СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский лирический пейзаж.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание картины Саврасова "Грачи прилетели"

Просмотр содержимого документа
«Русский лирический пейзаж.»

Русский лирический пейзаж.

Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели».

История художника А. Саврасова- одна из многих, подтверждающих идею о том, что человек должен найти свое истинное призвание. Будучи подростком, Алексей Кондратьевич продавал свои акварели торговцам из Москвы, а после поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Сильное влияние на мировоззрение живописца оказало творчество Венецианова- гармония его полотен затронула душу Саврасова.

Московское общество любителей искусства предоставило талантливому молодому человеку средства на обучение в Европе. По возвращению домой, он обратился к мотивам деревенской жизни. До Саврасова неброская красота русской природы считалась недостойной внимания- общество того времени боготворило итальянские виды, руины Древнего Рима, заграничные закаты и восходы, буквально пропитанные романтикой.

С начала 1870 года Саврасов, прежде работавший в основном в окрестностях Москвы, стал часто ездить в провинцию. Больше всего художнику пришлась по душе Волга- Саврасов побывал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце, и в последующие пять лет волжские пейзажи будут главным предметом его живописи. В первый год в Поволжье, с 1870-го по 1871-й, художник написал несколько картин, включая масштабное полотно «Волга под Юрьевцем», за которое получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств в 1871 году. В работе над «Волгой» Саврасову помогал Перов, с которым он близко общался и преподавал в Училище живописи.

В декабре 1870 года у художника возник конфликт с руководством училища- его упрекнули в том, что у него мало учеников и лишили казенной квартиры. Расстроенный Саврасов взял отпуск на полгода и в самый разгар занятий вместе с семьей уехал в Ярославль, приняв (судя по всему, от Третьякова) заказ на исполнение «рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге».

Один из учеников Алексея Кондратьевича, Константин Коровин, вспоминал, как молодые художники- студенты Училища, воодушевленные словами своего преподавателя, гурьбой шли в Сокольники, где «фиалки уже распустились», в Останкино- изучать природу, проникаться ею и писать этюды. «Ступайте писать- ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают- хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное- чувствуйте»,- говорил художник. Вся мастерская с первыми весенними днями отправлялась за город. Коровин вспоминал наставление Саврасова: «Надо почувствовать, надо чувствовать- как хорошо в воздухе чувствуется весна».

В Ярославле Саврасов вел «тихую и сосредоточенную жизнь», которую нарушила болезнь жены и смерть новорожденной дочери. Но уже весной 1871 года художник, окрыленный успехом картины «Волга под Юрьевцем» и охваченный творческим экстазом, отправился на поиски пейзажа для своей будущей картины, в которой воспевалось бы осторожное пробуждение природы ранней весной. Так Алексей Кондратьевич оказался в селе Молвитино неподалеку от Костромы. Это был большой живой центр с красивой церковью, построенной в конце 17 века (Воскресенская церковь, изображенная на картине, сохранилась до наших дней). Ее колокольня с кокошниками, украшавшая остроконечный шатер, небольшие купола белого храма были одними из тысяч на просторах царской России. Легенды села рассказывали, что именно отсюда родом был Иван Сусанин.

Саврасов начинает работать над этюдами глубинки. Художник любил весну, и на его карандашных набросках оживали березы, освещаемые солнцем, слышалась музыка капели и журчания первых весенних ручейков.

Алексей Кондратьевич восхищался старинной русской архитектурой, видимо находя в ней ту же особую поэзию, которую он видел в природе. Церковь живописец хотел изобразить давно. Со свойственной ему реалистичностью в подходе к изображению предметов Саврасов пишет ее с облупившейся штукатуркой, обнажившейся кирпичной кладкой. Он искал точку, с которой церковь будет лучше всего просматриваться и однажды остался там до самого вечера. Храм одновременно тянется к небу и приникает к земле: возвышенное и приземленное идут рука об руку. Произошло то, что должно было рано или поздно произойти- природа околицы, пьянящий аромат мартовского воздуха подарили ему вдохновение. Этюд будущей картины был нарисован на удивление быстро.

«Грачи прилетели». Уже само название дарит каждому из нас ощущение весны, поры рассвета природы, жизненной энергии и целую гамму непонятных, но прекрасных и захватывающих чувств. Здесь все состоит из намеков, которые автор сумел преподнести таким образом, что они не выбиваются из общей картины, а гармонично дополняют друг друга, показывая, что вскоре наступит самое долгожданное время года- весна. Картина не представляет на суд зрителя символичные образы, она проста и понятна, а поэтому близка каждому человеку. На полотне изображена не природа в целом, а непосредственный момент, который говорит нам о том, что вот именно сейчас приближение весны чувствуется особенно остро. Такие моменты бывают когда, например, человек идет по улице в зимней одежде, он суров и погружен в свои мысли; но вдруг решает поднять глаза и тут понимает, что природа и все вокруг него сильно изменилось. Он видит, что небо стало выше и прозрачнее, а где- то вдали слышно пение птиц, которые радуются приближению весны.

