«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».Сухомлинский В. А.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающих внимание исследователей различных специальностей. Это является и одной из главных задач дошкольного воспитания. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе и решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющих основу творческой деятельности. Формирование личности ребенка-это развитие разнообразных способностей, умений и навыков, которые проявляются непосредственно через творческую деятельность. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства. Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, педагогу необходимо самому верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силы. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа, открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний, самовыражению в целом. В наше время известны разные техники детского творчества, способы, приемы и направления. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Создание дополнительных образовательных услуг, в данное время стало неотъемлемой частью обучающего процесса. Одним из вариантов таких услуг является кружковая деятельность. Многие родители в силу своей занятости не могут уделять достаточного внимания развитию ребѐнка в этом направлении. Но в тоже время понимают необходимость развития в ребенке творческих способностей и охотно отдают детей на дополнительные занятия. Задача активизации творческих способностей детей подводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Под руководством заслуженного педагога Р. Г. Казаковой в настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник, ранее не используемых в работе с детьми. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные техники. Никитина А.В. также подчеркивает, что разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольниками предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, не утомляет. Также в процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. У ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные умения и навыки. В каждой группе есть дети, которые стараются дополнить рисунок и работа становится неповторимой и уникальной. Задача педагога активизировать творческие способности детей, подвести ребенка к поиску новых способов художественного выражения. Проанализировав перечень нетрадиционных техник из разной литературы, можно их представить в сводной таблице по возрастным категориям.
Возрастная группа
Нетрадиционные техники
Вторая младшая – 3-4 года;
рисование пальчиками
рисование ладошками
рисование ватными палочками
печатание листьями
печать поролоном
оттиск печатками из картофеля
Средняя – 4-5 лет;
рисование свечой
печать пробками
тычок жѐсткой полусухой кистью
восковые мелки + акварель
свеча + акварель
волшебные веревочки
Старшая – 5-6 лет
кляксография обычная
кляксография с трубочкой
набрызг
гравюра
оттиск мятой бумагой
рисование песком
рисование мыльными пузырями
монотипия пейзажная
монотипия предметная
печать по трафарету
(пластилинография
Подготовительная – 6-7 лет.
тычок жесткой полусухой кистью
рисование по сырому
рисование солью
расчѐсывание краски
двойное примакивание кисти
батик
чѐрно-белый гратаж (грунтованный лист)
цветной гратаж
акварельные мелки
живопись шерстью
При успешном использовании в работе этих нетрадиционных методик можно ожидать следующих результатов: - дети смогут применять на практике нетрадиционные способы изображения; - могут различать цвета спектра и их оттенки, воображения, основные геометрические фигуры; - у детей развивается мелкая моторика рук; - формируется художественный вкус и чувство гармонии; - формируются навыки самостоятельности; - эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе работы с разными материалами и техниками, непосредственно через творческую деятельность.