Дата __________________ Занятие № _____ Работа ____________________________
1. Безударные гласные в корне
А – О: Подсл__стить, беск__нечный, м__слёнка, отд__вить, пре__бразовать, х__лстинка, д__бродушие, к__фтёнка, пр__вее, р__дство, ост__ваться, г__дами, кор__бельный, сл__бак, заг__г__тать, в__досток, прискл__дской, д__мище, тр__кторист, ц__рица, зад__рма, г__лчата, д__вящий, нег__симый, к__р__тышка, г__рнист, пот__пить, ск__льзящий, т__рги, мур__вьишка, т__ких, прот__рговать, __зиаты, заг__вор, б__дрящий.
Е, И – Я: Неразд__лимый, утв__рдить, подм__рзать, разб__вать, д__сятка, гр__шно, ч__рпнуть, отв__рдеть, выв__нтить, р__тмичный, безз__мелье, переш__бить, гр__бной, пот__шать, всепоб__ждающий, до__скаться, зал__жи з__рна, заз__мление, обл__денелый, нач__стоту, в__дёрочко, стр__сать, нар__жать, прим__рять врагов, св__рло, уд__ржаться, щ__лчок, ч__тыреста, запл__сти, зам__лькать, св__нарка, расщ__пить, перел__тать, зач__рпнуть.
2. Проверочная работа по теме «Имя существительное».
1. Обозначьте собственные и нарицательные сущ-е. Вставьте пропущенные буквы. (I)
Книга, река Припять, ч__ловек, Род__на, Сев__рный Ледовитый океан, гор__д Минск, л__сник, к__ртина, лит__ратура, учит__ль, г__зета «Р__вес__ник».
Определите склонение и падеж существительных. Выделите их окончания. (П)
На свежем воздухе (__ скл., __. п.), у большого пня (__ скл., __. п.), тонкая позолота (__ скл., __. п.), пролетающие косяком (__ скл., __. п.), после утренней гимнастики (__ скл., __. п.), в аккуратной тетрад__ (__ скл., __. п.), скучать по вкусной конфете (__ скл., __п.), крепкому здоровью (__ скл., __п.).
Просклоняйте существительные площадь, площадка. (III)
И. В.п.
Р. Т.п.
Д. П.п.
Образуйте форму род. падежа мн. числа сущ-х. В полученных словах поставьте ударение. (V) Копна, серьга, гостья, западня, метла, кочерга.
3. Повторим правописание имён существительных. Вставьте буквы.
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | к Дарь___ о волнени___ в подполь___ на отмел___ об оранжере___ об Арсени___ на роял___ бус__нка жемчуж___на кусоч___к кресл___це кож___ца врем___чко | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | к Мари___ в волнень___ в проруб___ в роскош___ об орхиде___ в санатори___ на виолончел__ солом___нка трещ___на замоч___к письм___цо пугов___чка тем___чко | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | Ра___чка соловушк___ старш___нство ребяч___ство па___нька Ол___чка городишк___ больш___ство сорок___летие пол__Бреста пол__острова пол__сада пол__комнаты | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | нищ___та монаш___нка домишк___ француж___нка бел___зна электр___прибор девяност___летие пол__лета полу__остров виш___нка зайчишк___ желт___зна каш__вар |
4. Образуйте от существительных, заключенных в скобки, прилагательные с суффиксами -н-, -ан(-ян), -ин, -енн-, -онн-:
(Окраина) квартал (Информация) литература
(Баллон) газ (Причина) связь
(Станция) обслуживания (Размен) монета
(Сокол) очи (Соболь) мех
(Количество) анализ (Бетон) покрытие
(Караван) путь (Нефть) скважина
(Чемодан) настроение (Лекция) метод
5. Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными
1. Подчеркните имена прилагательные, которые не употребляются без НЕ.
Невежливый, невзрачный, неказистый, неправдоподобный.
2. Раскройте скобки. Объясните правописание НЕ с прилагательными.
а) (Не)лепый, (не)ровный, вовсе (не)красивый, очень (не)большой, (не)внимательный, (не)разлучные, (не)рад, (не)лисий, (не)зимний, вовсе (не)строгий человек; (не)хороший; (не)широкая, а узкая лента.
б) (Не)вероятный, вовсе (не)красивый, (не)внимательный, (не)ряшливый, (не)затейливый, отнюдь (не)заурядный, (не)готов, очень (не)приятный; (не)медленный, а быстрый.
3. Раскройте скобки. Подчеркните частицу не, обозначьте приставку не.
(Не)брежный почерк; (не)чаянный крик; (не)глубокая река; (не)удобная юбка; ничуть (не)мягкий, (не)обрывистый, а пологий берег, (не)ожиданная беда; (не)брежный кивок; (не)смелый.
4. Слитно (С) или раздельно (Р)?
(Не)лепый вид ( ); (не)высокий дом ( ); совершенно (не)обоснованный вывод ( ); (не)веселая, а грустная история ( ); (неширокая, но глубокая речонка ( ); (не)рад встрече ( ); (не)обязан говорить ( ); нисколько (не)привлекателен ( ); далеко (не)бесспорный аргумент ( ).
6. Проверочная работа «ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ.СОСТАВ СЛОВА»
В группе слов зима, зимний, зимовать, зимы, зимушка подчеркните родственные слова.
Вставьте пропущенные буквы. Разберите слова по составу.
Пр…ехать, пр…ценить, пр…интересный, пр…сесть, пр…морский, пр…скучный, пр…школьный.
Подберите слова, соответствующие схемам. Запишите их в тетрадь.
Корень+ соед. морфема + корень + суффикс + окончание
Приставка + корень + суффикс + окончание
Выделите в словах корень. Вставьте пропущенные буквы.
Выск__чка, пл__вчиха, р__внина, вым__кнуть до нитки, ск__кать, p__сток, отр__сль, р__стение, изл__жение, пол__гать, уг__рел, к__сание, прик__снулся, з__рницы, хв__стливый, пл__вун, г__рнист, взр__слеть, попл__вок.
Сделайте морфемный разбор слов.
Предрассветный, мореплаватель, птицефабрика, нефтебаза, двусоставный, подписать, двухэтажный, семиметровый, сорокалетний, белорусско-русский, самоопыляются, пробежаться.
Впишите слова, пропущенные в словообразоват. цепочке. Укажите производные и производящие слова.
Мост → → примоститься гость → → загоститься
ветер → → ветерочек готовый → → подготовка
друг → → сдружиться рад → → порадоваться
7. Образуйте глаголы с помощью приставок и постфиксов. Приставки повторять НЕЛЬЗЯ!
___вести___, ___лететь___, ___лить___, ___учить___, ___ломать___, ___писать___, ___тратить___, ___молить___, ____белить___.
8. Выделите суффиксы. Назовите тех, кто:
а) играет в (теннис, футбол, волейбол); ________________________________________________
б) живет в (Мозыре, Гомеле, Пинске). __________________________________________________
Определите способ образования слов.
Заморский синенький
наручный долгожитель
универмаг светло-розовый
трёхэтажный паровозик
Придумайте по два слова:
А) глагол, образованный от прилагательного
Б) прилагательное, образованное от прилагательного
В) существительное, образованное от существительного и глагола
Г) наречие, образованное от наречия
Д) прилагательное, образованное от двух прилагательных.