СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 8 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 18 села Синегорск





РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________________________

.

Протокол № _ от «_»__ 2023 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Шелохаева В.А.

Приказ № __ от «__» ___ 2023 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

для обучающихся 8 класса
















село Синегорск‌ 2023‌​ г


Программа «Занимательный русский язык» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Русский язык». В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 18 села Синегорск на курс «Занимательный русский язык» в 8 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности. Срок реализации - 1 год.


Планируемые результаты освоения учебного курса


Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 
Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты:

- понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роль в современном мире;

- освоить базовые основы лингвистики;: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

- владеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

- анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка;

- проводить различные виды анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

- понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

- осознавать эстетическую функцию родного языка, оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


- Учащиеся получат представление о языке как национальном достоянии и неотъемлемой части мировой культуры,

- приобретут интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;

- Учащиеся получат начальные представления об истории происхождения слов и устойчивых оборотов;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего портфолио,

-устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения

- получат представление о структуре публичного выступления

- приобретут навыки в умении договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.







Содержание курса

п.п.

Наименование раздела

Тема

Количество часов

1

Введение. Речь

Заговори, чтоб я тебя увидел. (Высказывания великих людей о русском языке. История некоторых слов).

1

2

Типы речи (Работа с текстами, определение типов речи).

1

3

Орфография

Необычные правила. (Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил.).

1

4

Н+Н=НН. (Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание н и нн в разных частях речи.)

1

5

Путеводные звёзды орфографии. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов.Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов).

1

6

Слитно, раздельно иль через дефис? (Употребление дефиса на письме. Роль его в речи и на письме.)

1

7

Не и Ни бывают в слове. (Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи написания).

1

8

Различай и отличай. (Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Их отличия. Дидактические упражнения).

1

9

Морфология

Морфологическая семейка. (Повторение и закрепление сведение о самостоятельных и служебных частях речи).

1

10

Тайна в имени твоём.  (Имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).

1

11

Именная родня. (Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении)

1

12

Братство глагольное. (Глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Практическое занятие, определение, как образуются глагольные формы слова).

1

13

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. (Служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их применение и употребление в речи и на письме.)

1

14

Синтаксис и пунктуация

Сочетание или словосочетание?(Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами.)

1

15

Примыкай, управляй, согласуй. (Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием.)

1

16

Работа над проектом. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

1

17

Это непростое простое предложение.  (Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия.)

1

18

Главнее главного.  (Подлежащее и способы его выражения.)

1

19

Действую по-разному. (Сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых.)

1

20

Определяй и дополняй.  (Определение и дополнение как второстепенные члены предложения, их применение в предложении.)

1

21

Где? Когда? Куда? Откуда?  (Обстоятельство как второстепенный член предложения, его применение в предложении. Работа с деформированным текстом).

1

22

Назывные именные.  (Односоставные предложения: их виды и применение. Назывные предложения. Дидактические упражнения).

1

23

Личные отличные. (Односоставные предложения: их виды и применение. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с текстом.)

1

24

Тройное доказательство родства.  (Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности.)

1

25

Соединю родных и разделю. (Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения).

1

26

Обратись ко мне красиво! (Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений. Построение текстов.)

1

27

Водные или вводные. (Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте.)

1

28

Сочетай, конструируй и вставляй. (Вводные слова, предложения и вставные конструкции. Их роль и использование в тексте предложения.)

1

29

Обособим мы тебя. (Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания. Работа с деформированным текстом).

1

30

Квадратное обособление. (Основные принципы обособления слов в речи и на письме. Обособление второстепенных членов предложения).

1

31

Распространённые одиночки. (Обособление приложения, распространённого и нераспространённого.)

1

32

Скажи прямо, не молчи. (Строение прямой речи, виды речи. Конкурс высказываний на лингвистическую тему.)

1

33

Косвенно чужая речь. (Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи).

1

34

Итоговое занятие за год. Защита проектов. 

1





Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы организации учебной деятельности

Характеристика основных видов деятельности.

Дата план

Дата факт

Введение. Речь. 2ч.

1

Заговори, чтоб я тебя увидел.

1

Работа с высказываниями великих людей о русском языке, с пословицами и поговорками о родном языке. Знакомство с историей происхождения некоторых слов.

Составлять текст по пословице или поговорке о языке. Выполнять морфемный разбор слов-омоформ.



2

Типы речи или типы в речи.

1

Работа с текстами, определение типов речи.


Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. Систематизировать материал. Различать омофоны.



Орфография. 6ч.

3

Необычные правила.

1

Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил.

Анализировать текст. Сочинение грамматической сказки.



4

Н+Н=НН


1

Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание н и нн в разных частях речи. Лингвистические игры.

Работать с таблицей. Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в парах и группах.



5

Путеводные звёзды орфографии.


1

Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.

Анализировать текст. Работать с этимологическим словарем. Составлять свой текст. Работать в группе.



6

Слитно, раздельно иль через дефис?

1

Повторение правил употребления дефиса на письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.

Анализировать текст. Вести беседу. Составлять алгоритм. Работать в группе.



7

Не и Ни бывают в слове.


1

Повторение правил правописания НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи написания. Не и НИ в загадках.

