Мастер – класс «Секрет успешности современного классного руководителя».
Подготовила: Савенкова И. А.,
учитель начальных классов
Цель мастер-класса: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Задачи мастер-класса:
- передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических форм и методов работы учителя и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования;
- выявление с педагогами наиболее эффективных методов и форм работ с детьми для создания наибольшей ситуации успеха и для правильного формирования личности школьника.
Ход занятия
I. Мотивационный этап.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю Вам обсудить со мной интересную, на мой взгляд, и актуальную для нас тему.
Своё выступление хотела бы начать с эпиграфа: «Если ты можешь это представить – ты можешь этого достичь». Джон Рон
1.Установление контакта с участниками мастер-класса.
Тренинговое упражнение «Комплименты»:
Цель: создание доброжелательной атмосферы; повышение внутригруппового доверия.
Каждому приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас мы встанем в круг, и будем говорить друг другу комплименты, поворачиваясь к человеку, который справа от вас. Не забывайте говорить за комплименты «спасибо».
Вам понравилось это упражнение?
Почему?
Одинаковыми были комплименты или разными?
Почему разные?
Действительно, каждый человек неповторимый, это индивидуальность.
2. Деление на группы для работы (методика «Солнышко»)
У меня на столе лежат лучики солнца, они разного цвета, они, как и вы индивидуальны и неповторимы.
Вы берёте лучик и садитесь за тот стол, где солнышко такого же цвета.
Посмотрите, какое лучистое и улыбающееся солнышко. Вы – такие же, как солнышко, улыбнитесь друг другу. Посмотрите, от ваших улыбок стало светлее.
II.Определение темы и целей мастер-класса.
Я предлагаю вспомнить всем нам первый день в своей школе. Вспомнить каким он был. Какие чувства, и ощущения вы испытывали и чего хотели. Наверняка каждый из вас одушевился и захотел стать частью, частью огромного, школьного организма, и не простого организма, а успешного. Так действительно, давайте же разберёмся, как создать этот успех. Успех для нашего огромного «школьного организма», успех для нас, педагогов, и успех для наших учеников.
- Самый захватывающий и интересный путь в жизни каждого человека — это путь к успеху.
-«Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага». Сегодня мы с вами попробуем определить шаги, которые должны сделать наши ученики, чтобы добиться успеха.
III. Практическая часть.
1. Работа над формированием понятия (методика «составление кластера»)
- А что такое успех?
- Ваша задача составить кластер к слову успех и оформить его на листах бумаги, которые есть у вас на столах. На выполнение задания у вас есть 3 минуты.
- Я вижу, что группы уже справились с заданием, поэтому давайте посмотрим, что у вас получилось. (Каждая группа озвучивает кластер)
- Вот видите, как много значений имеет понятие «успех».
- Посмотрите на экран, как объясняется слово «УСПЕХ» в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:
УСПЕХ -
1. Удача в достижении чего-нибудь.
2. Общественное признание.
3. Хорошие результаты в работе, учебе.
- Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя - т. е. развить мотив достижения успеха.
2.Сейчас я предлагаю вам послушать притчу и задуматься над её смыслом.
Притча о лягушке, которая дошла до цели».
Собрались несколько лягушек и разговорились…
- Как жаль, что мы живём в таком маленьком болоте!
– Вот бы добраться до соседнего болота, там значительно лучше! – проквакала одна лягушка.
– А я слышала, что в горах есть отличное место! Там чистый большой пруд, свежий воздух, и нет этих хулиганов-мальчишек, - мечтательно проквакала вторая лягушка.
– А вам то что с этого? – огрызнулась большая жаба. – Всё равно вам туда никогда не добраться!
– Почему не добраться? Мы лягушки можем всё! Правда, друзья? – сказала лягушка-мечтатель.
и добавила – давайте же докажем этой вредной жабе, что мы сможем перебраться в горы!
– Давайте, давайте! Переберёмся в большой чистый пруд!! – заквакали все лягушки на разные голоса.
Так они все стали собираться в дорогу. А старая жаба рассказала всем жителям болота о глупой затее лягушек.
И вот когда лягушки двинулись в путь, все, кто остался в болоте, в один голос закричали:
– Куда вы, лягушки! Вы не дойдёте до пруда. Уж лучше сидеть в своём болоте!
Но лягушки не послушались, и двинулись в путь. Несколько дней они шли.
Многие выбивались из последних сил и отказывались от своей цели. Они поворачивали обратно в родное болото.
Все, кого встречали лягушки на своём нелёгком пути, отговаривали их от этой безумной затеи.
И так их компания становилась всё меньше и меньше. И только одна лягушка не свернула с пути.
Она не вернулась обратно в болото, а дошла до чистого красивого пруда и поселилась в нём.
Почему именно она сумела достичь цели? Может, она была сильнее других?
Как потом оказалось, эта лягушка не была сильнее и настойчивее других. Просто она была глухая!
Она не слышала, что это «невозможно». Не слышала, как её отговаривали.
И поэтому она легко добралась до своей цели.
- В чём вы увидели смысл этой притчи? Наверное, вы со мной согласитесь, она отражает основную проблему многих взрослых людей, в том числе и учителей, которые изначально проектируют ребёнка на неудачу.
Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия - залог успешного воспитания. Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания.
- Я предлагаю Вам записать фразы успеха…
- Каждый ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
3. «Ситуация успеха».
Каждая группа должна создать ситуацию успеха одному из этих детей:
а) ребенок, испытывающий трудности в чтении;
б) ребенок, неуспевающий в учебе;
в) ребенок с низкой самооценкой.
-Затем группа должна защитить свою работу. Остальные могут внести дополнения.
-Защита проектов слушателей.
Ребенок, испытывающий трудности в чтении:
- совместное чтение
- ролевые игры
- похвала
- наизусть
- иллюстрированные книжки
- упражнения по проговариванию звуков
- короткие тексты
- творческие задания (на развитие мелкой моторики)
- выступление перед классом.
Ребенок, неуспевающий в учебе:
- работа с семьей (поддержка, похвала, контроль, режим дня, условие)
- здоровье (витаминизация, режим питания, занятие спортом)
- самооценка (похвала, занятие по интересу, работа с учителями-предметниками)
- мотивация (педдиагностика способностей и интересов, участие в познавательных мероприятиях)
- взаимоотношения со сверстниками (совместные игры, походы, поддержка друзей).
- поощрение
- подбор кружков по интересам
- выявление способностей и интересов
- поручение
- похвала
- выявление причины
- шефство
- психологическое сопровождение
- ситуация успеха
- привлечение семьи
- привлечение к участию в мероприятиях.
4. Составление синквейна.
- Продолжаем работу в группах. Составим синквейн. Напоминаю, что синквейн - это пятистрочная стихотворная форма, в которой человек выражает свое отношение к чему-то или к кому-то. Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.
Порядок написания Синквейна:
• Первая строка – одно ключевое слово (имя существительное), определяющее содержание синквейна.
• Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
• Третья строка – три глагола, описывающих действие понятия.
• Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор выражают свое отношение к описываемому предмету.
• Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
-Каждая группа читает, какой синквейн у них получился.
-А вот что получилось у меня:
Успех.
Желательный, долгожданный.
Развивает, окрыляет, вдохновляет.
Успех делает человека счастливым.
Радость.
IV.Рефлексия.
- Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя - т.е. развить мотив достижения успеха.
- Закончить мастер – класс хотела бы игрой «Клубочек». Члены группы по очереди говорят : «Я стану успешным, потому что…». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг успешности. Этот круг очень прочный, помните, что успешным можно стать только при поддержке других людей.