Среди всех картин, символизирующих наступление какого- то времени года, показывающих природу и определенное настроение, работа А.К.Саврасова «Грачи прилетели» является одной из самых ярких, интересных и узнаваемых. «Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу»,- писал об авторе «Грачей» Исаак Левитан.

Обычный весенний немного сероватый день. Коряво изогнутые березки на холме облепили грачи. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Грачи- символ приходящей весны, обновления природы, воскрешения и возвращения к жизни. Метафорой воскрешения служит и спрятавшаяся за стволами неказистых берез верба: с ее ветками, аналогом пальмовых ветвей в холодном климате, на Руси традиционно встречали Вербное воскресение. Грачи заставляют картину звучать. Но их темные силуэты полны какого- то мистического, почти религиозного значения. «Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай- и жизнь тайна, прекрасная тайна»,- говорил Саврасов своим ученикам. Его картины часто сравнивали с музыкальными произведениями. Лидер передвижников Иван Крамской больше всего ценил художника за наличие в его живописи «душевных нервов, которые чутки к шуму и музыке в природе… струны, которая могла бы обращаться в песню».

Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Нежно- лиловые перелески дополняют горизонт. Где- то там, вдалеке, течет своим чередом повседневный ход жизни, и лишь легкий ветерок объединяет его и природу в единое целое.

Изображая линию горизонта, Саврасов намеренно использовал более светлые оттенки красок, размывая их, чтобы создать ощущение широты и глубины открывающегося глазу зрителя пространства. Небо в «Грачах» затянуто облаками и написано в серо- голубых, тусклых тонах. Для того чтобы в точности передать малейшие оттенки, художник специально пользуется непокрытым красками холстом.

В живописи Саврасова прослеживается мотив устремленности ввысь, часто повторяются образы мачт и деревьев, которые тянутся к небосклону и раздвигают границы полотна. Прибегнув к одному из своих излюбленных приемов- «вертикали» от земли к небу, художник изображает небесные блики и в проталинах на нижней части полотна.

Любовь Саврасова к деталям и его умение чувствовать природу проявляются в тончайшем рисунке подтаявшего снега: где- то он потемневший, где- то сиреневый, нежно- лиловый, голубой и даже розовый. На крыше дома живописец изображает его желтовато- белым, а на бугре у забора- с проглядывающим розовато- золотистым отсветом. В картине есть только легкий, едва заметный намек на солнце. Но при этом полотно необыкновенно светлое, нежное и сдержанное по колориту. Оно наполнено струящимся, обволакивающим предметы воздухом, без которого, по словам самого художника, «пейзаж- не пейзаж». Свет как будто идет от земли, его источника не видно.

Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Живописец сумел изобразить не просто статичный пейзаж, а охватить неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни. Энергия единит все- птиц, талый снег, дымок из труб на избах, их невидимых обитателей, купола церкви. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии- «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянутся к небу. Звуковых эффектов автор достигает невероятных- вы уже слышите, как галдят беспокойные вестники весны, как журчит вода и падает с крыш изб капель, то есть ощущаете эту прелесть весеннего настроения.

Версия, гласящая, что «Грачи прилетели» - самая лучшая картина Саврасова, не совсем справедлива, вернее, вообще не справедлива: художник оставил массу не менее восхитительных пейзажей. Но что самая известная- это безусловно. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Некоторые художники зарабатывают на хлеб тем, что раз в год пишут серию полотен весеннего цикла. Однако в 1871 году, когда эта картина предстала перед глазами публики на выставке в Петербурге, ей не нашлось равных. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (описание в каталоге: «масло, холст 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского были больше не актуальны. Скромный деревенский вид превзошел классику, и на сегодняшний день эта картина очень популярна. Меценат, большой ценитель изобразительного искусства Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы. С тех пор художник сделал более 10 реплик картины- каждый хотел иметь в своем доме кусочек весны.

Интересно, что в 1997 году Центральный банк России выпустил двухрублевую монету, на которой изображен портрет художника и фрагмент из его «Грачей». Выпуск этого дензнака был приурочен к 100- летию со дня смерти автора картины. Еще не менее поразительный факт- в той самой Молвитинской церкви с полотна Саврасова сейчас находится музей Ивана Сусанина.

Повторить подобный успех и стиль картины «Грачи прилетели» не удавалось никому, даже самому художнику. Полотно- порождение его минутного порыва, вдохновения, подкрепленного истинным талантом, а вдохновение, как известно, особое чувство.

В русском фольклоре есть поговорка о том, что грач может расклевать зиму- так начинается встреча весны. Саврасовский холст и поражает тем, что автор передал не только преображение всего живого, а и обновление внутреннего мира человека, который живет в единении с природой.