ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ДИЗАЙНА И СЕРВИСА «ДОН-ТЕКС»
Утверждаю: |
Зам. директора по УМР |
___________О.И. Золотовская |
«______» ____________ 2018г |
Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине
БИОЛОГИЯ
для специальностей среднего профессионального образования
технического профиля
2018
Методическое руководство по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработано на основе рабочей программы учебной дисциплины «Биология», предназначенной для специальностей среднего профессионального образования технического профиля
Организация-разработчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ
ДИЗАЙНА И СЕРВИСА «ДОН-ТЕКС»
Разработчики: Курбаналиева Н.Ю., преподаватель ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ДИЗАЙНА И СЕРВИСА «ДОН-ТЕКС»
Методическое руководство рассмотрено и рекомендовано ЦМК общеобразовательных дисциплин естественнонаучного профиля
протокол №____________ от «____»__________20__ г.
Содержание
1 Пояснительная записка
2 Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы
3 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
4 Краткий тематический план видов самостоятельной работы
5 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
6 Литература
1. Пояснительная записка
Методическое руководство по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Биология» способствует формированию у студентов системы знаний, практических умений и навыков по специальностям среднего профессионального образования: 08.01.07 Мастер общестроительных работ; 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ;
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
15.01.05 Сварщик; 23.01.03 Автомеханик; 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин; 29.01.05 Закройщик.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы; влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции; изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты; химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически её оценивать.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные положения биологических теорий и закономерностей; клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе и отечественных) учёных в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику.
2 Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:
уровень освоения учебного материала;
уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
уровень сформированности общеучебных умений;
уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
обоснованность и четкость изложения материала;
оформление материала в соответствии с требованиями
уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
3 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
практические занятия | 30 |
контрольные работы | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе: | |
составление схемы | 1 |
составление глоссария | 2 |
составление опорного конспекта | 4 |
составление презентаций | 5 |
подготовка конспекта | 6 |
экскурсии | 4 |
подготовка доклада | 7 |
подготовка информационного сообщения | 3 |
составление таблицы | 2 |
подготовка тестовых заданий | 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта. | |
4 КРАТКИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Раздел, тема занятия | Кол. часов | Вид работы |
Введение | 1 | Составление схемы: «Значение биологии». |
Раздел 1 Тема 1.1 Химическая организация клетки. | 1 | Составление глоссария по теме: «Органические вещества, их строение и функции». |
Тема 2.1 Строение и функции клетки | 2 2 1 | Составление опорного конспекта: «Краткая история изучения клетки». Составление презентации по теме: «Клеточное ядро. Структуры ядра». Подготовка конспекта по теме: «Борьба с вирусными заболеваниями». |
Тема 3.1 Обмен веществ и превращение энергии в клетке | 1 | Экскурсия в парк: «Сезонные изменения в природе». |
Тема 4.1 Жизненный цикл клетки. | 1 | Подготовка конспекта по теме: «Клеточная теория строения организмов: история и современное состояние». |
Тема 5.1 Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 3 1 | Подготовка доклада на тему: «Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование». Подготовка конспекта по теме: «Влияние внешних условий на эмбриональное развитие организма». |
Раздел 2 Тема 2.1 Закономерности наследственнос-ти | 1 1 | Подготовка информационного сообщения: «Мендель – осново-положник генетики». Подготовка конспекта по теме: «Взаимодействие генов». |
Тема 2.2 Закономерности изменчивости | 1 1 3 | Составление глоссария по теме: «Виды изменчивости». Подготовка сообщения: «Драматические страницы в истории развития генетики ( в том числе и в нашей стране)». Подготовка презентации: «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении». |
Тема 3.2 Основы селекции | 1 | Подготовка сообщения: «Достижения в селекции растений и животных». |
Раздел 3 Тема 3.1 Микроэволюция | 1 2 | Подготовка конспекта по теме: «Наследственность и изменчивость – движущие силы эволюции». Составление опорного конспекта: «Формы борьбы за существование». |
Тема 3.5 Макроэволюция | 1 1 | Подготовка конспекта по теме: «Палеонтология – наука об истории развития органического мира». Составление таблицы: «Основные стадии развития органического мира». |
Раздел 4 Тема 4.1 Возникновение жизни на Земле | 1 | Экскурсия в парк: «Многообразие живого мира». |
Тема 4.2 Происхождение человека | 1 2 | Составление сводной таблицы по теме: «Доказательства родства человека и животных». Подготовка тестовых заданий по теме: «Происхождение человека». |
Раздел 5 Тема 5.1 Экология – наука о взаимоотно-шениях организмов с окружаю-щей средой | 2 | Экскурсия в парк: «Естественные и искусственные экосистемы своего района». |
Тема 5.2 Биосфера и человек | 4 | Подготовка доклада на тему: «Глобальные экологические проблемы современности». |
| 36 | |
5 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1-3ч.
Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
Роль преподавателя:
определить тему и цель сообщения;
определить место и сроки подготовки сообщения;
оказать консультативную помощь при формировании
структуры сообщения;
рекомендовать базовую и дополнительную литературу
по теме сообщения;
оценить сообщение в контексте занятия.
Роль студента:
собрать и изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделить основные понятия;
ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
оформить текст письменно;
сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности.
Написание реферата – это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 3-5 ч.
В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
Роль преподавателя: идентична роли при подготовке студентом информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
выбора источников (разная степень сложности усвоения
научных работ, статей);
составления плана реферата (порядок изложения материала);
формулирования основных выводов (соответствие цели);
оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).
Роль студента: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
выбора литературы (основной и дополнительной);
изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
соответствие оформления реферата требованиям.
Написание конспекта первоисточника (статьи) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 1-2 ч.
Задания по составлению конспекта, как вида внеаудиторной самостоятельной работы, вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется в начале изучения дисциплины.
Роль преподавателя:
• усилить мотивацию к выполнению задания подбором
интересной темы;
• консультирование при затруднениях.
Роль студента:
прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
записывать только то, что хорошо уяснил;
выделять ключевые слова и понятия;
заменять сложные развернутые обороты текста более
лаконичными (свертывание);
разработать и применять свою систему условных сокращений.
Критерии оценки:
содержательность конспекта, соответствие плану;
отражение основных положений, результатов работы
автора, выводов;
ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
наличие схем, графическое выделение особо значимой
информации;
соответствие оформления требованиям;
грамотность изложения;
конспект сдан в срок.
Самостоятельное изучение темы – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы по изучению определенной темы, включая сбор, систематизацию и переработку информации.
Данный вид заданий требует от студентов развитого критического мышления по осмыслению информации, ее структурированию на главные элементы и второстепенные, а также умения лаконично формулировать мысль и выражать ее в вопросной форме. Кроме того, использование разработанных студентом данных психодиагностических средств требует от него и развитых коммуникативных, перцептивных и интерактивных навыков.
Умение формировать информацию по теме развивает у студентов широкое видение вопросов, научное мышление, приучает к основательности в изучении проблем.
Затраты времени на подготовку данного задания зависят от объема информации, сложности ее структурирования, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 1ч.
Роль преподавателя:
определить тему, рекомендовать литературу;
дать консультацию по вопросу проверки знаний по данной теме;
проверить исполнение и степень эффективности в рамках последующего занятия.
Роль студента:
изучить материал источника, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
подобрать и записать основные определения и понятия;
дать краткую характеристику изученной темы;
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения;
работа представлена в срок.
Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при ее запоминании. Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным.
Опорные конспекты могут быть проверены в процессе опроса по качеству ответа студента, его составившего, или эффективностью его использования при ответе другими обучающимися, либо в рамках семинарских занятий может быть проведен микроконкурс конспектов по принципу: какой из них более краткий по форме, емкий и универсальный по содержанию.
Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 2 ч.
Дополнительное задание по составлению опорного конспекта вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости.
Роль преподавателя:
помочь в выборе главных и дополнительных элементов
темы;
консультировать при затруднениях;
периодически предоставлять возможность апробирования эффективности конспекта в рамках занятия.
Роль студента:
изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме;
• выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
информации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения;
работа сдана в срок.
Составление глоссария – вид самостоятельной работы, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студента способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.
Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов – 1ч.
Задания по составлению глоссария вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется заранее, в начале семестра.
Роль преподавателя:
определить тему, рекомендовать источник информации;
проверить использование и степень эффективности в
рамках практического занятия.
Роль студента:
прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;
подобрать к ним и записать основные определения или
расшифровку понятий;
• критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения
избыточности и повторений);
Составление сводной таблицы по теме – это вид самостоятельной работы по систематизации объемной информации, которая сводится в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч.
Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще в контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию.
Роль преподавателя:
• определить тему и цель;
• осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.
Роль студенту:
• изучить информацию по теме;
выбрать оптимальную форму таблицы;
информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;
пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться
к контролю по заданной теме.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
логичность структуры таблицы;
правильный отбор информации;
наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
соответствие оформления требованиям;
работа сдана в срок.
Составление тестов и эталонов ответов к ним – это вид самостоятельной работы по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.
Затраты времени на составление тестов зависит от объема информации, сложности ее структурирования и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания – 0,1 ч.
Роль преподавателя:
• конкретизировать задание, уточнить цель;
Роль студента:
Критерии оценки:
включение в тестовые задания наиболее важной информации;
разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;
наличие правильных эталонов ответов;
тесты представлены на контроль в срок.
