СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Русская культура XVII в»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: охарактеризовать сочетание старых и новых элементов в русской культуре XVII в.

Внутрипредметные связи: 1564-1642 гг. - Галилео Галилей; 1623-1662 гг. - Блез Паскаль; 1632-1704 гг. - Джон Локк;

1646-1716 гг. - Георг Лейбниц; 1643-1727 гг. - Исаак Ньютон; 1622-1673 гг. - Жан Батист Мольер; 1577-1640 гг. - Питер Пауль Рубенс; 1599-1641 гг. - Антонис ван Дейк; 1594-1665 гг. - Николя 11уссен; 1599-1660 гг. - Диего Веласкес; 1606-1669 гг. - Рембрандт Харменс ван Рейн; 1657 г. - оформление ансамбля площади перед собором Св. Петра в Риме; 1668-1689 гг. - строительство Версаля.

План:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Новое и старое в культуре.
  3. Образование.
  4. Круг чтения. Литература.
  5. Зодчество.
  6. Живопись.
  7. Театр. Музыка.
  8. Быт, нравы и обычаи.

Основные понятия: обмирщение (секуляризация) культуры, изразцы, лепнина, терем.

Важнейшие даты: 1687 г. - открытие Славяно-греко-латинской академии.

Выдающиеся личности: Ф.М. Ртищев - основатель училища при Андреевском монастыре в Москве, В. Бурцев, К. Истомин - создатели популярного букваря, Симеон Полоцкий, Симон Ушаков, Юрий Крижанич.

Оборудование: фотографии или репродукции Казанского собора на Красной площади в Москве, теремного дворца Московского кремля, Спаса Нерукотворного Симона Ушакова, макет русской избы; иллюстрации в учебнике.

Общие рекомендации: урок посвящен развитию русской культуры в XVII в. и особое внимание необходимо уделять ее переходному характеру - от полного господства религии к постепенному все более полному обмирщению. В процессе урока необходимо максимальное использование наглядных пособий - репродукций и фотографий с целью сформировать более наглядное представление у учеников о памятниках русской культуры XVII в.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания (5 мин)

  • Каковы были основные направления внешней политики Московского государства?
  • Как развивались взаимоотношения Московского государства и Речи Посполитой?
  • Назовите этапы освоения Сибири?

II. Новое и старое в культуре (8 мин)

  • Попробуйте сформулировать, в чем заключались особенности средневековой культуры? (Основная ее особенность - ее ориентированность на религиозные ценности.)

Вековая духовная жизнь находилась под полным влиянием церкви, что отражалось на всех элементах культуры - образовании, живописи, литературе, зодчестве, музыке. Все элементы культуры были пронизаны христианскими образами и идеями. В отличие от стран Западной Европы, где обмирщение культуры стало развивать достаточно рано, в России еще и в XVII в. религиозное влияние на культуру оставалось значительным. Однако в XVII в. развитие получает и процесс обмирщения культуры.

Просмотр содержимого документа
««Русская культура XVII в»»

Русская культура XVII в.

Цели: охарактеризовать сочетание старых и новых элементов в русской культуре XVII в.

Внутрипредметные связи: 1564-1642 гг. - Галилео Галилей; 1623-1662 гг. - Блез Паскаль; 1632-1704 гг. - Джон Локк;

1646-1716 гг. - Георг Лейбниц; 1643-1727 гг. - Исаак Ньютон; 1622-1673 гг. - Жан Батист Мольер; 1577-1640 гг. - Питер Пауль Рубенс; 1599-1641 гг. - Антонис ван Дейк; 1594-1665 гг. - Николя 11уссен; 1599-1660 гг. - Диего Веласкес; 1606-1669 гг. - Рембрандт Харменс ван Рейн; 1657 г. - оформление ансамбля площади перед собором Св. Петра в Риме; 1668-1689 гг. - строительство Версаля.

План:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Новое и старое в культуре.

  3. Образование.

  4. Круг чтения. Литература.

  5. Зодчество.

  6. Живопись.

  7. Театр. Музыка.

  8. Быт, нравы и обычаи.

Основные понятия: обмирщение (секуляризация) культуры, изразцы, лепнина, терем.

Важнейшие даты: 1687 г. - открытие Славяно-греко-латинской академии.

