Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения
Халикова Анастасия Геннадьевна
Цели: познакомить с порядком синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи; научить производить синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи; развивать чувство языка, способность писать грамотно; воспитывать старательность.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Здравствуйте, ребята.
Совсем скоро наступит для вас пора экзаменов. К сегодняшнему дню вы овладели уже многими умениями. Сейчас некоторые из них мы проверим.
Проверка домашнего задания (на доске рисуют схемы, устно проговаривают характеристику)
Тренировочные задания
Задания спроецированы на доску
Прочитайте предложение
Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нем стоит ...
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
2. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.
Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.
Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.
Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.
Определите вид придаточного в сложноподчиненном предложении
Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
А. придаточное сравнительное
Б. придаточное условия
В. придаточное времени
5. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Это и была школа, куда меня направили.
Б. Я знал, куда меня направили.
В. Я приехал туда, куда меня направили.
6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении
Надо поймать тот час, когда косые лучи солнца начнут пронизывать лес.
А. придаточное времени
Б. придаточное определительное
В. придаточное условное
7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Я рассказал, где прошло мое детство.
Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.
В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.
Чему были посвящены наши последние уроки? (сложному предложению)
Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку:
Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. Иван Сергеевич Тургенев
Разберем это предложение (на интерактивной доске)
Схема составляется на доске (работает Парников).
2. Беседа
Синтаксический разбор предложения - одно из самых трудных заданий, которые предлагаются в связи с анализом текста.
Зачем учиться синтаксическому разбору? Чем это может пригодиться? (повысить грамотность, научиться расставлять знаки препинания, видеть структуру предложения)
Как называются предложения, в которых больше двух грамматических основ? (многочленное)
Какая связь может быть использована в сложных предложениях с несколькими придаточными? Какой разбор мы используем?
Сформулируйте тему урока.
Закрепление материала
Перед вами находятся обязательно ваши алгоритмы. Пользуемся ими при разборе предложений. Но прежде чем разобрать предложения, необходимо их исправить.
Отредактируйте предложения; вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Ольга сообщала, что поезд пр..бывает веч..ром., на который она смогла достать б..лет.
Ольга сообщала, что поезд, на который она смогла достать билет, пребывает вечером
Дети записывают исправленный вариант, затем выполняется его синтаксический разбор.
Найдите в предложении словарное слово (билет) и составьте с ним свое словосочетание или предложение
2. Дифференцированные задания на карточках
1.Спиши, расставь знаки препинания, выполни синтаксический разбор СПП по схеме
Уже давно стемнело, в канаве за забором громко расквакались лягушки. Когда я проснулся, уже давно рассвело, потому что золотая полоска на стене, которая давно кралась к кровати, задела моё одеяло.
2. Спиши, расставь знаки препинания, выполни синтаксический разбор СПП по схеме
В саду росли старые яблони, которые уже едва цвели и которые утопали в пене мелких бело-розовых цветков.
3. Спиши, расставь знаки препинания, выполни синтаксический разбор по схеме
Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли.
3. Творческая работа
VI. Подведение итогов урока
Рефлексия.
Вернемся теперь к нашему эпиграфу. Прочитайте его еще раз. Запишите по памяти.
Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. Иван Сергеевич Тургенев
Проверьте то, что вы записали.
Каков порядок синтаксического разбора этих сложных синтаксических конструкций?
Домашнее задание
Выполнить упр.