Анализировать текст. Выполнять морфемный разбор слов. Составлять таблицу. Просмотр презентации. Работать в группе.



8

Различай и отличай.


1

Повторение правописания чередующихся гласных в корнях слов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения.

Аргументировать выбор гласной в корнях с чередованием гласных. Анализировать примеры. Работать в паре и группе.



Морфология. 5 ч.

9

Морфологическая семейка.


1

Повторение и закрепление сведений о самостоятельных и служебных частях речи. Игра- конкурс «Кто больше?»

Анализировать текст. Отвечать на вопросы. Составлять таблицу. Работать в группе. Решение линвистических задач.



10

Тайна в имени твоём.


1

Повторение по теме:имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Сочинения-миниатюры «Осенняя симфония».

Анализировать текст. Отвечать на вопросы. Составлять свой текст. Работать в группе.




11

Именная родня.


1

Повторяем все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Лингвистические игры «Давайте поиграем».

Работать с таблицей. Анализировать текст. Составлять свой текст. Решать лингвистические задачи. Работать в парах.




12

Братство глагольное.


1

Повторяем глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Практическое занятие, определение, как образуются глагольные формы слова.

Анализировать текст. Составлять алгоритм. Выполнять словообразовательный разбор.




13

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.


1

Работа по теме :служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их применение и употребление в речи и на письме. Лингвистические игры. «Применение слов».

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.




Синтаксис и пунктуация.

14

Сочетание или словосочетание?

1

Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.

Сравнительный анализ словосочетаний и предложений. Выступать на публике.




15

Примыкай, управляй, согласуй…


1

Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием. Согласование различных названий.

Анализировать словосочетания. Составлять свой текст. Конструировать словосочетания. Работать в парах и в группе.



16

Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

1

Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала.

Анализировать текст. Собирать материал для проекта. Работать в группе.




17

Это непростое простое предложение.


1

Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.

Анализировать текст. Выразительно читать текст. Составлять свой текст. Работать в парах и группе.



18

Главнее главного.

1

Закрепление темы: подлежащее и способы его выражения. Решение лингвистических примеров и задач.

Анализировать текст. Выполнять синтаксический разбор предложения. Решать лингвистические задачи. Работать в группе.



19

Действую по-разному.


1

Закрепление темы: сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых. Игра «Кто быстрее?».

Анализировать текст. Составлять таблицу. Просмотр презентации. Составлять свой текст. Работать в команде.



20

Определяй и дополняй.

1

Различение определения и дополнения как второстепенных членов предложения, их применение в предложении. Частота употребления определений в загадках.

Анализировать текст.Выполнять синтаксический разбор предложения.



21

Где? Когда? Куда? Откуда?


1

Работа по теме :обстоятельство как второстепенный член предложения, его применение в предложении. Работа с деформированным текстом.

Анализировать текст. Редактировать текст. Работать в группе.




22

Назывные именные.

1

Работа по теме: Односоставные предложения: их виды и применение. Назывные предложения. Дидактические упражнения.

Анализировать текст. Выполнять упражнения. Составлять свой текст. Работать в команде.



23

Личные отличные.


1

Закрепление темы: Односоставные предложения: их виды и применение. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с текстом.

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.




24


Тройное доказательство родства.

1

Работа по теме: Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности. Употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.

Анализировать текст. Составлять схемы предложений, читать их. Составлять свой текст. Работать в парах и группе.




25

Соединю родных и разделю.


1

Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Дидактические игры с однородными членами. Лингвистическая игра «Найди несоответствие».

Анализировать текст. Составлять таблицу. Сравнивать и сопоставлять примеры. Составлять свой текст. Работать в команде.




26

Обратись ко мне красиво!

1

Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений. Построение текстов.

Анализировать текст. Разыгрывать диалог. Составлять свой текст.




27

Водные или вводные.

1

Повторение и закрепление темы. Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста. Игры на внимание.

Анализировать текст. Работать с таблицей. Редактировать текст. Решать лингвистические задачи. Работать в группе.



28

Сочетай, конструируй и вставляй.


1

Повторение темы: вводные слова, предложения и вставные конструкции. Их роль и использование в тексте предложения. Использование при них знаков препинания. Конкурс-игра «Что там стоит?..».

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.




29

Обособим мы тебя.

1

Повторение по теме :предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания. Работа с деформированным текстом.

Анализировать текст., объяснять постановку знаков препинания. Редактировать текст. Работать в команде.



30

Квадратное обособление.

1

Повторение темы: основные принципы обособления слов в речи и на письме. Обособление второстепенных членов предложения. Сочинение-миниатюра «Весёлая семейка».

Анализировать текст, объяснять постановку знаков препинания. Составлять свой текст. Работать в парах.



31

Распространённые одиночки.

1

Закрепление знаний об обособлении приложения, распространённого и нераспространённого. Решение кроссвордов.

Анализировать текст. Составлять свой текст.



32

Скажи прямо, не молчи…

1

Повторение строения прямой речи, виды речи. Конкурс высказываний на лингвистическую тему.

Разыгрывать ситуацию общения. Составлять свой текст. Выступать перед аудиторией. Работать в команде.



33

Косвенно чужая речь.

1

Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи.

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.




34

Итоговое занятие . Защита проектов.


1

Публичное выступление.

Защита проектов.