Выдающиеся личности: Ф.М. Ртищев - основатель училища при Андреевском монастыре в Москве, В. Бурцев, К. Истомин - создатели популярного букваря, Симеон Полоцкий, Симон Ушаков, Юрий Крижанич.

Оборудование: фотографии или репродукции Казанского собора на Красной площади в Москве, теремного дворца Московского кремля, Спаса Нерукотворного Симона Ушакова, макет русской избы; иллюстрации в учебнике.

Общие рекомендации: урок посвящен развитию русской культуры в XVII в. и особое внимание необходимо уделять ее переходному характеру - от полного господства религии к постепенному все более полному обмирщению. В процессе урока необходимо максимальное использование наглядных пособий - репродукций и фотографий с целью сформировать более наглядное представление у учеников о памятниках русской культуры XVII в.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания (5 мин)

  • Каковы были основные направления внешней политики Московского государства?

  • Как развивались взаимоотношения Московского государства и Речи Посполитой?

  • Назовите этапы освоения Сибири?

II. Новое и старое в культуре (8 мин)

  • Попробуйте сформулировать, в чем заключались особенности средневековой культуры? (Основная ее особенность - ее ориентированность на религиозные ценности.)

Вековая духовная жизнь находилась под полным влиянием церкви, что отражалось на всех элементах культуры - образовании, живописи, литературе, зодчестве, музыке. Все элементы культуры были пронизаны христианскими образами и идеями. В отличие от стран Западной Европы, где обмирщение культуры стало развивать достаточно рано, в России еще и в XVII в. религиозное влияние на культуру оставалось значительным. Однако в XVII в. развитие получает и процесс обмирщения культуры.

  • В чем «истоки обмирщения»? (Элементы обмирщения в русской культуре XVII в. появляются при контакте с западноевропейской культурой.)

Обмирщение проявляется прежде всего в элитарной культуре - при дворе (вспомните о театральных постановках уже при дворе Алексея Михайловича), в среде московского боярства. Расскажите о «киевской учености» и влиянии Запада.

  • В чем заключаются особенности развития духовной жизни на Украине? (В течение первой пол. XVII в. культурная и религиозная жизнь на Украине подвергается сильной полонизации (заимствования в одежде, языке, книжной культуре, церковных обрядах и даже догматике).)

Это украинское влияние сильно сказывается и в Москве, особенно после смерти патриарха Филарета, с недоверием относившегося к религиозной чистоте украинской культуры и обрядности. После Филарета все больше украинских монахов и книжников переселяются в пределы Московского государства. Тут их ученость находит все большее признание, а украинские книги становятся все более авторитетными. Среди этих представителей киевской учености (построенной по польским образцам) было много выдающихся церковных деятелей: Епифаний Славинецкий, Дмитрий Ростовский, Симеон Полоцкий, затем Стефан Яворский, Феофан Прокопович. Во многом за их посредством польско-латинская ученость и даже бытовая культура становится популярной в Москве. Среди наиболее известных поклонников польской - и шире - западной культуры: боярина А.С. Матвеева, В.В. Голицына.

Комментарий: Используйте тексты и статьи из дополнительных материалов.

Появляются новые направления в искусстве. Но самое главное то, что в традиционных направлениях усиливается влияние светских элементов. В живописи это стремление к портретное™, реалистичности изображения; в архитектуре - расцвет светского зодчества и т. д.

  1. Образование (4 мин)

  • Как вы думаете, с чем был связан рост потребности в образованных людях? {Экономическое развитие страны требовало немалого числа образованных людей, следовательно, в XVII в. активизируется процесс развития образования.)

  • Какое образование существовало в средневековье на Руси? {Школы при монастырях и домашнее образование.)

Невозможность восполнить потребность в знающих людях приводила к притоку мастеров из-за границы. В России продолжает действовать система домашнего образования, возникают первые гражданские школы. В 1687 г. создана Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в стране. Это было первое высшее учебное заведение для выходцев из всех сословий (кроме крепостных).

  • Какую роль сыграла академия в развитии отечественного образования? {По сути дела, в русскую жизнь были впервые внесены элементы университетского образования.)

Комментарий: Обратите внимание учеников на распространение научных знаний, подчеркните роль книгопечатания. Приведите несколько наименований книг («Устав ратных дел», «Считание удобное», «Куранты»).

  1. Круг чтения. Литература (4 мин)

  • Каких литераторов XVII в. вы знаете? {Протопоп Аввакум, Симеон Полоцкий и др.)