Составление и решение ситуационных задач (кейсов) – это вид самостоятельной работы обучающегося по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы, ее решения. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.
Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу и предполагает третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе.
Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество ситуационных задач и затраты времени на их составление зависят от объема информации, сложности и объема решаемых проблем, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного ситуационного задания и эталона ответа к нему – 1 ч.
Роль преподавателя:
определить тему, либо раздел и рекомендовать литературу;
сообщить студенту информацию о методах построения проблемных задач;
консультировать студента при возникновении затруднений;
оценить работустудента в контексте занятия (проверить или обсудить ее с обучающимися).
Роль студента:
изучить учебную информацию по теме;
провести системно – структурированный анализ содержания темы;
выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем;
дать обстоятельную характеристику условий задачи;
критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);
выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и
стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения
проблемы (если она на стандартная);
Критерии оценки:
• решение задачи правильное, демонстрирует применение
аналитического и творческого подходов;
Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм – это более простой вид графического способа отображения информации. Целью этой работы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Второстепенные детали описательного характера опускаются. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма. Схемы и рисунки широко используются в заданиях на практических занятиях в разделе самостоятельной работы. Эти задания могут даваться всем обучающимся как обязательные для подготовки к практическим занятиям.
Затраты времени на составление схем зависят от объема информации и ее сложности. Ориентировочное время на выполнение простого рисунка – 0,25 ч, сложного – 1 ч.
Роль преподавателя:
• конкретизировать задание, уточнить цель;
Роль студента:
• создать тематическую схему, иллюстрацию, график, диаграмму;
Критерии оценки:
наличие логической связи изложенной информации;
аккуратность выполнения работы;
творческий подход к выполнению задания;
работа сдана в срок.
Формирование информационного блока – это такой вид
самостоятельной работы, который требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, и оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих теоретические вопросы изучаемой проблемы (определение, структура, виды), а также практические ее аспекты (методики изучения, значение для усвоения последующих тем, профессиональная значимость) (приложение 12). Умение формировать информацию по теме в блоки развивает у студентов широкое видение вопросов, научное мышление, приучает к основательности в изучении проблем. Качественно изготовленные информационные блоки могут служить дидактическим материалом для изучения темы в процессе самоподготовки как самим обучающимся, так и его сокурсниками. Информационный блок может включать таблицы, схемы, рисунки, методики исследования, выводы.
Затраты времени на составление информационного блока зависят от объема информации, сложности ее структурирования, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 2 ч.
Задание по составлению информационных блоков как вида внеаудиторной самостоятельной работы, планирующейся обычно после изучения темы в рамках семестра, когда она хорошо осмыслена. Оформляется письменно, ее объем не более двух страниц, контроль выполнения может быть произведен на практическом занятии путем оценки эффективности его использования для выполнения заданий.
Роль преподавателя:
определить тему, рекомендовать литературу;
дать консультацию по вопросу формы и структуры
блока;
проверить исполнение и степень эффективности в рамках практического занятия.
Роль студента:
изучить материал источника, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
подобрать и записать основные определения и понятия;
дать краткую характеристику объекту изучения;
использовать элементы наглядности, выделить главную
информацию в схемах, таблицах, рисунках;
сделать выводы, обозначить важность объекта изучения
в образовательном или профессиональном плане.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения;
работа представлена в срок.
Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. Создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч.
Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.
Роль преподавателя:
• помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;
• консультировать при затруднениях.
Роль студента:
изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме;
выбрать опорные сигналы для акцентирования главнойинформации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
работа представлена в срок
6 Литература
Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
Константинов В.М, Резанов, А.Г. Общая биология. Учебное пособие для СПО. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 кл. Учебник - М., 2010.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 – М.: «Дрофа» 2010.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология .
10 кл. Учебник –М., 2010.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл.
Рабочая тетрадь. – М., 2010.
7. Чебышев Н.В. Биология. Учебник. – М., 2010.
8. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О.Общая биология. –
М.,2011.
9. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие
закономерности. – М.,2010.
10. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и
природоохранной деятельности. -- М.: Издательский центр
«Академия», 2011.
Интернет – ресурсы:
1. http:// window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным
ресурсам;
2. http:// edu.ru/ федеральный образовательный портал: учреждения,
программы, стандарты;
3. http:// www. ito.su/ информационные технологии в образовании;
4. http:// www.ed.goy.ru/ сайт Министерства образования РФ:
5. http:// www. edu.ru / Федеральный портал «Российское образование»;
6. http:// www. school.edu.ru / Российский образовательный портал;
7. http:// www. vlibrary.ru/ поисковая система газет и журналов
«Виртуальная библиотека»