Сервисы Google для образования,
возможности использования в учебном процессе.
Одной из важных характеристик современного общества является бурное развитие информационных и коммуникационных технологий, их активное внедрение не только в научную, учебную и производственную деятельность, но и в духовно-культурные сферы, в повседневную жизнь человека.
Образование - сложный социальный институт, имеющий относительную самостоятельность функционирования, обладает способностью оказывать активное воздействие на развитие социальной, демографической, профессиональной и духовной жизни. Поэтому взаимосвязь и взаимозависимость образования от общества имеет гуманистическое значение.
Развитие глобальной сети Интернет начинает влиять на все стороны жизни человечества. В связи с развитием Интернета актуальным для человечества становится создание открытого общества, т. е. общества без границ.
Интернет имеет уникальные возможности для повышения качества обучения и сохранения культурного наследия. [1]
С помощью Интернет можно представить свою образовательную или культурно-познавательную информацию в самом удобном и наглядном виде на основе гипертекста или гипермедиатекста, организовать теле- или видеоконференцию, использовать для общения chat или электронную почту.
Технические и информационные возможности глобальной сети Интернет постоянно совершенствуются и развиваются. Пользователи этой сети имеют неограниченный доступ к этому мировому хранилищу информации независимо от возраста, местонахождения и времени суток.
Этот новый феномен Интернет имеет все технические, программные и коммуникационные возможности для использования в саморазвитии личности и организации учебного процесса с использованием самого широкого спектра информационных ресурсов, о которых мечтало не одно поколение педагогов. Однако с появлением такого феномена, обладающего всеми этими возможностями, их использование происходит стихийно, хаотически и не системно. [7]
Достижения, имеющиеся в настоящее время в области информатизации, обусловлены в первую очередь высочайшим уровнем аппаратного и программного обеспечения современных коммуникационных технологий (мультимедиа, гипермедиатехнологии, виртуальная реальность, система Интернет).
Компания Google предлагает три версии Служб Google, которые, за счет интеграции и технической поддержки по разумной цене, соответствуют потребностям различных организаций - предприятий малого бизнеса, больших корпораций или учебных заведений. Это - базовый пакет, профессиональный пакет и службы для учебных заведений. Отличительной особенностью последних является бесплатное использование, наличие широкого круга приложений (гаджетов), бесплатной электронной почты с неограниченным количеством почтовых ящиков, расписания использования ресурсов и конференц-залов, мобильного доступа к ресурсам, API для интеграции с существующей инфраструктурой организации, предполагающего поддержку системы единого входа, обеспечение пользователей и управление ими, управление почтовым шлюзом, инструменты для миграции электронной почты. [3]
Среда современных сетевых сервисов открывает возможность создавать учебные ситуации, в которых учащиеся могут естественным образом осваивать и отрабатывать компетентности. Необходимая 21 веку: информационная грамотность умение искать информацию, сравнивать различные источники, распознавать нужную информацию; медийная грамотность способность распознавать и использовать различные типы медиаресурсов; организационная грамотность – способность планировать свое и время своей группы; понимание взаимосвязей, которые существуют между людьми, группами, организациями; коммуникативная грамотность – навыки эффективного общения и сотрудничества; продуктивная грамотность способность к созданию качественных продуктов, использование адекватных средств, планирование. [2]
Из имеющихся сервисов Веб 2.0 выбираются наиболее эффективные и удобные. Для размещения материалов на социальных сервисах требуется регистрация. В итоге, если пользоваться несколькими сервисами, появляется проблема с запоминанием логинов и паролей. В этом отношении сервисы Google имеют преимущество перед остальными сервисами, т.к. под одним аккаунтом возможен доступ к любому сервису, входящему в состав Google. Много идей по использованию сервисов Google для совместной работы с учащимися можно найти в блоге «Учимся с Google», который ведут учителя, активно работающие с сервисами Веб 2.0. Здесь рассматриваются возможности применения социальных сервисов Google в урочной и внеурочной деятельности. [5]
Среда Google содержит множество инструментов, которые могут оказаться полезны для индивидуальной и совместной деятельности. Сервисы Google ориентированы на сетевое взаимодействие людей и для образования в этой среде важны возможности общения и сотрудничества. С помощью сервисов Google можно организовать различную коллективную деятельность: [4]
создавать, совместно редактировать и обсуждать документы, таблицы, презентации, используя "Документы Google"
создавать индивидуальные и коллективные блоги и добавлять в них самые различные материалы: документы, календари, потоки из блокнотов, агрегаторов новостей и т.п.
создавать системы персонального поиска Google, дополнять их полезными сайтами, что позволяет использовать безопасные образовательные поисковые системы
создавать личные и коллективные блокноты Google, комментировать и классифицировать записи, открывать свои записи для общего пользования
создавать личные новости на базе Google Reader-a, подписываться на новостные потоки, классифицировать новости, публиковать общие новости в блогах.
создавать персональные календари и добавлять в них описание событий, коллективно планировать деятельность.
создавать альбомы Picasa, размещать в этих альбомах рисунки и фотографии, а затем использовать их на сайтах и блогах, связывать фотографии с картами Google.
создавать собственные учебные видео каналы и группы, использовать медиаресурсы YouTube и размещать в сети собственные видео фрагменты
создавать Веб-сайт на Google-site и конструировать его из множества уже знакомых объектов. Добавлять на сайт документы, таблицы, календари, фотографии, видео, ленту новости и др.
Постоянная практика использования новых средств приучает к новому стилю поведения, подсказывает педагогические и организационные решения учебных ситуаций. Такая совместная работа делает процесс обучения открытым для учеников, учителей и для родителей.
В связи с переходом школ на Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования внедрение образовательными учреждениями Google Apps приобретает особо важное значение. В соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, изложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса: - обучающихся и их родителей (законных представителей); - педагогических работников; - органов управления в сфере образования; - общественности.
Преимущества использования заключается в следующем:
Экономия средств [6]
Эластичность
Увеличение доступности и мобильности
Большой объем памяти для работы.
Информационная безопасность и совместимость.
Организация общения.
Оперативное планирование.
Совместная работа.
Инновационность.
Стремительное развитие сетевых информационных технологий, кроме заметного снижения временных и пространственных барьеров в распространении информации, открыло новые перспективы в сфере образования.
Можно с уверенностью утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения, основанных, в частности, на Интернет-технологиях.
Обучение при этом становится интерактивным, возрастает значение самостоятельной работы обучающихся, серьезно усиливается интенсивность учебного процесса и т. д.
Эти преимущества обусловили активизацию работы коллективов многих образовательных учреждений, а также учебного процесса.
Как показывает опыт и результат опроса среди преподавателей каждый учитель – предметник старается использовать в учебном процессе сети интернет сервиса Google. Комплексное их применение позволяет поднять на новый уровень процесс обученности и качества образование учащихся.
Литература
Журналы Мир Internet. № 9 за 2009 год.
Использование возможностей сервиса Google в образовательной деятельности – режим доступа: http://rcmediateka.rusedu.net/post
Использование Google Apps для повышения качества образовательного процесса [Электронный ресурс] – режим доступа: http://rois.loiro.ru
О Возможностях сервисов Google для образовательной деятельности В.П. Короповская. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://goo.gl.
Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. – М: Интуит.ру, 2009. – 63 с.
Службы Google для учебных заведений [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.google.com/a/help/intl/ru/edu/index
Энциклопедия Интернет, СПб, 2010