Рассказывая о литературе XVII в., следует отметить большое распространение сатирической повести («О Ерше Ершовиче») и устного народного творчества (песни, стихи, былины).

Комментарий: Особое внимание уделите «Житию протопопа Аввакума». Расскажите о Симеоне Полоцком (см. дополнительные материалы).

  1. Зодчество (5 мин)

Вершина деревянного зодчества - дворец в Коломенском. Было заметно влияние традиций деревянного зодчества на строительство посадских церквей. Стремление к нарядности было особенно характерно для «русского барокко».

Комментарий: Целесообразно использовать активное участие учеников в описании памятников архитектуры.

*

  1. Живопись (4 мин)

  • Какой жанр в живописи заметно преобладал в России в средние века? {Иконопись.)

Живопись XVII в. развивается по религиозным канонам, но четко прослеживаются черты обмирщения. На фресках и иконах изображаются картины русской жизни. Симон Ушаков, например, старался передавать в иконах черты человеческого лица. Для этого времени характерно появление парсуны - парадного

VII. Театр. Музыка (3 мин)

Большое развитие получил в России балаганный кукольный театр, особенно представления с участие Петрушки, носившие сатирический характер. Власть боролась с проявлениями уличной культуры.

- Как вы думаете, почему? (Народные представления часто носили провокационный характер по отношению к представителям власти.) В то же время со времени Алексея Михайловича происходят театральные представления, режиссированные по образцам западноевропейского театрального искусства.

Работа с таблицей: В конце занятия необходимо еще раз подвести итог - в XVII в. в русской культуре активно развиваются светские элементы. Рекомендуется составить и заполнить на доске таблицу (возможно - в ходе урока):

Сферы культурной жизни

Новые элементы в культуре XVII в.

1. Живопись (и т. Д)


VIII. Быт, нравы и обычаи (5 мин)

Именно тогда в русскую культуру (особенно в высшие слои) проникают элементы западноевропейской культуры: как заимствования в одежде, посуде, модах, забавах, военном деле и т. п., так и стремление к новому типу образования - изучению иностранных языков, женскому образованию, интерес и уважение к чужеземным нравам и традициям.

Вариант урока 10. Русская культура XVII в. (урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф. Предполагается также распечатать для учащихся дополнительные материалы, прилагаемые к уроку.

I. Игра

Учитель выбирает 6 человек, которым поручает в качестве домашнего задания написать коллективное сочинение-эссе от имени

театрального режиссера XVII «Что интересно зрителю». На уроке представители этой группы зачитывают сочинение. После этого учитель и учащиеся задают авторам вопросы, вступают с ними в дискуссию. Авторы отстаивают свои положения, исходя из особенностей театрального репертуара и постановок, а также специфики зрительской аудитории в XVII в.

Если сочинение будет признано удачным, его авторы получают оценку «пять», отличную оценку получают также учащие, активно принимавшие участие в дискуссии.

IV. Итог урока

В конце урока учитель напоминает учащимся, что театр в XVII в. качественно отличался от современного. Во-первых, он был придворным. Во-вторых, сюжеты были преимущественно религиозными. Однако само появление театра обозначало секуляризацию русского общества, уже способного понимать театральное зрелище.

Домашнее задание: Рыбаков: § 34 и вопросы в конце параграфа, задания 1,4 из рабочей тетради к данному параграфу  :Данилов: § 10-11 ;Пчелов: § 14-15; Черникова: § 17-18.

Рекомендуемые вопросы:

  1. В чем проявлялось обмирщение русской культуры XVII в.?

  2. Какие новые веяния (элементы) в русской культуре по сравнению с предыдущими веками вы заметили? Чем объясняется их появление?

  3. Можно ли применительно к XVII в. говорить о светском (секулярном) характере русской культуры? Ответ аргументируйте.

Дополнительный материал

Обмирщение (кульmуры) - усиление светских начал в культуре. Изразцы - керамические плитки для облицовки стен, печей и. т. д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью. С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. Лепнина - рельефные украшения на фасадах и интерьерах зданий. Фёдор Михайлович Ртищев (1626-1673) - русский государственный и культурный деятель. Сын окольничего. С 1645 года занимал дворцовые должности стряпчего, постельничего, дворецкого. В 1656 году получил чин окольничего. Во время войн России с Польшей и Швецией (1654-1656) выполнял различные дипломатические поручения. Ртищев был близким советником царя Алексея Михайловича и входил в «Кружок ревнителей благочестия». Возглавлял ряд приказов: Приказ Большого дворца, приказ тайных дел и др. Ртищев способствовал укреплению русско-украинских культурных и политических связей. Пригласив из Киева учёных монахов (Епифания Славянецкого и др.)

