СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельные работы по общеобразовательной дисциплине Биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельные работы по биологии входят в комплект документации для преподавателя и рассчитаны на 36 часов.Каждый вид самостоятельной работы описан, даны критерии оценивания и определена роль преподавателя и обучающегося.

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельные работы по общеобразовательной дисциплине Биология»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ДИЗАЙНА И СЕРВИСА «ДОН-ТЕКС»



Утверждаю:

Зам. директора по УМР

___________О.И. Золотовская

«______» ____________ 2018г











Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине

БИОЛОГИЯ

для специальностей среднего профессионального образования

технического профиля





















2018



Методическое руководство по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработано на основе рабочей программы учебной дисциплины «Биология», предназначенной для специальностей среднего профессионального образования технического профиля











Организация-разработчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ

ДИЗАЙНА И СЕРВИСА «ДОН-ТЕКС»


Разработчики: Курбаналиева Н.Ю., преподаватель ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ДИЗАЙНА И СЕРВИСА «ДОН-ТЕКС»

















Методическое руководство рассмотрено и рекомендовано ЦМК общеобразовательных дисциплин естественнонаучного профиля

протокол №____________ от «____»__________20__ г.





Содержание





1 Пояснительная записка

2 Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы

3 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

4 Краткий тематический план видов самостоятельной работы

5 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

6 Литература

































1. Пояснительная записка

Методическое руководство по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Биология» способствует формированию у студентов системы знаний, практических умений и навыков по специальностям среднего профессионального образования: 08.01.07 Мастер общестроительных работ; 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ;

09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

15.01.05 Сварщик; 23.01.03 Автомеханик; 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин; 29.01.05 Закройщик.


Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы; влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции; изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты; химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически её оценивать.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей; клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе и отечественных) учёных в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику.



















2 Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы



Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:

  • уровень освоения  учебного материала;

  • уровень умения  использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • уровень сформированности общеучебных умений;

  • уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

  • обоснованность и четкость изложения материала;

  • оформление материала в соответствии с требованиями

  • уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

  • уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

  • уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

  • уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.





3 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:


практические занятия

30

контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:


составление схемы

1

составление глоссария

2

составление опорного конспекта

4

составление презентаций

5

подготовка конспекта

6

экскурсии

4

подготовка доклада

7

подготовка информационного сообщения

3

составление таблицы

2

подготовка тестовых заданий

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.




















4 КРАТКИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Раздел, тема занятия

Кол. часов

Вид работы

Введение

1

Составление схемы: «Значение биологии».

Раздел 1

Тема 1.1

Химическая организация клетки.

1

Составление глоссария по теме: «Органические вещества, их строение и функции».

Тема 2.1

Строение и функции клетки

2



2



1

Составление опорного конспекта: «Краткая история изучения клетки».

Составление презентации по теме: «Клеточное ядро. Структуры ядра».

Подготовка конспекта по теме: «Борьба с вирусными заболеваниями».

Тема 3.1

Обмен веществ и превращение энергии в клетке


1


Экскурсия в парк: «Сезонные изменения в природе».

Тема 4.1

Жизненный цикл клетки.


1


Подготовка конспекта по теме: «Клеточная теория строения организмов: история и современное состояние».

Тема 5.1

Размножение и индивидуальное развитие организмов.


3




1


Подготовка доклада на тему: «Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование».

Подготовка конспекта по теме: «Влияние внешних условий на эмбриональное развитие организма».

Раздел 2

Тема 2.1

Закономерности наследственнос-ти

1



1

Подготовка информационного сообщения: «Мендель – осново-положник генетики».

Подготовка конспекта по теме: «Взаимодействие генов».

Тема 2.2

Закономерности изменчивости


1


1




3


Составление глоссария по теме: «Виды изменчивости».

Подготовка сообщения: «Драматические страницы в истории развития генетики ( в том числе и в нашей стране)».

Подготовка презентации: «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении».

Тема 3.2

Основы селекции


1


Подготовка сообщения: «Достижения в селекции растений и животных».



Раздел 3

Тема 3.1

Микроэволюция



1




2



Подготовка конспекта по теме: «Наследственность и изменчивость – движущие силы эволюции».

Составление опорного конспекта: «Формы борьбы за существование».

Тема 3.5

Макроэволюция


1




1


Подготовка конспекта по теме: «Палеонтология – наука об истории развития органического мира».

Составление таблицы: «Основные стадии развития органического мира».

Раздел 4

Тема 4.1

Возникновение жизни на Земле



1



Экскурсия в парк: «Многообразие живого мира».

