Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии
в 2016-2017 учебном году 9 класс.
_____________________________________________________________________________
(Ф.И.О. учащегося)
Общее время для выполнения заданий _3 астрономических часа( 4 академических часа)
Время выполнения заданий тестового тура:
__ 45 минут ( 1 академический час )
Время выполнения заданий теоретического (практического) тура:
_1 астрономический час 15 минут(_1 академический час 30 минут)
Время выполнения эксперимента – 1 астрономический час ( 1 академический час 15 минут)
Вам предложены задания с выбором ответа (в каждом задании только один ответ правильный).
1. Формула кислоты, соответствующей высшей степени окисления элемента, – Н2ХО4. Какая из перечисленных кислот может соответствовать этой степени окисления?
1) НХО3; 2) Н2Х2О7; 3) Н2Х2О6; 4) Н3ХО4.
2. Дана схема превращений: СO2 → Х → Ca(НСO3)2. Определите неизвестное промежуточное вещество Х
1) С; 2) Na2CO3; 3) CaCO3; 4) (CuOH)2CO3.
3. При полной диссоциации одного моль вещества образуется 3 моль ионов. Формула этого вещества – …
1) HNO3; 2) Na2SiO3; 3) Ca3(РО4)2; 4) А1(ОН)3.
4. В молекулярном уравнении реакции Ba(OH)2 + BaHPO4 = средняя соль + ?
сумма коэффициентов равна:
1) 4; 2) 6; 3) 8; 4) 10.
5. Элемент проявляет в соединениях максимальную степень окисления +6.
Какую конфигурацию валентных электронов может иметь этот элемент в
основном (невозбужденном состоянии)
1) 2s2 2p4; 2) 3s2 3p4; 3) 4s2 4d4; 4) 3d64s2
6. Химический элемент железо представлен в природе следующими изотопами:54Fe, 56Fe, 57Fe, 58Fe. Атомы всех этих изотопов содержат в ядрах ______ протонов (ответ запишите цифрами без пробелов).
7. Вещество, которое состоит из неполярной молекулы с ковалентной полярной связью:
1) оксид углерода (1V); 2) сера; 3) алмаз; 4) вода.
8. Массовая доля лития будет наименьшей в соединении:
1) Li2Tе; 2) Li2Sе; 3) Li2O; 4) Li2S
9. Сокращённое ионно-молекулярное уравнение между сульфидом железа и серной кислотой – это
1) S2– +2H+ = H2S; 2) S2– + H2SO4 = H2S + SO42–; 3) FeS + 2H+ = Fe2+ + H2S;
4) FeS + SO42– = FeSO4 + S2–
10. При взаимодействии растворов, содержащих по 5 г хлорида магния и
нитрата серебра выпадает осадок массой:
1) 4,27 г; 2) 15,1 г; 3) 8,44 г; 4) 7,55 г.
Решите предложенные задачи
Восстановить пропуски в уравнениях реакций, не изменяя приведенных коэффициентов:
2 Li +….. = 2 LiOH + …...
2KOH + …..= K2SO4+…..
…..+ O2 = N2+ 2 H2O
NaOH + … = NaHSO3 + …
Zn+HNO3(конц)=….+NO2+…
Оксид двухвалентного металла массой 3, 06 г растворили в 100 г воды и получили раствор гидроксида данного металла с массовой долей 3,32 %. Определить формулу исходного металла.
Медь встречается в природе в виде минералов: халькопирита CuFeS2, ковеллина CuS, халькозина Cu2S, борнита Cu5FeS4, куприта Cu2O, малахита CuCO3*Cu(OH)2. Расположите названные минералы в порядке увеличения в них массовой доли меди, подтвердив этот ряд расчетами.
Напишите уравнение реакции, протекающей при обжиге халькопирита.
Уравнять окислительно- восстановительную реакцию методом электронного баланса, дописать недостающие вещества, определить окислитель, восстановитель:
S + HNO3 = NO2 + H2SO4 + …..
Экспериментальное задание.
В пяти пронумерованных пробирках находятся растворы серной кислоты, уксусной кислоты, нашатырного спирта, воды и фиолетового лакмуса. Как распознать эти вещества, не пользуясь дополнительными реактивами.
Приготовить 50 мл 0, 1 М раствора поваренной соли.
Решения заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии
в 2016-2017 учебном году 9 класс.
Решения и рекомендации к оцениванию
1. Каждый правильный ответ 1 балл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | итог |
2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 26 | 1 | 1 | 3 | 1 | 10 б |
II. № 1
1 | 2Li + H2O=2 LiOH+ H2 | 2 б |
2 | 2KOH + SO3 =K2SO4 +H2O | 2 б |
3 | N2H4+ O2 = N2 + 2 H2O | 2 б |
4 | NaOH + SO2 + NaHSO3 | 2 б |
5 | Zn+4HNO3 =Zn(NO3)2+2NO2+2H2O | 2 б |
Итог | 10 б |
№ 2
1 | 3.06 3,42 Составляется уравнение реакции – МеО +Н2О =Ме (ОН)2 Х+16 Х+34 | 2 б |
2 | Находим массу раствора - 100 + 3, 06 =103,06 | 1 б |
3 | Находим массу чистого вещества- 103, 06 *0 0332 = 3,42 | 2 б |
4 | Составляем выражение – 3,06(Х+34) = 3,42(Х+16) | 2 б |
5 | Математический расчет – Х= 137 | 2 б |
6 | Определение вещества - Ва | 1 б |
итог | 10 б |
№ 3 Задача
1 | Составление формулы нахождения массовой доли элемента Массовая доля= Ar(cu)* n (cu) /Mr (минерала) | 1б |
2 | Массовая доля в CuFeS2 = 34.78% | 1б |
3 | CuS = 66.7 % | 1 б |
4 | Cu2S =80% | 1 б |
5 | Cu5FeS2 = 63.5% | 1 б |
6 | Cu2O=88.9% | 1 б |
7 | CuCO3*Cu(OH)2= 57.66% | 1 б |
8 | 4CuFeS2+13O2=4 CuO+2Fe2O3+8SO2 | 2 б |
итог | 9 б |
№ 4
1 | Дописываем недостающее вещество S+HNO3=NO2+H2SO4+H2O | 1 |
2 | Определяем степени окисления S. N - | 1 |
3 | Составляем баланс S – 6e=S+6 восстановитель N+5+1e=N+4 6 окислитель | 2 |
4 | Уравниваем S+6HNO3=6NO2+H2SO4+2H2O | 2 |
итог | 6 |
III. Экспериментальная часть
За каждое правильно определенное вещество – 1 балл. Всего – 5 баллов.
Раствор лакмуса в нейтральной среде имеет фиолетовое окрашивание, остальные – бесцветные.
Прилить окрашенный раствор лакмуса в пробирки с бесцветными растворами кислот и нашатырного спирта. В кислотах лакмус становится розовым в нашатырном спирте – синий.
Раствор уксусной кислоты определяем по специфическому запаху.
Раствор аммиака по характерному запаху.
Определение молярной концентрации и приготовление раствора
1 | Формула определения молярной концентрации – c=Y/V, Y=c*V | 1б |
2 | Расчет – Y=0.1*0.05=0.005 моль | 1 б |
3 | Определяем массу – m=0.005*58.5=0.2925 г, примерно 30 мг | 1 б |
4 | Определяем массу воды – m воды = 50-0,3=49,7 г | 1 б |
| ИТОГО | 4 б |
Общее количество баллов –54 балла