садятся на него, один на шею, другой на ноги и палкой бьют его по спине и лядвеям до того, что он не в силах встать. Как это наказание ни жестоко, оно не может сравниться с тем, которому подвергают за неуплату акциза на табак и водку Наказание это называют бить кнутом. ... Потом его бьют кнутом, состоящим из множества маленьких полос из невыделанной лосиной кожи. Эти полоски так жестки и палач бьет так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости... Мне кажется, что голландец не вынес бы подобного наказания и испустил бы дух под рукой палача. Эти наказания, как ни жестоки, не слывут бесчеловечными; даже находят, что дешево отделались, если не отсекли ноги, руки или головы, что случается почти ежедневно.

Стрюйс Я. Путешествие по России голландца Стрюйса //

Русский архив, 1880

Отношения к иностранцам

Смутное время впервые и больно ударило по сонным русским умам, заставило способных мыслить людей раскрыть глаза на окружающее, взглянуть прямым и ясным взглядом на свою жизнь. У писателей того времени. .. ярко просвечивает то, что можно назвать исторической мыслью... Очевидно, мысль тронулась и пыталась повлечь за собой застоявшуюся жизнь, не видя в ней более свыше установленного неприкосновенного порядка. С другой стороны, западное влияние приносило к нам понятия, направлявшие мысль на условия и удобства именно земного общежития и ставившие его усовершенствование самостоятельной и важной задачей государства и общества. Но для этого нужны были знания, каких не имела и которыми пренебрегала древняя Русь, особенно изучение природы и того, как она может служить потребностям человека.

Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 8-ми т.

М, 1957. Т. 3

Мнение иностранца об образовании в Московском государстве

Москвитяне без всякой науки и образования, все однолетки в этом отношении, все одинаково вовсе не знают прошедшего, кроме только случаев, бывших на их веку, да и то еще в пределах Московского царства, так как до равнодушия не любопытны относительно иноземных. А что Москвитяне изгоняют все знания в такую продолжительную и безвозвратную ссылку, это надобно приписать, во-первых, самим государям, которые ненавидят их, ... и, во-вторых, духовенству: зная, что науки будут преподаваться по-латыни и могут быть допущены не иначе, как вместе с латинскими учителями, оно боится, чтобы этими воротами не вошел Латинский обряд...

Мейерберг А. Путешествие в Московию. М., 1874. С. 33

Карамзин о западном влиянии

Вообще царствование Романовых, Михаила, Алексея, Феодора способствовало сближению Россиян с Европою как в гражданских уч- рождениях, так и в нравах от частых государственных сношений с ее дворами, от принятия на нашу службу многих иноземцев и поселения других в Москве. Еще предки наши усердно следовали своим обычаям, но пример начинал действовать, и явная польза и явное превосходство одерживали верх над старым навыком в воинских уставах, в системе дипломатической, в образе воспитания или учения, в самом светском обхождении... Сие изменение делалось постепенно, тихо едва заметно, как естественно возрастание, без порывов и насилия. Мы заимствовали как бы нехотя, применяя все к нашему и новое соединяя с старым.

Карамзин Н. Записка о древней и новой России.

СПб., 1914. С. 22

О русском барокко

В Московскую Русь этот стиль пришел, как и все новинки, с Запада, именно из Польши через Украину. Барокко имело здесь свой период развития и оставило ряд замечательных памятников, свидетельствующих о влиянии местной деревянной архитектуры, которая сама заимствовала предварительно черты этого стиля. Наибольший расцвет украинского периода барокко связан с именами Петра Могилы в середине и гетмана Мазепы в конце столетия.

