Просмотр содержимого документа
«Самоуправление в детском коллективе. Ошибки.»
"Типичные
ошибки и
затруднения
организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России"
Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом.
Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути.
Ошибка "Восприятие ученического самоуправления только как игры "День дублера".
Причины:
– Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело;
- Отсутствие готовности рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело.
Рекомендации:
- Использовать игровую модель "День дублера" как первый этап, например, для подготовки школьного ученического актива и отработки основных элементов реального самоуправления.
Постоянно
действующая
модель
ученического
самоуправления
Разовая
игровая
модель
"День
дублера"
Ошибка "Абсолютизация принципа
"Сначала делается то, что хотят дети".
Причины:
– Стремление "заигрывать" с учениками, завоевать их доверие, для того, чтобы включить их в работу ученического самоуправления.
Рекомендации:
- Включить в нормативные документы положения об ответственности органов самоуправления за состояние сферы их компетенции.
Ошибка "Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД)".
Причины:
– "Узкий" взгляд на возможности ученического самоуправления;
- "Расширительное" толкование потенциала КДТ.
Рекомендации:
- Находить оптимальное сочетание этих двух педагогических технологий: УС и КТД, например, органично включая технологию КТД в работу
органов
ученического самоуправления.
Третья группа. "Ошибки и затруднения, связанные с обеспечением функционирования ученического самоуправления"
1-ф. Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления.
2-ф. Отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления.
3-ф. Слабая методическая подготовка педагогов.
4-ф. Отсутствие или недостаток необходимых "служебных" помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д.
5-ф. Отсутствие или недостаток специально отведенного времени.
Ошибка "Слабая методическая подготовка педагогов".
Причины:
– Пренебрежение этой сферой педагогической деятельности;
- Объективное отсутствие возможности повышения квалификации по этой тематике.
Рекомендации:
- Сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению;
- Организовать систематическое обучение педагогов в местном ИУУ или ИПК.
Ошибка "Отсутствие или недостаток специально отведенного времени".
Причины:
– Убеждение, что самоуправление не требует специально выделенного времени, действия по принципу "все само собой образуется".
Рекомендации:
- Составить график и выделить в расписании внеклассной и внешкольной работы специальные часы для работы органов ученического самоуправления.