«Система работы школы и педагогического коллектива с трудными детьми»
"Трудные" дети - сложившееся понятие педагогики и детской психологии. Под ним обычно понимаются дети, которые потеряли социальные и нравственные ориентиры и находят реализацию своих сил через конфликт с общепринятыми социальными и моральными нормами. Если в былые годы "трудными" детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги применяют выражение "трудный ребенок". Проблема “трудных подростков” актуальна не только потому, что их армия постоянно пополняется, принимает тяжёлые формы, но и ещё потому, что эта проблема ложится на плечи тех, кто с ней самостоятельно не справится.
Поэтому важно для каждого ребёнка подбирать нешаблонные решения и применять индивидуальный подход. Важен комплексный подход к изучению и воспитанию трудных подростков со стороны всего педагогического коллектива. Классные руководители, учителя-предметники, педагог- организатор, соц. педагог, зам. директора по ВР должны изучать подростков в сфере руководимых ими форм деятельности, где каждый из них имеет возможность выявить те положительные качества и задатки своих воспитанников, опираясь на которые можно более успешно разрабатывать программу перевоспитания подростка с наибольшей эффективностью
Основные направления работы школы с "трудными" учащимися
Классными руководителями ведётся изучение учащихся и выявление "трудных". Основными направлениями работы школы с "трудными" учащимися являются:
- изучение проблемных детей;
- составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми;
- организация помощи педагогически запущенным детям.
Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
- определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
- установить статус «трудного» (педагогически запущенного ученика, ученика из 7 неблагополучной семьи) в классном коллективе, неблагополучной семьи) в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
- установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
- ознакомиться с положением ребенка в семье;
- изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
- изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива;
- выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
При выявлении таковых, классными руководителями составляются карточки на каждого «трудного», в которых указываются: фамилия, имя, отчество, год рождения, класс, состояние здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем. Устанавливается характер педагогической запущенности, отношение к учебной деятельности, причины отставания, проявление волевых качеств. Определяется коллективное отношение к окружающим, к себе, к своей семье. И уже совместно с классным руководителем, заместителем директора по ВР, заместителем директора по УВР определяются коллективные проявления к «трудному», отношения к его окружающим, к себе, к своей семье. Изучение полезных интересов, способностей намерений ребёнка. Составляется классным руководителем индивидуальный план работы с данным учащимся.
За каждым из ребят, состоящем на внутри школьном учёте, закрепляется шеф- наставник, его классный руководитель. А затем начинается кропотливая, ежедневная работа по психолого-педагогической коррекции детей, которая включает в себя следующие компоненты:
1. Целенаправленную работу по нравственному просвещению (нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).
2. Актуализацию всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).
3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.
4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.
Система работы классного руководителя с «трудными» учащимися
На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании
Так, изучение причин трудновоспитуемости желательно проводить по следующей схеме:
· что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких причин;
· какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;
· с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности;
· были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.
После изучения трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания.
Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе классного руководителя по формированию убеждений, перекручивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.
На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.
На четвертом этапе продо лжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая опр еделить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особеннос тей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для дан ного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия : требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.
Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование . Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возм ожность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также исполь зуется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты . Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка , контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в ком плексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.
Принципы психолого-педагогической работы с «трудными» учащимися.
При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с «трудными» учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.
Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика.
Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются:
• стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;
• формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;
• постоянное внимание к положительным поступкам ученика;
• проявление доверия к ученику;
• формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;
• оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;
• учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.
В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
• преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;
• проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;
• приобщение педагогом ученика к добру и доброте;
• защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;
• постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;
• формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.
Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер.
Данный принцип требует соот ветствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуац ии, в которой находится трудный ученик. Условиями реализации данного принципа являются следующие:
• учет особенностей социа льного окружения учащегося при решении воспитательных и коррекц ионных задач;
• координация взаимодейст вия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;
• обеспечение комплекса соц иально-психолого - педагогической помощи ученику;
• учет разнообразных факто ров окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения и т.д.);
• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.
В практической деятельности педагога и психолога этот принцип отражается в следующих правилах:
• воспитательная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;
• воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
• необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
• все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.
Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков.
Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
• оценка изменений индивидуальных качеств ученика;
• выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;
• учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;
• предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.
В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
• работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;
• поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;
• постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ученика.
Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся.
Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.
В психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах: •включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
• выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;
• стимулирование самопознания ребенка в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
• оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
• проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;
• ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;
• не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
• волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;
• нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению. •координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;
• обеспечение комплекса социально-психолого - педагогической помощи ученику;
• учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения и т.д.);
• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.
В практической деятельности педагога и психолога этот принцип отражается в следующих правилах:
• воспитательная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;
• воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
• необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
• все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.
Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков.
Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
• оценка изменений индивидуальных качеств ученика;
• выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;
• учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;
• предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности. В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
• работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;
• поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;
• постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ученика.
Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся.
Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.
В психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах: •включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
• выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;
• стимулирование самопознания ребенка в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
• оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
• проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;
• ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;
• не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
• волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;
• нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.
Школьное самоуправление
Как показывают исследования, атмосфера школьной жизни, нормы и правила, отношения с учителями существенным образом влияют на поведение учащихся. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, расширяют безопасное для ребенка пространство, в котором ему хорошо и интересно.