...В Москве польско-украинское барокко вызывает в конце века создание особой разновидности этого стиля. Церковная традиция удерживает форму пятиглавого храма на крестовом плане, и строители воздерживаются некоторое время от формы базилики. Но луковичная форма главы уступает место фигурной западной, с перехватами. Шатер перестал употребляться для колокольни, заменяясь многоярусной башней, вытягивающейся кверху. Наиболее известными образцами этого типа московского барокко являются московские церкви Нового девичьего монастыря, узорная церковь Николы большого Креста и церковь Владимирской Божьей матери в Китай-городе и церковь Богородицы в Филях. Руководящая роль при введении этого стиля принадлежит московским боярам, приближенными царей (Нарышкиными)... В.В.Голицын одновременно вводит тот же стиль в гражданскую архитектуру и появляется особый тип «вотчинных» церквей в боярских усадьбах.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры.

В 3-х т. М., 1994. Т .2

Урок 11. Обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.»

*

Цель: повторение и обобщение пройденного материала.

План:

  1. Смута.

  2. Экономическое развитие России в XVII в.

  3. Сословная и государственная структура в XVII в.

  4. Внутренняя политика Романовых - основные вехи.

  5. Основные направления и итоги внешней политики.

  6. Русская культура XVII в.

  7. Выдающиеся личности русской истории XVII в. (по желанию учителя и если позволяет время).

Основные понятия: самозванец, гражданская война, Смута, всероссийский рынок, барщина, крепостное право, раскол, старообрядцы, обмирщение (культуры).

Важнейшие даты: 1605 г. - воцарение Лжедмитрия I; 1609-1611 гг. - оборона Смоленска; 1612 г. - освобождение Москвы от поляков; 1613 г. - Земский собор. Избрание на царство Михаила Романова; 1648 г. - начало восстания под предводительством Богдана Хмельницкого; 8 января 1654 г. - Переяславская рада; 1654-1667 гг. - русско-польская война; 1686 г. - «Вечный мир» с Речью Посполитой; 1648 г. - морской поход С. Дежнева; 1649 г. - Соборное уложение; 1654 г. - начало церковной реформы; 1670-1671 гг. - восстание Степана Разина; 1682 г. - отмена местничества; 1687 г. - открытие Славяно-греко-латинской академии.

Выдающиеся личности: Лжедмитрий I, М.В. Скопин-Шуйский, Д.М. Пожарский, К.А. Минин, Д.Т. Трубецкой, патриарх Филарет, купцы Строгановы, Н. Демидов, С. Дежнев, царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум, Богдан Хмельницкий, Ст. Разин, А.Л. Ордин-Нащокин; В.В. Голицын, царевна Софья.

Ход урока

Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Урок рекомендуется проводить в форме беседы с учащимися, задавая им вопросы по пройденному материалу, акцентируя внимание на выводах и причинно-следственных связях. Также проведите опрос о выдающихся личностях. Учащие должны усвоить как теоретический, так и фактический материал по истории России в XVII в. Рекомендуется заполнение несколькими учениками на доске таблиц, работа над которыми велась в течении предыдущих уроков (см. ниже). Можно также предложить учащимся тестовые задание (см. приложение).

Другой вариант проведения обобщающего урока - разбить класс на несколько групп, каждой из которых предложить подготовить сообщение по сквозной теме, которая должна пронизывать весь XVII в. Например: «Реформы в России в XVII в.», «Народные движения в России в XVII в.» и т. п. Сообщение каждой группы может заканчиваться вопросами учеников к выступающему.

Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I.

В ходе урока рекомендуется заполнение на уроке таблиц, с целью обобщения и закрепления пройденного материала. Предлагается заполнить следующие таблицы.

1. Внешняя политика России в XVII в.

Дата

Событие



2. Социальная структура населения России XVII в.

Социальная группа

Положение в обществе



3. Культура России XVII в.

Элементы культуры

Особенности в России XVII в.



4. Расширении территории России в XVII в.

Территория

Время присоединения



5. Органы власти и управления в XVII в.

Органы власти и управления

Их функции



Рекомендуем составление или воспроизведение на доске схемы соподчинения органов управления страной. Рядом можно нарисовать такую же схему о России XVI в. Покажите отличия.

Вопросы по теме Смутное время

- Объясните, кто и по каким причинам поддержал в Польше самозванца? (Польской знати было невыгодно усиление России, поэтому они и поддержали Лжедмитрия, прекрасно зная, кем он был на самом деле. Они предполагали, что самозванец станет соперником Годунова, однако в качестве сильного государя Всея Руси Лжедмитрий их уже не устраивал. Наоборот, мелкая шляхта поддержала самозванца в надежде на богатство и уважаемое положение при Московском дворе.)

