Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 18 села Синегорск
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ . Протокол № _ от «_»__ 2023 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Шелохаева В.А. Приказ № __ от «__» ___ 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
для обучающихся 8 класса
село Синегорск 2023 г
Программа «Занимательный русский язык» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Русский язык». В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 18 села Синегорск на курс «Занимательный русский язык» в 8 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности. Срок реализации - 1 год.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
- понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роль в современном мире;
- освоить базовые основы лингвистики;: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- владеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка;
- проводить различные виды анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознавать эстетическую функцию родного языка, оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
- Учащиеся получат представление о языке как национальном достоянии и неотъемлемой части мировой культуры,
- приобретут интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- Учащиеся получат начальные представления об истории происхождения слов и устойчивых оборотов;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего портфолио,
-устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения
- получат представление о структуре публичного выступления
- приобретут навыки в умении договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание курса
№ п.п. | Наименование раздела | Тема | Количество часов |
1 | Введение. Речь | Заговори, чтоб я тебя увидел. (Высказывания великих людей о русском языке. История некоторых слов). | 1 |
2 | Типы речи (Работа с текстами, определение типов речи). | 1 |
3 | Орфография | Необычные правила. (Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил.). | 1 |
4 | Н+Н=НН. (Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание н и нн в разных частях речи.) | 1 |
5 | Путеводные звёзды орфографии. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов.Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов). | 1 |
6 | Слитно, раздельно иль через дефис? (Употребление дефиса на письме. Роль его в речи и на письме.) | 1 |
7 | Не и Ни бывают в слове. (Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи написания). | 1 |
8 | Различай и отличай. (Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Их отличия. Дидактические упражнения). | 1 |
9 | Морфология | Морфологическая семейка. (Повторение и закрепление сведение о самостоятельных и служебных частях речи). | 1 |
10 | Тайна в имени твоём. (Имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении). | 1 |
11 | Именная родня. (Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении) | 1 |
12 | Братство глагольное. (Глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Практическое занятие, определение, как образуются глагольные формы слова). | 1 |
13 | Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. (Служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их применение и употребление в речи и на письме.) | 1 |
14 | Синтаксис и пунктуация | Сочетание или словосочетание?(Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами.) | 1 |
15 | Примыкай, управляй, согласуй. (Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием.) | 1 |
16 | Работа над проектом. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала). | 1 |
17 | Это непростое простое предложение. (Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия.) | 1 |
18 | Главнее главного. (Подлежащее и способы его выражения.) | 1 |
19 | Действую по-разному. (Сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых.) | 1 |
20 | Определяй и дополняй. (Определение и дополнение как второстепенные члены предложения, их применение в предложении.) | 1 |
21 | Где? Когда? Куда? Откуда? (Обстоятельство как второстепенный член предложения, его применение в предложении. Работа с деформированным текстом). | 1 |
22 | Назывные именные. (Односоставные предложения: их виды и применение. Назывные предложения. Дидактические упражнения). | 1 |
23 | Личные отличные. (Односоставные предложения: их виды и применение. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с текстом.) | 1 |
24 | Тройное доказательство родства. (Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности.) | 1 |
25 | Соединю родных и разделю. (Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения). | 1 |
26 | Обратись ко мне красиво! (Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений. Построение текстов.) | 1 |
27 | Водные или вводные. (Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте.) | 1 |
28 | Сочетай, конструируй и вставляй. (Вводные слова, предложения и вставные конструкции. Их роль и использование в тексте предложения.) | 1 |
29 | Обособим мы тебя. (Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания. Работа с деформированным текстом). | 1 |
30 | Квадратное обособление. (Основные принципы обособления слов в речи и на письме. Обособление второстепенных членов предложения). | 1 |
31 | Распространённые одиночки. (Обособление приложения, распространённого и нераспространённого.) | 1 |
32 | Скажи прямо, не молчи. (Строение прямой речи, виды речи. Конкурс высказываний на лингвистическую тему.) | 1 |
33 | Косвенно чужая речь. (Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи). | 1 |
34 | Итоговое занятие за год. Защита проектов. | 1 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы организации учебной деятельности | Характеристика основных видов деятельности. | Дата план | Дата факт |
Введение. Речь. 2ч. |
1 | Заговори, чтоб я тебя увидел. | 1 | Работа с высказываниями великих людей о русском языке, с пословицами и поговорками о родном языке. Знакомство с историей происхождения некоторых слов. | Составлять текст по пословице или поговорке о языке. Выполнять морфемный разбор слов-омоформ. | | |
2 | Типы речи или типы в речи. | 1 | Работа с текстами, определение типов речи. | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. Систематизировать материал. Различать омофоны. | | |
Орфография. 6ч. |
3 | Необычные правила. | 1 | Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил. | Анализировать текст. Сочинение грамматической сказки. | | |
4 | Н+Н=НН | 1 | Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание н и нн в разных частях речи. Лингвистические игры. | Работать с таблицей. Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в парах и группах. | | |
5 | Путеводные звёзды орфографии. | 1 | Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов. | Анализировать текст. Работать с этимологическим словарем. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
