Твой город - это не только место твоего рождения, это стиль жизни, который построен на гуманистических принципах и закреплен в положениях Кодекса юного Челнинца Достойно учиться и работать, готовить себя к служению Отечеству, знать и уважать Герб, Флаг и Гимны Российской Федерации, Республики Татарстан и города. Действовать всегда на благо своего образовательного учреждения, заботиться о его чести и авторитете. Прилежно работать над углублением своих знаний. Выполнять решения и принимать участие в работе ученических и студенческих органов самоуправления. Защищать честь города, общественной организации, образовательного учреждения в конкурсах и соревнованиях различного уровня. Вести себя достойно в любой ситуации, уважая честь и достоинство каждого. Проявлять уважение к старшим, к взглядам и убеждениям других людей. Уважать своих родителей, заботиться о них в настоящем и в будущем. Быть милосердным по отношению ко всему живому, к окружающей среде. Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и жизни своих товарищей. Сохранять самобытность своей культуры, уважать культуру и традиции других народов. Где бы ты ни был, помни всегда Родина твоя - город Набережные Челны! | |
Методы воспитания
убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример, метод соревнования, критика и самокритика.
Ни один из этих методов воспитания не является универсальным и не решает всех воспитательных задач. Они используются в тесном взаимодействии друг с другом как единая система средств, приемов, способов педагогического воздействия на подчиненн
ых.
Ситуации сотрудничества учителя и ученика, то В.П. Панюшкиным была разработана динамика становления их совместной деятельности. Она включает шесть форм учебного сотрудничества, меняющихся в процессе становления новой деятельности учащихся: первая фаза -- «приобщение» к деятельности:
1) разделенные между учителем и учащимися действия,
2) имитируемые действия учащихся,
3) подражательные действия учащихся;
вторая фаза -- «согласование деятельности» учащихся с учителем:
4) саморегулируемые действия учащихся,
5) самоорганизуемые действия учащихся,
6) самопобуждаемые действия учащихся;
также прогнозируется третья фаза -- партнерство в совершенствовании освоения деятельности.
Равнопартнерство в этой модели является результатом развития и становления совместной деятельности учеников и учителя. Личностно-деятельный подход является основой учебного сотрудничества.
Перейдем теперь к рассмотрению формы сотрудничества, в качестве которой выступает педагогическое общение.
Педагогическое общение представляет собой одну из наиболее сложных областей человеческого общения. Оно рассматривается как форма реализации, осуществления совместной учебной деятельности субъектов педагогического процесса. Общение является взаимодействием субъектов, вступающих в него как партнеры.
Обычно предполагается, что учителя делают большую часть работы, касающейся отбора материалов для занятия и содержания урока. В большинстве случаев обучение строится на печатных материалах. Некоторые авторы предлагают альтернативные варианты.
Во-первых, самим обучающимся предоставляется возможность отбора материала для занятий. В целом, обучающиеся сами принимают решения, касающиеся учебного процесса. Такой подход позволяет учащимся более активно и продуктивно участвовать в учебном процессе. Они сами становятся источником учебного материала. С помощью знаний и опыта учащихся улучшается качество учебного процесса, так как он становится более значимым и глубже прочувствованным учащимися. Учитель и учащиеся фактически меняются местами.
Данный подход тесно связан с самостоятельностью учащихся, самонаправленным обучением, независимостью учащихся.
Основным принципом подхода, ориентированного на учащихся, является использование той информации, которую сами учащиеся принесли в класс. Все гуманистические подходы к обучению признают, что языковой вклад может основываться на опыте, знаниях и компетенции учеников. Что же касается подхода, предложенного, например, К. Кэмпбэлл и Х. Крыжевской, то здесь основная идея заключается в том, что вся деятельность учащихся может быть основана на их собственных знаниях, опыте и компетенции, будь то грамматические упражнения, подготовка к экзамену, игра или перевод. При использовании подхода, ориентированного на учащегося, сами учащиеся ответственны за информационный вклад. На первой стадии одни учащиеся подбирают материалы для работы в классе, готовят задания, тексты, упражнения. На второй стадии остальные учащиеся работают по этим материалам.