Тема 4.2

Происхождение человека


1



2


Составление сводной таблицы по теме: «Доказательства родства человека и животных».

Подготовка тестовых заданий по теме: «Происхождение человека».

Раздел 5

Тема 5.1

Экология – наука о взаимоотно-шениях организмов с окружаю-щей средой



2



Экскурсия в парк: «Естественные и искусственные экосистемы своего района».

Тема 5.2

Биосфера и человек


4


Подготовка доклада на тему: «Глобальные экологические проблемы современности».


36



























5 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Подготовка информационного сообщения – это вид вне­аудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими мате­риалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от труд­ности сбора информации, сложности материала по теме, инди­видуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1-3ч.

Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Роль преподавателя:

  • определить тему и цель сообщения;

  • определить место и сроки подготовки сообщения;

  • оказать консультативную помощь при формировании
    структуры сообщения;

  • рекомендовать базовую и дополнительную литературу
    по теме сообщения;

  • оценить сообщение в контексте занятия.

Роль студента:

  • собрать и изучить литературу по теме;

  • составить план или графическую структуру сообщения;

  • выделить основные понятия;

  • ввести в текст дополнительные данные, характеризую­щие объект изучения;

  • оформить текст письменно;

  • сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;

  • соответствие содержания теме;

  • глубина проработки материала;

  • грамотность и полнота использования источников;

  • наличие элементов наглядности.

Написание реферата – это более объемный, чем сооб­щение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.

Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 3-5 ч.

В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Роль преподавателя: идентична роли при подготовке студентом информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

  • выбора источников (разная степень сложности усвоения
    научных работ, статей);

  • составления плана реферата (порядок изложения мате­риала);

  • формулирования основных выводов (соответствие цели);

  • оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).

Роль студента: идентична при подготовке информацион­ного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

  • выбора литературы (основной и дополнительной);

  • изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);

  • оформления реферата согласно установленной форме.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;

  • соответствие содержания теме;

  • глубина проработки материала;

  • грамотность и полнота использования источников;

соответствие оформления реферата требованиям.

Написание конспекта первоисточника (статьи) – представляет собой вид внеауди­торной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.

Конспект должен начинаться с указания реквизитов ис­точника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.

Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.

Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 1-2 ч.

Задания по составлению конспекта, как вида внеаудиторной самостоятельной работы, вносятся в карту самостоятельной ра­боты в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется в начале изучения дисциплины.

Роль преподавателя:

• усилить мотивацию к выполнению задания подбором
интересной темы;

• консультирование при затруднениях.

Роль студента:

  • прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;

  • установить логическую связь между элементами темы;

  • записывать только то, что хорошо уяснил;

  • выделять ключевые слова и понятия;

  • заменять сложные развернутые обороты текста более
    лаконичными (свертывание);

  • разработать и применять свою систему условных сокращений.

Критерии оценки:

  • содержательность конспекта, соответствие плану;

  • отражение основных положений, результатов работы
    автора, выводов;

  • ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

  • наличие схем, графическое выделение особо значимой
    информации;

  • соответствие оформления требованиям;

  • грамотность изложения;

  • конспект сдан в срок.

Самостоятельное изучение темы – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы по изучению определенной темы, включая сбор, систематизацию и переработку информации.

Данный вид заданий требует от студентов развитого критического мышления по осмыслению информации, ее структурированию на главные элементы и второстепенные, а также умения лаконично формулировать мысль и выражать ее в вопросной форме. Кроме того, использование разработанных студентом данных психодиагностических средств требует от него и развитых коммуникативных, перцептивных и интерактивных навыков.

Умение формировать информацию по теме развивает у студентов широкое видение вопросов, научное мышление, приучает к основательно­сти в изучении проблем.

Затраты времени на подготовку данного задания зависят от объема информации, сложности ее структурирования, ин­дивидуальных особенностей студента и определяются препо­давателем.

Ориентировочное время на подготовку – 1ч.

Роль преподавателя:

  • определить тему, рекомендовать литературу;

  • дать консультацию по вопросу проверки знаний по данной теме;

  • проверить исполнение и степень эффективности в рамках последующего занятия.

Роль студента:

  • изучить материал источника, выделяя главное и второстепенное;

  • установить логическую связь между элементами темы;

  • подобрать и записать основные определения и понятия;

  • дать краткую характеристику изученной темы;

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации;

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • соответствие оформления требованиям;

  • аккуратность и грамотность изложения;

  • работа представлена в срок.


Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испыты­вают трудности при ее запоминании. Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным.

Опорные конспекты могут быть проверены в процессе оп­роса по качеству ответа студента, его составившего, или эффективностью его использования при ответе другими обучающимися, либо в рамках семинарских занятий может быть проведен микроконкурс конспектов по принципу: какой из них более краткий по форме, емкий и универсальный по содержанию.

Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных осо­бенностей обучающегося и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 2 ч.

Дополнительное задание по составлению опорного конспек­та вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости.

Роль преподавателя:

  • помочь в выборе главных и дополнительных элементов
    темы;

  • консультировать при затруднениях;

  • периодически предоставлять возможность апробирова­ния эффективности конспекта в рамках занятия.

Роль студента:

  • изучить материалы темы, выбрать главное и второсте­пенное;

  • установить логическую связь между элементами темы;

  • представить характеристику элементов в краткой форме;

• выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
информации и отобразить в структуре работы;

  • оформить работу и предоставить в установленный срок.
    Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации;

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • соответствие оформления требованиям;

  • аккуратность и грамотность изложения;

  • работа сдана в срок.

Составление глоссария – вид самостоятельной работы, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студента способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.

Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов – 1ч.

Задания по составлению глоссария вносятся в карту са­мостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется заранее, в начале семестра.

Роль преподавателя:

  • определить тему, рекомендовать источник информации;

  • проверить использование и степень эффективности в
    рамках практического занятия.

Роль студента:

  • прочитать материал источника, выбрать главные терми­ны, непонятные слова;

  • подобрать к ним и записать основные определения или
    расшифровку понятий;

• критически осмыслить подобранные определения и по­пытаться их модифицировать (упростить в плане устранения
избыточности и повторений);

  • оформить работу и представить в установленный срок.
    Критерии оценки:

  • соответствие терминов теме;

  • многоаспектность интерпретации терминов и конкре­тизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения
    дисциплины;

  • соответствие оформления требованиям;

  • работа сдана в срок.

Составление сводной таблицы по теме – это вид самостоятельной работы по систематизации объемной информации, которая сводится в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Крат­кость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создают­ся как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оцени­вается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и опреде­ляется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч.

Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще в контексте обязательного задания по подготовке к тео­ретическому занятию.

Роль преподавателя:

• определить тему и цель;

• осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.

Роль студенту:

• изучить информацию по теме;

  • выбрать оптимальную форму таблицы;

  • информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;

  • пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться
    к контролю по заданной теме.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • логичность структуры таблицы;

  • правильный отбор информации;

  • наличие обобщающего (систематизирующего, структури­рующего, сравнительного) характера изложения информации;

  • соответствие оформления требованиям;

  • работа сдана в срок.

Составление тестов и эталонов ответов к ним – это вид самостоятельной работы по закреплению изучен­ной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свобо­ду выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсу­ждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.

Затраты времени на составление тестов зависит от объема информации, сложности ее структурирования и определяют­ся преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания – 0,1 ч.

Роль преподавателя:

• конкретизировать задание, уточнить цель;

  • познакомить с вариантом тестов;

  • проверить исполнение и оценить в конце занятия.

Роль студента:

  • изучить информацию по теме;

  • провести ее системный анализ;

  • создать тесты;

  • создать эталоны ответов к ним;

  • представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания тестовых заданий теме;

  • включение в тестовые задания наиболее важной информации;

  • разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;

  • наличие правильных эталонов ответов;

  • тесты представлены на контроль в срок.

Составление и решение ситуационных задач (кейсов) – это вид самостоятельной работы обучающегося по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы, ее решения. Такой вид самостоятельной работы на­правлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.

Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять во­просы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблем­ные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу и предполагает третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обуче­ния сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе.

Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество ситуационных задач и затраты времени на их со­ставление зависят от объема информации, сложности и объема решаемых проблем, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на под­готовку одного ситуационного задания и эталона ответа к нему – 1 ч.

Роль преподавателя:

  • определить тему, либо раздел и рекомендовать литературу;

  • сообщить студенту информацию о методах построения проблемных задач;

  • консультировать студента при возникновении затруднений;

  • оценить работустудента в контексте занятия (проверить или обсудить ее с обучающимися).

Роль студента:

  • изучить учебную информацию по теме;

  • провести системно – структурированный анализ содер­жания темы;

  • выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруд­нение, согласовать с преподавателем;

  • дать обстоятельную характеристику условий задачи;

  • критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);

  • выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и
    стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения
    проблемы (если она на стандартная);

  • оформить и сдать на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания задачи теме;

  • содержание задачи носит проблемный характер;

• решение задачи правильное, демонстрирует применение
аналитического и творческого подходов;

  • продемонстрированы умения работы в ситуации неодно­значности и неопределенности;

  • задача представлена на контроль в срок.

Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм – это более простой вид графического способа ото­бражения информации. Целью этой работы яв­ляется развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход раз­вития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Второстепенные детали описатель­ного характера опускаются. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответ­ственно, лучшему запоминанию алгоритма. Схемы и рисунки широко используются в заданиях на практических занятиях в разделе самостоятельной работы. Эти задания могут даваться всем обучающимся как обязательные для подготовки к практическим занятиям.

Затраты времени на составление схем зависят от объема информации и ее сложности. Ориентировочное время на выпол­нение простого рисунка – 0,25 ч, сложного – 1 ч.

Роль преподавателя:

• конкретизировать задание, уточнить цель;

  • проверить исполнение и оценить в контексте задания.

Роль студента:

  • изучить информацию по теме;

• создать тематическую схему, иллюстрацию, график, диаграмму;

  • представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации.

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • аккуратность выполнения работы;

  • творческий подход к выполнению задания;

  • работа сдана в срок.

Формирование информационного блока – это такой вид
самостоятельной работы, который требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, и оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражаю­щих теоретические вопросы изучаемой проблемы (определение, структура, виды), а также практические ее аспекты (методики изучения, значение для усвоения последующих тем, профес­сиональная значимость) (приложение 12). Умение формировать информацию по теме в блоки развивает у студентов широкое видение вопросов, научное мышление, приучает к основательно­сти в изучении проблем. Качественно изготовленные информационные блоки могут служить дидактическим материалом для изучения темы в процессе самоподготовки как самим обучающимся, так и его сокурсниками. Информационный блок может включать таблицы, схемы, рисунки, методики исследования, выводы.

Затраты времени на составление информационного блока зависят от объема информации, сложности ее структурирования, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 2 ч.

Задание по составлению информационных блоков как вида внеаудиторной самостоятельной работы, планирующейся обыч­но после изучения темы в рамках семестра, когда она хорошо осмыслена. Оформляется письменно, ее объем не более двух страниц, контроль выполнения может быть произведен на прак­тическом занятии путем оценки эффективности его использования для выполнения заданий.

Роль преподавателя:

  • определить тему, рекомендовать литературу;

  • дать консультацию по вопросу формы и структуры
    блока;

  • проверить исполнение и степень эффективности в рамках практического занятия.

Роль студента:

  • изучить материал источника, выделяя главное и второстепенное;

  • установить логическую связь между элементами темы;

  • подобрать и записать основные определения и понятия;

  • дать краткую характеристику объекту изучения;

  • использовать элементы наглядности, выделить главную
    информацию в схемах, таблицах, рисунках;

  • сделать выводы, обозначить важность объекта изучения
    в образовательном или профессиональном плане.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации;

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • соответствие оформления требованиям;

  • аккуратность и грамотность изложения;

  • работа представлена в срок.

Создание материалов-презентаций – это вид само­стоятельной работы по созданию наглядных инфор­мационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систе­матизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. Создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч.

Дополнительное задание по созданию материалов-презен­таций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.

Роль преподавателя:

• помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;

• консультировать при затруднениях.

Роль студента:

  • изучить материалы темы, выделяя главное и второсте­пенное;

  • установить логическую связь между элементами темы;

  • представить характеристику элементов в краткой форме;

  • выбрать опорные сигналы для акцентирования главнойинформации и отобразить в структуре работы;

  • оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации;

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • эстетичность оформления, его соответствие требова­ниям;

  • работа представлена в срок



6 Литература
  1. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

  2. Константинов В.М, Резанов, А.Г. Общая биология. Учебное пособие для СПО. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

  3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 кл. Учебник - М., 2010.

  4. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 – М.: «Дрофа» 2010.

  5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология .

10 кл. Учебник –М., 2010.

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл.

Рабочая тетрадь. – М., 2010.

7. Чебышев Н.В. Биология. Учебник. – М., 2010.

8. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О.Общая биология. –

М.,2011.

9. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие

закономерности. – М.,2010.

10. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и

природоохранной деятельности. -- М.: Издательский центр

«Академия», 2011.


Интернет – ресурсы:

1. http:// window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным

ресурсам;

2. http:// edu.ru/ федеральный образовательный портал: учреждения,

программы, стандарты;

3. http:// www. ito.su/ информационные технологии в образовании;

4. http:// www.ed.goy.ru/ сайт Министерства образования РФ:

5. http:// www. edu.ru / Федеральный портал «Российское образование»;

6. http:// www. school.edu.ru / Российский образовательный портал;

7. http:// www. vlibrary.ru/ поисковая система газет и журналов

«Виртуальная библиотека»