6 | Слитно, раздельно иль через дефис? | 1 | Повторение правил употребления дефиса на письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом. | Анализировать текст. Вести беседу. Составлять алгоритм. Работать в группе. | | |
7 | Не и Ни бывают в слове. | 1 | Повторение правил правописания НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи написания. Не и НИ в загадках. | Анализировать текст. Выполнять морфемный разбор слов. Составлять таблицу. Просмотр презентации. Работать в группе. | | |
8 | Различай и отличай. | 1 | Повторение правописания чередующихся гласных в корнях слов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения. | Аргументировать выбор гласной в корнях с чередованием гласных. Анализировать примеры. Работать в паре и группе. | | |
Морфология. 5 ч. |
9 | Морфологическая семейка. | 1 | Повторение и закрепление сведений о самостоятельных и служебных частях речи. Игра- конкурс «Кто больше?» | Анализировать текст. Отвечать на вопросы. Составлять таблицу. Работать в группе. Решение линвистических задач. | | |
10 | Тайна в имени твоём. | 1 | Повторение по теме:имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Сочинения-миниатюры «Осенняя симфония». | Анализировать текст. Отвечать на вопросы. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
11 | Именная родня. | 1 | Повторяем все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Лингвистические игры «Давайте поиграем». | Работать с таблицей. Анализировать текст. Составлять свой текст. Решать лингвистические задачи. Работать в парах. | | |
12 | Братство глагольное. | 1 | Повторяем глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Практическое занятие, определение, как образуются глагольные формы слова. | Анализировать текст. Составлять алгоритм. Выполнять словообразовательный разбор. | | |
13 | Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. | 1 | Работа по теме :служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их применение и употребление в речи и на письме. Лингвистические игры. «Применение слов». | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
Синтаксис и пунктуация. |
14 | Сочетание или словосочетание? | 1 | Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото. | Сравнительный анализ словосочетаний и предложений. Выступать на публике. | | |
15 | Примыкай, управляй, согласуй… | 1 | Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием. Согласование различных названий. | Анализировать словосочетания. Составлять свой текст. Конструировать словосочетания. Работать в парах и в группе. | | |
16 | Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала). | 1 | Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. | Анализировать текст. Собирать материал для проекта. Работать в группе. | | |
17 | Это непростое простое предложение. | 1 | Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение. | Анализировать текст. Выразительно читать текст. Составлять свой текст. Работать в парах и группе. | | |
18 | Главнее главного. | 1 | Закрепление темы: подлежащее и способы его выражения. Решение лингвистических примеров и задач. | Анализировать текст. Выполнять синтаксический разбор предложения. Решать лингвистические задачи. Работать в группе. | | |
19 | Действую по-разному. | 1 | Закрепление темы: сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых. Игра «Кто быстрее?». | Анализировать текст. Составлять таблицу. Просмотр презентации. Составлять свой текст. Работать в команде. | | |
20 | Определяй и дополняй. | 1 | Различение определения и дополнения как второстепенных членов предложения, их применение в предложении. Частота употребления определений в загадках. | Анализировать текст.Выполнять синтаксический разбор предложения. | | |
21 | Где? Когда? Куда? Откуда? | 1 | Работа по теме :обстоятельство как второстепенный член предложения, его применение в предложении. Работа с деформированным текстом. | Анализировать текст. Редактировать текст. Работать в группе. | | |
22 | Назывные именные. | 1 | Работа по теме: Односоставные предложения: их виды и применение. Назывные предложения. Дидактические упражнения. | Анализировать текст. Выполнять упражнения. Составлять свой текст. Работать в команде. | | |
23 | Личные отличные. | 1 | Закрепление темы: Односоставные предложения: их виды и применение. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с текстом. | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
24 | Тройное доказательство родства. | 1 | Работа по теме: Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности. Употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств. | Анализировать текст. Составлять схемы предложений, читать их. Составлять свой текст. Работать в парах и группе. | | |
25 | Соединю родных и разделю. | 1 | Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Дидактические игры с однородными членами. Лингвистическая игра «Найди несоответствие». | Анализировать текст. Составлять таблицу. Сравнивать и сопоставлять примеры. Составлять свой текст. Работать в команде. | | |
26 | Обратись ко мне красиво! | 1 | Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений. Построение текстов. | Анализировать текст. Разыгрывать диалог. Составлять свой текст. | | |
27 | Водные или вводные. | 1 | Повторение и закрепление темы. Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста. Игры на внимание. | Анализировать текст. Работать с таблицей. Редактировать текст. Решать лингвистические задачи. Работать в группе. | | |
28 | Сочетай, конструируй и вставляй. | 1 | Повторение темы: вводные слова, предложения и вставные конструкции. Их роль и использование в тексте предложения. Использование при них знаков препинания. Конкурс-игра «Что там стоит?..». | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
29 | Обособим мы тебя. | 1 | Повторение по теме :предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания. Работа с деформированным текстом. | Анализировать текст., объяснять постановку знаков препинания. Редактировать текст. Работать в команде. | | |
30 | Квадратное обособление. | 1 | Повторение темы: основные принципы обособления слов в речи и на письме. Обособление второстепенных членов предложения. Сочинение-миниатюра «Весёлая семейка». | Анализировать текст, объяснять постановку знаков препинания. Составлять свой текст. Работать в парах. | | |
31 | Распространённые одиночки. | 1 | Закрепление знаний об обособлении приложения, распространённого и нераспространённого. Решение кроссвордов. | Анализировать текст. Составлять свой текст. | | |
32 | Скажи прямо, не молчи… | 1 | Повторение строения прямой речи, виды речи. Конкурс высказываний на лингвистическую тему. | Разыгрывать ситуацию общения. Составлять свой текст. Выступать перед аудиторией. Работать в команде. | | |
33 | Косвенно чужая речь. | 1 | Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи. | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
34 | Итоговое занятие . Защита проектов. | 1 | Публичное выступление. | Защита проектов. | | |