Роль учителя
Учитель может быть активным участником группы, принимая участие в деятельности класса, предлагая свои идеи и мнения или личный опыт.
Учитель также может быть помощником и «средством обучения», помогая учащимся грамматически правильно строить фразу или подсказывая незнакомые слова. Именно подсказка нужного слова, употребление которого вызывает сложности у учащегося, является эффективной.
В других случаях учитель может быть советчиком, инструктором, просматривая материал, приготовленный учащимися, перед работой с ним в классе. Это особенно важно при работе с грамматикой, при подготовке к экзамену.
Подход, ориентированный на учащихся, направлен на уменьшение традиционной дистанции между учителем и учащимся. В этом подходе преподавание и обучение тесно взаимосвязаны, и в учебном процессе обе стороны принимают участие в равной степени.
Преимущества подхода, ориентированного на обучающихся
Потенциал учащихся. Учащиеся имеют свои суждения, идеи, убеждения, личный опыт, компетенции -- все это имеет большую значимость для них. Единственное, что им нужно на уроках иностранного, -- это умение выразить уже имеющийся у них опыт и знания на другом языке. Подход, ориентированный на учащихся, призван помочь учащимся свободно выражать свои идеи на иностранном языке. Это более эффективный подход, нежели традиционное изучение тем.
Кроме личных интересов и особенностей, учащиеся являются носителями своей родной культуры и родного языка. Подход, ориентированный на учащихся, предполагает объединение родной культуры и родного языка с языком и культурой стран изучаемого языка.
Обучение сверстниками и исправления. Обучающиеся в группе имеют разный учебный опыт. Даже в группах с примерно одинаковым учебным опытом учащиеся имеют разный уровень языковой компетенции. Подход, ориентированный на учащихся, предполагает совместную работу учащихся и обучение одних учащихся другими. Деятельность в классе организована таким образом, что невозможно игнорировать знания, мнения и опыт других учащихся -- они учат и исправляют друг друга.
4. Сотрудничество учителя и ученика – условие творческого освоения полиязыкового пространства
Личность педагога и его творческий потенциал выступают в качестве ведущего фактора интеграции языкового и образовательного пространства, а также обучения творчеству творчеством. Последнее направлено на формирование готовности ученика к постоянному поиску в полиязыковом информационно-образовательном пространстве в целях развития личностного языкового статуса.
Сотворчество учителя и ученика, в основе которого лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение), составляет тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе. Сотворчество представляется, с одной стороны, как плодотворное общение учителя и ученика с помощью языковой деятельности. С другой стороны, сотворчество -- это совместное преобразование действительности, создание новой педагогической реальности, важным аспектом которой является полиязыковой и поликультурный компоненты.
Творческое взаимообогащение, проявляющееся в расширении функционального поля деятельности обоих участников образовательного процесса, а также в формировании личностного языкового статуса в этом пространстве, становится одновременно важным условием и надежным критерием состоявшегося сотрудничества учителя и ученика. Это означает, что чем ярче проявляются творческие функции, тем продуктивнее процесс их совместной деятельности. При этом, чем выше творческий потенциал учащихся, тем более высокие и сложные профессиональные и коммуникативные задачи приходится решать учителю.
Организация, регулирование образовательного процесса и контроль за ним в школе требуют от педагога умения чутко реагировать на малейшие изменения, как положительные, так и отрицательные, в индивидуальном языковом статусе ученика. Учет личностного своеобразия языковой концептосферы учащихся (возраст, пол, социальный статус и т.д.) при коллективном характере обучения и воспитания в школе -- фактор, о котором педагогу следует помнить при работе над совершенствованием собственных языковых стратегий для дальнейшей их реализации в реальном образовательном процессе.
Обучение искусству интерпретации, адекватного прочтения личностного языкового пространства -- важная педагогическая стратегия, позволяющая осуществлять подлинную коммуникацию в процессе образования личности ученика.
Лишь сотрудничество ученика и учителя, предполагающее коммуникативный подход к освоению информационно-образовательного пространства, способно в полной мере обеспечить понимание обоими участниками его целостности. Именно в целостности и одновременно полифоничности образовательного пространства видится возможность наиболее полной реализации творческого потенциала учителя и ученика, а также эффективного становления языкового простр