СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Что такое сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Каждую миллисекунду в мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации от всего тела. Поскольку человеку необходимо двигаться, учиться или вести себя подобающим образом, мозг должен организовать все вышеупомянутые ощущения. Он определяет область соответствующих ощущений, сортирует и располагает их в определенном порядке. Когда ощущения текут организованно, или интегрированно, мозг может использовать их для формирования восприятия, поведения, а также для процесса обучения. Таким образом, сенсорная интеграция:
Является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге.
Организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве).
Наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и не обращать внимания на уличный шум).
Позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся.
Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
Исследования доказывают, что до 90% детей с аутизмом страдают от дисфункции сенсорной интеграции. Терапия сенсорной интеграции считается эффективным методом для таких случаев. А также может улучшить состояние и при ряде других нарушений, в том числе и при невыясненных причинах дискомфорта от различных раздражителей. Помимо этого на терапию приходят дети, у которых есть трудности с письмом, проблемы с осанкой и сколиозы, страхи, фобии, проблемы с речью и любым видом моторики, координации движений. Показаниями к терапии являются также гиперактивность, нарушения речевого, психического развития.
Нарушение сенсорной интеграции у детей с аутизмом.
Для аутизма характерны многие симптомы нарушения обработки сенсорной информации, которые наблюдаются и у других детей с проблемами сенсорной интеграции. Взаимодействуя с физическим миром, такие дети испытывают значительные трудности: их способность взаимодействовать с окружающей средой очень слаба. Однако ребенок с аутизмом сталкивается с дополнительными трудностями и с проблемами в других областях. Так, детям с аутизмом трудно локализовать тактильные стимулы, например, понять, где находятся их руки, если они их не видят. Двигательное планирование тоже дает сбои.
Существует три вида плохой обработки сенсорных сигналов, которые часто встречаются у детей с аутизмом. Во-первых, сенсорный сигнал «не регистрируется» мозгом должным образом, поэтому ребенок на одни вещи не обращает внимания, а на другие реагирует слишком резко. Во-вторых, встречается плохая модуляция сенсорных сигналов, особенно вестибулярных и тактильных: из-за этого развивается гравитационная неуверенность или тактильная гиперчувствительность. В-третьих, дает сбои область мозга, отвечающая за побуждение к действиям, особенно новым, или же к смене действий: из-за этого подавляется интерес к делам, которые обычно считаются конструктивными и полезными.
Дети с аутизмом часто непривычны к продолжительным монотонным звукам и не умеют их «выключать», поэтому склонны обращать на них больше внимания. Иногда на одних звуках они зацикливаются, а другие не фиксируют вовсе. Кроме этого, такие дети могут игнорировать видимое окружение: они смотрят «сквозь» человека, избегают смотреть в глаза. Игрушки их часто не интересуют, но временами их мозг принимается тщательно и упорно всматриваться во что-либо, в какие-нибудь мельчайшие детали, например в пятно на полу. При аутизме мозгу трудно разобраться, какой зрительный образ важен, а какой – нет. При аутизме трудно поддаются регистрации и другие ощущения. По-видимому, у многих из них также ослаблены обонятельные и вкусовые ощущения. Упав или стукнувшись обо что-либо, они редко реагируют, словно не чувствуют боли, пока она не становится слишком сильной. Однако в отдельных случаях встречается гиперчувствительность к текстурам предметов. Например, в младшем возрасте дети могут из-за текстуры отвергать твердую пищу. Чужие прикосновения тоже служат для них источником негативной реакции.
При аутизме мышечные и суставные ощущения острее, чем зрительные и звуковые. Аутичный ребенок склонен либо настойчиво стремиться к двигательной активности, либо категорически ее отвергать. Ни одна из реакций не является здесь типичной. Некоторые дети жаждут все время двигаться, получая от движения удовольствие. Вращение и качание вообще не вызывают у них недомогания. Иными словами, их мозг недостаточно тщательно регистрирует вестибулярные сигналы. Неполная «регистрация» ощущений делает ребенка «капризным» при общении с людьми. Однажды зарегистрировав сенсорный импульс, мозг может в следующий раз проигнорировать схожие сигналы. Такая непоследовательность дает родителям повод говорить: «При желании он все прекрасно слышит». Внешне его поведение выглядит так, словно ребенок намеренно упрямится или старается насолить родителям, на самом же деле причина в другом: его мозг просто-напросто не позволяет ему быть последовательным в своих реакциях день за днем или от задачи к задаче.
Дети с аутизмом не взаимодействуют с элементами физической среды, в том числе и потому, что не улавливают значения или потенциальной пользы многих вещей. Под угрозу ставится и само удовольствие, по крайней мере, поначалу: мозг не осознает незнакомые телесные ощущения как приятные и должен испытать их несколько раз, прежде чем какое-то действие, например, катание на велосипеде, начнет приносить радость.