Самоанализ занятия: « Рисуем обитателей зоопарка. Выражение характера изображаемых животных».
Педагог дополнительного образования Седова А.А.
Участники занятия известны заранее. Именно на них ориентировался подготавливаемый материал.
При планировании данного занятия были учтены следующие особенности учащихся в творческом объединении. Были определены индивидуальные задания для детей, более способных и творческих, хорошо владеющих техникой рисования гуашью. Так, например, для Беловой Кати, Нагумановой Дианы, Егунькиной Кати я предложила усложнить рисунок выбранного животного за счёт более тщательной прорисовки мелких деталей, более длительной работы с тонкой кистью.
Были также определены объем и форма самостоятельной работы с детьми.
При выборе методов учитывались возможности учащихся:
- возрастные и индивидуальные особенностей личности (дети наблюдательны, творчески активны, эмоционально отзывчивы);
- связь с личным жизненным опытом ребёнка, эмоциональное воздействие, любовь детей к животным, интерес к жизни животных в зоопарке;
- развитие межпредметных связей изобразительной деятельности, музыки и поэзии;
- разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной
К занятию был подготовлен учебно-методический комплекс: раздаточный материал, презентация о художниках- анималистах, наглядный материал. Была продумана методика наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.
Также было продумано использование здоровьесберегающих технологий, и то, в какой форме будет проведена физкультминутка.
Занятие является запланированным и проводилось в соответствии с учебно - тематическим планом реализуемой образовательной программы. Данное занятие - «Рисуем обитателей зоопарка. Выражение характера изображаемых животных»- представляет собой цепочку одного связующего звена образовательной программы, реализуемой в конкретном детском творческом объединении. Занятие проводится во время 11-й учебной недели, тема № 11- « Рисуем обитателей зоопарка». Связь этого занятия с предыдущими занятиями состоит в том, что во время 8-й учебной недели темой № 8 было « Домашние животные». Дети уже познакомились с основными приёмами изображения животных, в основном, в состоянии покоя - спящая кошка, сидящий на цепи пёс, пасущаяся корова и так далее. На данном занятии я решила познакомить детей с приёмами изображения животных в движении, с передачей индивидуальных особенностей каждого животного. Поэтому вторым заголовком занятия стало - «Выражение характера изображаемых животных». В этом и состоит специфика данного занятия. Также я считаю необходимым знакомить детей с выдающимися русскими художниками. На данном занятие это стало знакомство с художником- анималистом, а также детским писателем Евгением Чарушиным. Знакомство это состоялось в виде просмотра презентации по теме, а также вниманию детей были представлены книги Е. Чарушина, с его иллюстрациями.
Я считаю, что проведённое в такой форме занятие очень эффективным, так как на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия. Полученные детьми знания и умения, несомненно, пригодятся на следующих занятиях. Также немаловажен радостный настрой детей, возникший во время учебного процесса.
Во время занятия решались следующие задачи:
Обучающие:
Учить передавать образ обитателей зоопарка,
-Учить приёму рисования, используемому анималистом Евгением Чарушиным –
« тычок» щетинистой кистью
-Учить рисовать животных в движении
-Закрепить умение рисовать характерные признаки животных: уши, усы, полоски, пушистый хвост, коготки;
- Расширить словарный запас детей, познакомить с термином « художник – анималист»
- Закрепить умения детей работать гуашью
Развивающие:
Развивать индивидуальность, творческую активность, образное и
пространственное мышление;
-Развивать координацию движений;
-Развивать творческое воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к животным;
-Вызвать желание передавать в работе выразительность образа;
-Воспитывать аккуратность, самостоятельность;
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к работе.
-Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции и внесении тематических дополнений в работу.
Мною была также продумана логика построения занятия, взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу. Был определён объем образовательного компонента учебного материала.
Целевые установки занятия были направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Я постаралась обеспечить комплексность и взаимосвязь поставленных задач.
Началось с определения темы урока, постановки учебной задачи, когда дети прослушали песню Юнны Мориц « Пони девочек катает» в моём исполнении. Дети подпевали, затем отвечали на вопросы, мы выявили тему занятия. Следующий этап занятия, когда демонстрировалась презентация в сопровождении рассказа педагога о художниках- анималистах, был логичным продолжением первого этапа. Физкультминутка внесла разнообразие в занятие, способствовало снятию напряжения, явилась сменой деятельности. Весёлый маленький Гном Гномыч развеселил детей и они с новыми силами приступили к практической части - непосредственно рисованию. Во время рисования
В данном случае главной, стержневой задачей стало вызвать у детей интерес к профессии художника – анималиста, и использовать в своих рисунках полученные знания о приёмах рисования животных профессиональными художниками.
На занятии использовались следующие методы для раскрытия нового материала:
Словесные :
рассказ о творчестве художника Е. Чарушина, беседа с детьми
Наглядные:
Демонстрация иллюстраций художника – писателя к собственным книгам,
Демонстрация рисунков и фотографий животных - обитателей зоопарка
Практические:
Прослушивание песни Ю. Мориц « Пони в зоопарке» в исполнении педагога под аккомпанемент гитары.
Я сочетала вышеизложенные методы на данном занятии, учитывая:
-общие цели образования, воспитания и развития учащихся;
– особенности содержания и методов данной образовательной программы и изучаемого предмета, темы;
– цели, задачи и содержание материала конкретного урока;
– время, отведенное на изучение материала;
– возрастные особенности учащихся;
– уровень их реальных познавательных возможностей;
– уровень подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);
- материальную оснащенность учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.
