МАОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Заседание школы молодого педагога
Практикум «Успешный человек – это я»
8 декабря 2016 года
Давайте сегодня немного поговорим о том, что ж такое успех? На полках книжных магазинов мелькают названия: «Самый быстрый и эффективный способ стать богатым, успешным и знаменитым», «Я привлекаю успех!», «Успех – это просто». Их сотни. Разноцветные объявления зазывают на сомнительные тренинги в стиле «Стать успешным за 3 дня», обещая участникам «золотые горы» и жизнь «без черных полос» всего за три, пять, семь дней – кто как Что же такое успех? Согласитесь, мы довольно часто употребляем это слово в разговорах, но порой не задумываемся, что каждый под этим подразумевает исключительно свое определение. А как вы считаете, что такое успех? (ответы педагогов).
Итак, подведу итог, что такое успех?
«Успех в жизни – это достижение своих истинных, настоящий целей и устремлений, это возможность вести такой образ жизни, который отвечает особенностям вашей личности и способствует гармоничному удовлетворению всех потребностей».
Слушая меня Вы, наверное, ждали, что я назову вам формулу успеха? Нет, я не могу ее назвать, потому что для каждого человека она индивидуальна. Как и сам человек.
Достижение успеха в любом виде деятельности зависит от психологических качеств любого человека. Психологические качества стоят на 3 китах:
Самосознание – как вы осознаете себя в обществе. ( Оценивать себя нужно адекватно вашему интеллекту, темпераменту, физическим возможностям)
Уровень притязаний - что мне по плечу. ( Нужно всегда перед собой ставить сверхзадачу)
Самооценка - т.е любить себя. (Человек не любящий себя, а считающий себя жертвой, никогда ничего не достигнет в жизни)
Есть очень старая пословица: «Можно привести лошадь к воде, но нельзя заставить ее пить». Поэтому, если все знания, которые вы получите, не пройдут у вас под лозунгом хочу – смогу, то они будут непродуктивны и не дадут результата ни вам лично, ни вашему профессионализму. И еще один афоризм: « Кто работает отдельно - суммирует. Кто работает вместе – умножает».
Теперь надо выяснить, что, необходимо для достижения успеха?
Это качества характера и свойства личности, присущие всем успешным людям.
1.Вера в себя.
2. Открытость и стремление к новому, желание учиться и развиваться.
3. Трезвый и ясный взгляд на окружающую действительность. Пожалуй, не помешает даже КРИТИЧНЫЙ взгляд на вещи. Вы должны видеть, как ваши усилия меняют жизнь и что нужно сделать, чтобы ее изменить. Обязательно надо уметь планировать и анализировать свои действия
Выше перечислены свойства личности, которые помогают привлечь успех в нашу жизнь. Достаточно ли их для того, чтобы добиться желаемого?
Нет. Эти качества - почти что непременный, обязательный фундамент, но еще не успех. Добавлю, что все те качества, что перечислены выше могут развиваться только в процессе работы над чем-то важным и нужным. Итак. Вы должны разработать конкретный план действий – как вы будете добиваться успеха. Не ждите от судьбы подарков. Помните, алгоритм успеха очень прост. Вот он: Захотел – Спланировал – Сделал.
Проверка домашнего задания «Моя мечта»
Увидеть мир – мечта каждого человека. Сколько всего нового и прекрасного таит в себе наша планета. Сколько на свете стран – столько и неизведанных далей, дорог и открытий. Кого-то манит нетронутая человеком природа, а кто-то хочет побывать в шумном мегаполисе с небоскребами и миллионами людей, кому-то хочется открыть тайны многовековых замков и дворцов, а кто-то мечтает о теплом солнце на морском побережье.
Каждая культура уникальна и таит в себе обычаи и традиции, открыв которые мы сможем ближе узнать других людей. И все это манит и очаровывает, притягивает нас. Развитая система транспорта позволяет преодолевать огромные расстояния за считанные часы. Весь мир открыт человеку, и путешествия перестали быть трудным делом для всех нас. Но для этого необязательно далеко ехать, можно совершить пешую прогулку даже по родному городу и узнать много интересного и незаметного на первый взгляд. Следующим шагом может стать поездка в другие города нашей страны, богатые историей и архитектурой. И так, постепенно, мы увидим и узнаем много нового, ощутим разнообразие и красоту жизни.
Для меня трудно выбрать одно путешествие, которое я бы хотела совершить. Из каждой своей поездки я привожу не только впечатления, но и сувениры и фотографии, которые позднее напоминают мне о веселом и интересном проведённом времени. Надеюсь, в моей жизни их будет все больше и больше, как и путешествий, которые мне ещё предстоят.
Психологи утверждают, что успешный человек успешен в любом деле. Что же объединяет успешных людей? Как правило, дело не только в таланте и врожденных способностях.
Их отличают:
• активность: они ценят активный образ жизни, с удовольствием проявляют инициативу;
• креативность: они рассматривают проблемные ситуации как интересные задачи для решения и не боятся их;
• ответственность: готовы брать ответственность за свои поступки и решения на себя;
• уверенность: верят в свои силы и стремятся проявить свои возможности в полной мере;
• коммуникабельность: умеют грамотно дать обратную связь, поддержать, попросить о помощи.
