожиданный эпитет «весело-сухие», «теплый ветер нежен и упруг». Эти приятные человеку ощущения можно объяснить радостью вечного обновления природы и ее весеннего возрождения. Близки им и слова о состоянии человека, которые «созвучны» весне: легкость, дивится, не узнаешь, новый, с волнением, поешь.
3. Почему ожидание весны вызывает в человеке более сильные чувства, чем ее наступление?
Когда человек чего-то очень хочет и в мыслях рисует радостную картину, то это более сильное волнение для души, чем само явление. Видимо, поэтому приближение весны волнует лирическую героиню Ахматовой больше, чем сама весна.
4. Какие мысли о гармонии мира звучат в стихотворении Ахматовой?
Лирический герой стихотворения Ахматовой не просто радуется приближению весны, а счастлив оттого, что новая весна несет ему обновление, новые ощущения и открытия даже в самых привычных и знакомых предметах и явлениях: собственном теле, доме, старой песне.
Вопросы и задания к стихотворению Н. Рубцова «3везда полей»:
1. Почему у стихотворения такое название? Есть ли в нем символический смысл? Возможно, для лирического героя стихотворения Рубцова «звезда полей» — это не просто звезда, которая горит над полями. Это и звезда тех жизненных полей, по которым идет человек, звезда, которая помогает ему одолеть жизненные пространства и трудности.
2. В какие минуты жизни лирический герой Рубцова ищет на небе звезду своих полей?
Звезда полей — это путеводная звезда человека. Она особенно нужна ему тогда, когда есть опасность заблудиться, сойти с верного жизненного пути. Это может произойти, когда «на часах двенадцать прозвенело», когда «сон окутал родину», т. е. ночью жизни, «в минуты потрясений» для лирического «я» и «для всех тревожных жителей земли».
3. В чем живительная сила звезды полей? Почему лирический герой счастлив, пока горит его звезда?
Сила звезды в том, что она «горит, не угасая», лучи ее приветливо касаются «всех городов, поднявшихся вдали». А «во мгле заледенелой», когда человеку особенно трудно, его звезда полей восходит «ярче и полней». Пока у человека есть звезда, он не заблудится на жизненном пути. Может быть, поэтому слово «горит» повторяется в стихотворении пять раз.
4. Какие слова-синонимы можно подобрать к выражению «звезда полей»? (Любовь, родина, природа, надежда, вера, жизненный ориентир и др.)
Для сопоставительного анализа стихотворений школьникам могут быть предложены вопросы и задания повышенной сложности.
Вопросы и задания для сопоставительного анализа:
1. Есть ли общее в размышлениях о человеке и природе в стихотворениях Ахматовой и Рубцова?
У обоих поэтов природа — это та живительная сила, которая защищает человека, дает его душе минуты отдыха от жизненных забот и невзгод. Единение с природой, связь с ней врачует и воспитывает человеческую душу.
2. Обратите внимание на ритм и размер обоих стихотворений. Есть ли тут основания для сопоставления? Какие мысли приходят к вам при сопоставлении ритма и размера стихотворений Ахматовой и Рубцова, а также стихов русских поэтов XIX века, например стихотворения Фета «Учись у них — у дуба, у березы...».
Торжественный пятистопный ямб наводит человека на размышления о смысле жизни, длинная стихотворная строка звучит размеренно и задумчиво. Может быть, поэтому стихи философского содержания часто имеют именно этот ритм и размер.
Так как шестиклассники в течение учебного года уже неоднократно учились интерпретировать стихи русских поэтов, можно дать им задание написать о своем восприятии и оценке одного из стихотворений о природе, как изученных на уроках, так и прочитанных самостоятельно.