При выборе данных методов обучения, и использования их на занятии, несомненно, большую роль играли индивидуальные возможности и особенности моего характера, уровень моей теоретической и практической подготовки.
Так, например, я очень люблю петь, аккомпанируя себе на гитаре. Детям это очень нравится. Естественно, почти на каждом занятии, или во время организационного момента, или в итоге, я стараюсь подобрать подходящий к данной теме репертуар, и исполняю сама, или вместе с ребятами, различные песенки. Многие песни я сочиняю к занятиям сама, что очень оживляет урок.
Также я считаю, что знакомство с известными отечественными художниками- иллюстраторами способствует повышению уровня развития детей, расширяет их кругозор, заставляет искать и использовать новые приёмы изображения при создании собственных рисунков.
Обоснованность выбора именно этих методов - они наилучшим образом способствовали достижению поставленной цели, обеспечивали развитие познавательной деятельности. Их эффективность – усвоение нового материала стало более доходчивым и понятным.
Для раскрытия нового материала было выбрано сочетание следующих форм обучения:
Групповая, комбинированный урок - лекция,
презентация, диалог и рисование.
В качестве педагогического контроля творческого развития детей использовалось наблюдение за проявлением знаний, умений и навыков в процессе работы. Также по просьбе некоторых учеников я индивидуально показывала приёмы рисования, напоминала правила работы с гуашью, последовательность работы на листе (сверху вниз), заполнение всего листа. Я напомнила детям , что очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:
-доведение каждой начатой работы до конца;
- обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
- поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.
В основном все дети на занятии справились с заданием самостоятельно. Также на данном занятии был использован приём взаимообучения, когда дети, обладающие большими художественными способностями, помогают своим товарищам. Всё это осуществляется под моим контролем, в тактичной дружелюбной форме. Также я заметила, что ребята положительно принимают такую поддержку. Ведь у нас разновозрастное объединение, и вполне логично, что старшие ребята показывают младшим способы изображения животных, которые им удалось освоить. Также такой метод очень эффективен, ведь дети с удовольствием учатся друг у друга. Такой метод способствует сплочённости детей, доброжелательному отношению друг к другу.
Предварительно кабинет был приготовлен к занятию. На столах были приготовлены коробочки с гуашью, салфетки, кисточки, стаканчики с водой, листы А3. На доске висел демонстрационный материал. На столе разложены книги Евгения Чарушина.
Также была приготовлена презентация с ноутбука.
Несмотря на то, что наглядного материала было в достаточном количестве, внимание детей не было перегружено, всё пространство было органично организованно.
Высокая работоспособность на занятии обеспечивалась за счёт использования игровых моментов, смены деятельности, введения элементов театрализации во время проведения физкультминутки.
Дети не чувствовали себя скованно, обстановка на занятии была доброжелательной, дружелюбной. Новая информация была преподнесена детям в интересной форме, с использованием ИКТ.
Структура урока была построена таким образом, чтобы вызвать у детей интерес и необходимость приобретения новых знаний. Объём материала урока и сложность информации учтены с учебными возможностями детей, с имеющейся у них базой знаний и умений, восприимчивостью к информации.
Работа получилась интересной и радостной. Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным и увлекательными. И установить сотрудничество между мной и детьми не составило никакого труда. Также мои ученики очень любят подведение итогов занятия, когда они берут кружочки и рисуют на них улыбающиеся рожицы. Ещё ни разу никто из наших ребят не нарисовал грустной или недовольной мордашки после занятия.
В течение всего занятия я старалась осуществить психолого - педагогическую поддержку обучающихся, направленную на:
-создание благоприятных перспектив учебной деятельности;
-гуманизацию обучения (оптимизация нагрузки в соответствии с индивидуально - психологическими особенностями учащихся (подбор индивидуальных заданий в процессе обучения);
-оптимизацию нагрузки в связи с учетом динамики работоспособности; оптимизацию нагрузки в соответствии с мотивацией к обучению.
Также я стараюсь выполнять все государственные санитарно - гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровья - сберегающих систем.
На занятиях нашего творческого объединения всегда хорошая психологическая атмосфера. Это достигается благодаря тому, что я стараюсь создать тёплую, дружескую обстановку, не давить на детей, учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Активно используются игровые моменты, элементы театрализации. На данном занятии физкультминутку с ребятами проводил Гном Гномыч. Его изображала самая маленькая девочка Дина Галимова ( 8 лет). Также я считаю, что необходимо как можно чаще хвалить детей, поощрять их, независимо от результата работы. Ведь у каждого ребёнка разные способности к рисованию, различные навыки. Дети лучше раскрываются, когда чувствуют поддержку и одобрение со стороны педагога. Ребята знают, что я всегда с радостью объясню то, что непонятно, покажу индивидуально приём рисования. Сотрудничество на занятии, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования, приводит к замечательным результатам. Часто бывает так, что дети приходят ко мне в объединение, не обладая элементарными навыками работы с красками, и к концу обучения достигают таких успехов, что становятся победителями в конкурсах.
Я считаю, что все поставленные задачи удалось реализовать полностью. Доказательством этого служат замечательные работы детей, которые можно увидеть в прилагаемой мною к самоанализу презентации, созданной на основе фотографий с данного занятия.