Когда вы что-то делаете без любви и не профессионально – это халтура.
Когда вы что-то делаете без любви, но профессионально – это ремесло.
Когда вы что-то делаете не профессионально, но с любовью – это хобби.
Когда вы что-то делаете профессионально и с любовью – это искусство.
Успеху можно научиться. Только для этого надо смотреть в противоположную сторону, не вовне, а внутрь себя. Искать СВОЕ предназначение. СВОИ таланты и «изюминки». Использовать грамотно свои качества, а не выращивать искусственно чужие. И быть похожим только на себя самого, то есть, любую информацию, любое обучение или сведения, пропускать через фильтр «а насколько это подходит именно мне?» На этом пути очень много шансов не только достигнуть успеха, но и стать счастливым.
Притча “Бабочка”
Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель была все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вылетела. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Но ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла взлететь. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы стать такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Упражнение «Приветствие»
Для начала, я предлагаю поприветствовать друг друга, назвать свое имя, на первую букву своего имени назвать свое профессиональное качество, которое очень помогает вам в профессии/работе.
"Со мной работали десятки молодых педагогов
Я убедился, что как бы человек успешно
не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…"
А.С. Макаренко
Упражнение «Продолжи фразу»
«МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ – ЭТО…»
«МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ…»
«МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ…»
«МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К…»
Упражнение «Постройтесь по росту!»
Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.
Упражнение «А я еду...»
Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с ...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.
Упражнение «Дорисуй рисунок»
Рефлексия
1. «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»
2. «Мне очень трудно забыть, но я...»
3. «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»
4. «Мне бывает скучно, когда я...»
5. «Особенно меня раздражает то, что я...»
6. «Мне особенно приятно, когда меня...»
7. «Иногда люди не понимают меня, потому что я...»
8. «Верно, что я еще...»
9. «Думаю, что самое важное для меня...»
10. «Мои друзья редко...»
11. «Я горжусь тем, что...»
12. «Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...»
13. «У меня возникает чувство сомнения, когда...»
14. «Я заслуживаю того.....»
15. «Я абсолютно уверенна, что......»
16. «Я пока не научилась......»
17. " Я всегда хочу быть...."
18. «Я всегда радуюсь......»
19. «Я стремлюсь к тому......»
Подарок: Конфета — установка на профессиональные перспективы
Группа рассаживается по кругу. Учителям объясняется, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга. Называется личностное качество или описывается ситуация и участники, по отношению к которым справедливо высказывание, выполняют определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами». Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний:
– у кого голубые глаза – трижды подмигните;
– тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
– кто родился осенью, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;
– кто любит кошек, трижды промяукайте;
– у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это его не касается;
– кто пьет кофе с сахаром и молоком, загляните себе под стул;
– у кого есть веснушки, пробегите по кругу;
– замужние опишите в воздухе большую восьмерку рукой;
– пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;
– тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»;
– у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);
– кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;
– кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками;
– тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажется как это делается;
– кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!».
Закончите фразы:
«В этом месяце я не знаю как….»
«Я боюсь представить себе, что…..»
«Если бы у меня была волшебная палочка…..»
Монета — повышение зарплаты
Ключ — без труда найдете подход к родителям и детям
Перо — обобщение опыта
Бусинка — приобретение новых профессиональных качеств
Радуга — энтузиазм в профессиональной деятельности
Конфета — установка на профессиональные перспективы
Краски — активная профессиональная позиция
Кристальный цветок — стойкое психическое здоровью.
Содержание карточек:
Упражнение 5. «Тарелка с водой»
Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи
Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.
В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.
«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»
------------------------------------------------------------------------------------
«Мне очень трудно забыть, но я...»
-------------------------------------------------------------------------------------
«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»
-------------------------------------------------------------------------------------
«Мне бывает скучно, когда я...»
-------------------------------------------------------------------------------------
«Особенно меня раздражает то, что я...»
------------------------------------------------------------------------------------
«Мне особенно приятно, когда меня...»
-----------------------------------------------------------------------------------
«Иногда люди не понимают меня, потому что я...»
-------------------------------------------------------------------------------------
«Верно, что я еще...»
-------------------------------------------------------------------------------------
«Думаю, что самое важное для меня...»
-------------------------------------------------------------------------------------
«Мои друзья редко...»
-------------------------------------------------------------------------------------
«Я горжусь тем, что...»
------------------------------------------------------------------------------------
«Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...»
-------------------------------------------------------------------------------------
«У меня возникает чувство сомнения, когда...»
------------------------------------------------------------------------------------
«Я заслуживаю того.....»
------------------------------------------------------------------------------------
«Я абсолютно уверенна, что......»
-----------------------------------------------------------------------------------
«Я пока не научилась......»
------------------------------------------------------------------------------------
" Я всегда хочу быть...."
-------------------------------------------------------------------------------------
«Я всегда радуюсь......»
-------------------------------------------------------------------------------------
«Я стремлюсь к тому......»
-------------------------------------------------------------------------------------