СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль творчества в развитии личности ребёнка

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль творчества в развитии личности ребёнка»

Роль творчества в развитии личности ребёнка

 

Творчество - это созидающая деятельность человека, в какой бы области эта деятельность не осуществлялась. Великий советский психолог Л.С. Выготский говорил, что «в окружающей нас действительности творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть толика нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

Творчество – это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Развитие творчества в детстве учёные связывают с развитием личности в целом. Известно, что личность ребёнка формируется, когда он становится субъектом созидательной деятельности. Этот фактор связывается, прежде всего, с интенсивным развитием в этот период воображения, как основы творчества, стремлением к созданию нового.

Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх, изобразительной деятельности, творческих мастерских. Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка на альбомном листе или камне, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают своё отношение к изображаемому предмету или явлению, свои мысли и чувства, ищут новые способы применения своего творческого ведения.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Реализованные творческие идеи и замыслы в рамках проведения творческих мастерских удивляют свои многообразием, видением нового в обычном. И очень важно отметить, что педагоги, руководители мастерских, профессионально справляются со своей основной задачей наставника-взрослого – развивать творческие способности ребёнка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, в частности его художественных возможностей.  Склонность детей к подражанию, помогает им овладевать навыками и умениями, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывает у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формирует критическое мышление, целенаправленность.

В детском творчестве проявляется не объективная, а субъективная новизна конечного результата. В процессе детского творчества происходит не столько создание нового предмета, сколько изменение в самом ребёнке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Как отмечает В.А. Петровский, в процессе творчества преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать не так, как надо, что существенно способствует развитию смелости и свободы детского восприятия и мышления. Всё это развивает фундаментальную потребность быть активным субъектом жизни, познавать и преобразовывать мир.

При организации воспитательного процесса школы-интерната №21 педагоги реализуя проекты творческих мастерских создают максимальные условия для развития творческой личности:

· ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности;

· раннее выявление творческих способностей и их направленности;

· формирование мотивации к творческой деятельности;

· нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;

· наличие демократичных взаимоотношений учителя и ребенка;

· учет индивидуальных психологических особенностей;

· ориентация учебно-воспитательного процесса на самовоспитание учащихся (самопознание, самоорганизацию, самореализацию);

· создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе;

· организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности учащихся.

Эффективное формирование творческой личности невозможно без:

· включения ребенка в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется, прежде всего, в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;

· работы над совершенствованием умений, позволяющих учащимся быстро усваивать и присваивать новые виды деятельности, отличающиеся личностной ценностью;

· организации творческих объединений, позволяющих воспитывать необходимые личностные качества, способствовать формированию нравственных ценностей, учить общению и сотрудничеству.

Таким образом, творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.

Несомненно, творческая деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребёнок отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребёнка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребёнка к миру, оценка прекрасного.




Литература

1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб  «Питер», 2008.

2.Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия-2е издание. СПб «Питер», 2009.

3.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Москва. Издательство: Академия, 2009.

4.Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М.: Педагогика, 1992.

5.Петровский А.В. Психология формирования и развития личности М.: Просвещение, 1981.

6.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1999.

7.Холл, Келвин С., Линдсей, Гарднер. Теория личности. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000.

8.Петровский А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности.// вопросы психологии, 1987 № 1.

9.Жуганов А. В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А. В. Жуганов. - 2-е изд., доп. - Л.: Наука, 1991 г. - 141 с.

10.Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение. - М.: АСТ, 2002 г. - 352 с.