  • Почему Лжедмитрий, которого, когда он объявился в России, пользовался всеобщей поддержкой, быстро утратил популярность? (Самозванец не смог удовлетворить претензии сословий. Щедро раздавая обещания на пути к трону, он не смог выполнить их даже частично.)

  • Почему Василий Шуйский не собирал народного ополчения, а обратился за помощью к шведам? Почему шведы оказали эту помощь? (Шуйский не был популярен, поэтому население не откликнулось бы на его призыв о помощи. Шведы помогли Шуйскому, так как стремились помешать польским поползновениям на контроль над Россией, а также потому, что и сами искали выгоды в бедственном положении русского государства.)

  • Какие задачи внутренней политики России, стоявшие ещё перед правительством Годунова, решились в смутное время, а какие - нет? (Единственным решённым вопросом стал вопрос о доверии к правительству; к числу нерешённых относились проблема крепостного права, территориальный вопрос и казацкий вопрос.)

  • Почему после Смутного времени Земские соборы созывались чаще, чем до 1600 г.? (Ни Иван Грозный, ни Борис Годунов не рассчитывали найти поддержку своим мероприятиям среди народа, а после Смуты роль представительства резко увеличилась и первые Романовы просто боялись что-либо предпринимать без одобрения сословий, опасаясь за собственную власть.)

Задания для письменной работы или фронтального опроса

Вариант 1

  1. Почему патриарх Филарет пришёл к власти только в 1619 году, а не в 1613 году?

  2. Назовите европейских правителей, современников Филарета и Михаила Романова.

  3. Каким образом Россия вернула Новгород?

  4. Когда русские впервые достигли Енисея, Лены, Амура, Сахалина? Перечислите народы, с которыми там столкнулись первопроходцы.

Вариант 2

  1. Почему в 1654 году в состав России вошла только левобережная Украина?

  2. Насколько успешной была церковная реформа Никона? Какие силы в России поддерживали реформу, и кто выступал против?

  3. Каким крестьянам в 1660 году жилось лучше: помещичьим, монастырским, боярским, черносошным?

  4. Почему украинские казаки предпочли объединиться с Россией, а не с Польшей?

  5. Перечислите отличия типичного русского храма XVII в. от типичного храма XVI-XV вв. Назовите известные храмы XVII в.

Ответы

Вариант 1

  1. В 1613 году патриарх находился в польском плену; в Россию отец нового царя вернулся только после заключения перемирия с Польшей.

  2. Король Людовик XIII, кардинал Ришелье, король Яков I Стюарт, король Густав II Адольф и др.

  3. Новгород шведы вернули в качестве оплаты за зерно, предоставленное Россией в ходе Тридцатилетней войны.

  4. Енисей, Лена и Байкал - первая половина XVII в., Амур, Сахалин, Чукотка - вторая половина XVII в.

Вариант 2

  1. К России присоединилась та часть Украины, чьи связи с Россией и православием были сильнее. Население Правобережной Украины предпочло остаться в Польше.

  2. Отношение к реформе, по сути, зависело от отношения к царю и его политике. Знать, не желая соглашаться с усилением центральной власти, искала пути найти её слабое звено; основная масса народа не очень сильно разбиралась в тонкостях церковной догматики и едва ли сама смогла бы идейно обосновать суть Раскола. В целом, реформу можно признать успешной, хотя последствия её и были тяжелыми для общества.

  3. Лучше всего - черносошным, т. к. государство было не самым жестким помещиком, далее - монастырским, так как у них меньше размеры оброка и барщины, потом - боярским. Хуже всего приходилось помещичьим крестьянам.

  4. Выбор определила вера; Россия была православной, а в Польше исповедуют католицизм.

  5. Храм XVII в. - краснокирпичный, пятиглавый, с шатровой колокольней, декорирован многоцветным изразцом. Это храмы: Троицы в Никитниках (Москва), Ильи Пророка и Иоанна Предтечи (Ярославль). В XVI в. храмы строили небольшого размера, одноглавые, кирпичные, с крышей в виде пирамиды кокошников и колокольне предпочитали звонницу. Пример: храм Трифона в Напрудном в Москве. Крупные соборы XVI века выглядели иначе. Это пятиглавые соборы с белокаменной облицовкой кирпичной стены. Популярны были и шатровые храмы, среди которых особо можно выделить храм Вознесения в Коломенском и Покровский Собор на Красной площади.

