Школа - самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее!
Задача учителя — поднять детей до своего уровня, тогда его роль будет выполнена. «Будь как я!» Будь лучше меня!» А поэтому учитель должен являть собой сильную, яркую, интересную, способную вести за собой личность.
В учителе ученику всё должно быть интересно, начиная с его внешнего вида и заканчивая тем, что «несёт» учитель с собой на урок. Наверное, я счастливый человек! Если у меня хотя бы один урок из двадцати получится такой, что я вижу свет в детских глазах, если я чувствую, что мы с ними поднимаемся по ступенькам знаний и они понимают, как это прекрасно, если звенит звонок, а они не спешат домой, а приходят ко мне в класс, я понимаю: не зря живу на этом месте!
Длительное наблюдение и анализ системы преподавания русского языка в школе, связанные с исследованием проблемы формирования коммуникативных способностей обучающихся, по сути, предполагали поиск ответа на вопросы: «Почему, обучаясь русскому языку в школе, дети плохо пользуются языком как инструментом общения в повседневной жизни.»
Что необходимо сделать педагогу, чтобы изменить ситуацию?
Как возможный вариант решения обозначенной проблемы я использую практико-ориентированного подход к организации обучения русскому языку на основе приближения реальной речевой ситуации и повседневного общения к процессу обучения, с формированием нового содержания образования, соответствующего запросам современного информационного общества, специфике социальных коммуникаций.
В своей работе я использую интерактивные образовательные технологии, включающие различные модификации деловых игр, технологии работы с текстом, и их влиянии на социальные параметры вербальных коммуникативных способностей школьников.
Организуя урок как исследование, я знакомлю учащихся с теми или иными научными понятиями, что помогает понять учащимся их сущность, пути их образования и, следовательно, учит их познавательной деятельности.
На этапе конкретизации изучаемого применяю техническое средство обучения - компьютер - и использую для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала специально разработанные компьютерные программы.
Опыт показывает, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным..
На уроках использую дидактические материалы, так как считаю, что это часть общей системы подготовки учителя-практика к работе на уроке. Использую упражнения нескольких типов. Большинство из них носит не только тренировочный, но и обучающий характер: отдельные задания снабжены краткими разъяснениями и комментариями. Значительная часть упражнений призвана помочь учащимся овладеть словарным богатством русского языка, приобрести навыки русского произношения, повысить орфографическую и пунктуационную грамотность и культуру речи. Установка на осознанное изучение, повторение и закрепление материала, на развитие самостоятельности и творческой активности учащихся реализуется в системе повторительных упражнений. Задания этой группы во многом носят поисковый, исследовательский характер.
Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый элемент целостной культуры личности. Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Поэтому я перед собой ставлю такую задачу — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность.
Использование познавательных игр и коммуникативных заданий — залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как взаимосвязанное обучение пробуждает интерес к знанию и сочетает в себе духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Игра позволяет создать доверительный психологический климат, в основе которого — взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество. Из единственного источника знаний в традиционном обучении учитель-лидер превращается в «проводника» в мир знаний.
Я считаю, что игровые технологии способствуют формированию у школьников не только навыки коммуникативного и организаторского характера, но и создают психологическую готовность к групповому взаимодействию на основе индивидуального творчества, инициативы, генерирования идей и обсуждения их для достижения оптимального результата.
Ситуация психологической раскованности на занятиях оценке художественного текста, открывает возможность непринужденного контакта с художником. Как знать, может быть, именно внушенное уважительное отношение к творцам не позволяет учащимся проникнуть в их святилища . В то время как игра, отменяя привычные отношения между учеником и учителем, устраняя на время дистанцию в школьной субординации, снимает одновременно и трепет перед непознанным, разбудит активность, включит воображение.
Именно в игре участникам открываются новые, а часто и неожиданные смысловые связи, распознать которые, перебирая разнообразные варианты поведения — одна из задач интерактивных технологий обучения.
Мой опыт использования учебно-игровых программ в учебном процессе показывает, что они могут либо предварять изложение нового материала, «помогая озадачить» учащихся и подготовить их к решению нужной орфографической (пунктуационной) задачи, либо использоваться как тренажеры, параллельно с традиционными формами обучения.
В общей системе мероприятий в борьбе школы за высокую грамотность учащихся, приобщение их к искусству слова, богатствам русской классической и современной литературы, развитие художественного восприятия окружающего мира большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку и литературе: организация кружков, факультативов, олимпиад, различных соревнований, викторин, КВН, Каждый учитель знает, как труден путь духовного восхождения ребенка, как непросто развивается у него чувство прекрасного, раскрепощается творческий потенциал. Как же помочь ребенку на его пути познания.
Опыт работы по данной теме является актуальным, т.к. сегодняшний низкий уровень владения учащимися устной и письменной речью заставляет апробировать новые методики, искать более приемлемые технологии, чтобы обучить учеников родному языку, искусству слова, организовать умственную деятельность, заинтересовать их. Но самое важное, что их интерес к познавательной деятельности переносится затем и на другие предметы.
При изучении произведения учитываю все стадии знакомства и дальнейшей работы ученика с текстом: первичное восприятие и понимание, анализ, углублённое понимание, оценку; готовить ученика к самостоятельной интерпретации художественного текста. Результатом исследовательской деятельности считаю обобщенные теоретические умения учащихся преобразовывать понятие, использовать знания как элемент познания, т. е. овладение методами познавательной деятельности. Это прочное усвоение теоретического материала и овладение навыками грамотного письма и устной речи.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся
Много внимания я уделяю созданию обстановки комфортности, атмосфере уважительности друг к другу на уроках и в других взаимоотношениях. Обстановка эта складывается не сразу, здесь важны многие вещи, в том числе и так называемые мелочи. Стараюсь обращаться к ученикам по именам, а не по фамилиям. Я отказалась от проверки на каждом уроке выполнения домашних заданий и опросов по домашнему заданию. Зато каждый урок начинается с фразы : « Какие есть вопросы по домашнему заданию?» И ученики знают, что они могут задать любой вопрос. Далее, ответы на возникающие вопросы я предлагаю давать другим ученикам, сама же лишь комментирую или обобщаю. В моих классах нет переписываний контрольных работ , многочисленных пересдач, зато есть консультации для желающих, когда ученик может придти и задавать любые интересующие его вопросы.
Практикую и работы на длительный срок и домашние контрольные работы, которые на проверку сдают только желающие, но отметка ставится за них по заранее объявленным жестким критериям.
В развитие художественного восприятия окружающего мира большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку и литературе. Одним из видов такой работы является Неделя русского языка и литературы. Неделю русского языка и литературы проводим как заранее подготовленный праздник, пробуждающий интерес к русскому языку и литературе и оказывающий массовое воздействие на учащихся.
План проведения разрабатывается с учетом пожеланий учащихся, активных членов различных кружков и факультативов по русскому языку и литературе, прошлогодних победителей олимпиад и конкурсов.
Школьники хотят учиться, но на демократической основе. И на помощь приходит общение. Общение - это урок Сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок Свободы. Уверена, что путь от сердца к сердцу, от души к душе можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Убеждена, что любая технология может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети!
.