Самостоятельная письменная работа

Вариант 1

  1. Почему Смутное время получило такое название. Назовите даты и этапы Смутного времени. Какие именно государства участвовали в интервенции и что этому способствовало.

  2. Нарисуйте схему государственного устройства России XVII века.

  3. Что такое раскол.

  4. Укажите даты правления Алексея Михайловича, даты Смоленской войны.

  5. Кто такой Григорий Отрепьев?

Вариант 2

  1. Назовите главные направления внешней политики при Алексее Михайловиче. Назовите причины присоединения Украины к России и укажите даты этого процесса.

  2. Нарисуйте схему «Сословия русского общества в XVII в.».

  3. Что означает название «бунташный век». Назовите 4 причины крестьянских войн в XVII веке.

  4. Укажите дату начала правления новой династии, назовите ее; укажите даты восстания Разина.

  5. Кто такой Ордин-Нащокин?

Тест к уроку 11

Вариант I

  1. После восстания в Москве 1648 года Алексей Михайлович приказал:

а)        сократить срок сыска беглых крестьян;

б)        назначить новых сборщиков налогов;

в)        отстранить от власти Б.И. Морозова;

г)        назначить новых сборщиков приказов.

  1. Барщинное хозяйство характеризуется:

а)        натуральным хозяйством;

б)        личной зависимостью крестьянина;

в)        товарным производством;

г)        экономической зависимостью крестьянина.

  1. Ремесло - это:

а)        мелкое производство промышленных изделий по заказу;

б)        производство, где применяется техника;

в)        промысловое хозяйство;

г)        производство с разделением труда.

  1. В России на мануфактурах применялся труд:

а)        наёмных и крепостных рабочих;

б)        батраков;

в)        крепостных крестьян;

г)        наёмных рабочих.

  1. XVII в. в России в экономическом развитии характеризуется:

а)        быстрым развитием капиталистических отношейий;

б)        дальнейшим процессом закрепощения крестьян;

в)        появлением бирж, банков;

г)        формированием единого всероссийского рынка.

  1. Церковный раскол связан с тем, что:

а)        Русская Православная Церковь стала национальной;

б)        началась борьба за подчинение светской власти;

в)        правительство начало секуляризацию земель;

г)        необходимо было изменить обряды и богослужебные книги.

  1. Основная причина городских восстаний XVII в.:

а)        недовольство общества деятельностью приказной системы;

б)        ухудшение положения населения из-за введения косвенных налогов;

в)        дальнейшее закрепощение крестьян;

г)        недовольство церковной реформой и расколом Церкви.

  1. Парсуна - это название:

а)        архитектурного стиля;

б)        живописного портретного изображения;

в)        артиллерийского орудия;

г)        документов Тайного приказа.

Вариант II

  1. Разорённое состояние России в начале XVII в. связано:

а)        с прекращением династии Рюриковичей;

б)        с опричниной Ивана Грозного;

в)        со Смутным временем;

г)        с уничтожением остатков Золотой Орды.

  1. «Соборное уложение» 1649 г. разрешило дворянам:

а)        дарить свои поместья монастырям;

б)        продавать и покупать свои поместья;

в)        передавать свои поместья по наследству;

г)        дарить поместья государству.

  1. Экономическое развитие России сдерживалось:

а)        развитием товарного производства;

б)        системой крепостного права;

в)        специализацией районов по выработке продукции.

  1. Какое хозяйство существует только в условиях натурального хозяйства и слабо связано с рынком?

а)        промысловое;

б)        ремесленное;

в)        мелкотоварное;

г)        барщинное.

  1. Первыми в России стали возникать мануфактуры в области:

а)сукноделия;

б)судостроения;

в)        предметов первой необходимости;

г)        чёрной металлургии.

  1. Безопасность южных границ в начале XVII в. обеспечивалась:

а)        отражением набегов крымцев;

б)        переселением казачества на южные рубежи;

в)        династическими браками с крымскими ханами;

г)        ежегодными дарами крымскому хану.

  1. «Соборное уложение» уделило большое внимание вопросам:

а)        землевладения;

б)        политики;

в)        сбора налогов;

г)        уголовного права.

  1. С какими государствами Россия не имела ни военных, ни политических конфликтов в XVII веке?

а)        с Китаем;        ,

б)        со Швецией;

в)        с Англией;

г)        с Голландией.