Школьное самоуправление способствует расширению числа строго не регламентируемых пространств, где создателем норм и правил является ребенок. Важно, чтобы равноправие учителей и учеников осуществлялось не только при подготовке к каким-то мероприятиям.
Например, помимо работы детской организации, как органа самоуправления, учащиеся могут собрать классное собрание и высказать свое мнение, свои пожелания классному руководителю и учителям-предметникам относительно работы с классом. Формы школьного самоуправления многообразны и не нуждаются в жесткой внешней регламентации.
Основное в школьном самоуправлении - поддержание корпоративного духа: если ребенок здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие для всех правила. Возможность оказывать влияние на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность школьника к формированию уклада школьной жизни. Это означает, что школьное пространство становится для него «своим» и не отторгается, не провоцирует отклонение в поведении от норм, принятых в школьном сообществе.
Задачи классного руководителя в работе с «трудными» семьями»
Работа педагогического коллектива.
Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должна проводиться планомерно: классный руководитель проводит индивидуальные беседы с учеником и его родителями, поведение подростка обсуждается на классном собрании, привлекается к работе родительский комитет класса.
Классный руководитель тесно сотрудничает по данному вопросу с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом. Разрабатывается план действий по коррекции поведения «трудного» подростка, проводятся психологические тренинги. Поведение подростка рассматривается на школьном Совете профилактики. Дальнейшая работа – выход на малые педсоветы, заседания педагогического совета школы, администрацию школы.
Одно из значимых звеньев в данной работе – Совет профилактики школы, в который входят представители администрации, родительского комитета, Совета старшеклассников, сотрудники ОВД (участковые милиционеры), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог
Примерное положение о Совете профилактики
I. Задачи Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся
• Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе.
• Обеспечение механизма взаимодействия школы с правоохранительными органами, представителями лечебно-профилактических, образовательных учреждений, муниципальных центров и других организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав детей.
• Оказание помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания детей.
II. Организация деятельности Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений
3.1. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся заседает не реже одного раза в четверть.
3.2. Экстренное (внеочередное) заседание Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся может быть созвано по распоряжению директора школы, решению большинства его членов.
3.3. План работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся составляется на учебный год с учетом городских целевых программ и нормативных документов, целевой программы развития воспитательной системы школы.
3.4. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся согласовывает свою работу с Советом школы и педагогическим советом.
3.5. Решения Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся доводятся до сведения педагогического коллектива, учащихся, родителей (законных представителей) на оперативных совещаниях, общешкольных и классных родительских собраниях, освещаются в школьной газете.
3.6. Решения Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся реализуются через приказы директора школы, распоряжения заместителя директора по воспитательной работе.
III. Основные функции Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся
4.1. Координация деятельности субъектов управления, специалистов служб сопровождения, классных руководителей, родителей обучающихся (их законных представителей), представителей внешкольных организаций по направлениям профилактики безнадзорности и правонарушений, вопросам охраны прав ребенка.
4.2. Рассмотрение представлений классных руководителей, социального педагога о постановке учащихся на педагогический учет и принятие решений по данным представлениям.
4.3. Оказание консультативной, методической помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей.
4.4. Организация и оказание содействия в проведении различных форм работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе, охране прав детей.
4.5. Обсуждение анализа результатов деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений, валеологической и психологической службы по работе с детьми «группы риска».
4.6. Рассмотрение конфликтных ситуаций, связанных с нарушением локальных актов школы, с проблемами межличностного общения участников образовательного процесса в пределах своей компетенции.
4.7. Привлечение специалистов - врачей, психологов, работников правоохранительных органов и других к совместному разрешению вопросов, относящихся к компетенции Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.
4.8. Подготовка ходатайств в Совет школы о решении вопроса, связанного с дальнейшим пребыванием учащихся-правонарушителей в школе в соответствии с действующим законодательством.
4.9. Обсуждение вопросов пребывания детей в неблагополучных семьях, подготовка соответствующих ходатайств в органы опеки и попечительства.
IV. Документация и отчетность
5.1. Заседания и решения Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся протоколируются социальным педагогом и хранятся в его делопроизводстве.
5.2. Отчеты о результатах деятельности Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся заслушиваются на совещаниях при директоре, материалы результатов деятельности входят в общий анализ деятельности школы за учебный год.
Взаимодействие школы с субъектами профилактики
Школа по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений тесно сотрудничает с внешними субъектами профилактики:
*ежегодно составляются и реализуются совместные планы с сотрудниками ОВД и ГИБДД;
*ежемесячно (и по мере необходимости) собираются материалы на «трудных» учащихся в районную комиссию по делам несовершеннолетних (КПДН);
*заместитель директора по воспитательной работе, входя в состав районной КПДН, участвует в городских рейдах по неблагополучным семьям, дискотекам;
*школа обращается в центры помощи семье, социальные службы города, органы опеки и попечительства для организации работы с семьями «группы риска»;
*школа тесно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования по вопросам занятости школьников во внеурочное время, вовлечение их в кружки и секции.
План работы школы по профилактике правонарушений и преступлений
Социально-психологическая служба в школе
Социально - психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
В ходе социально - психологической работы с педагогами, учащимися и их семьям важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребенка реальны: семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).
В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель - ребенок - учитель.
Данная программа предусматривает оказание помощи учащемуся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.
Объектом работы социального педагога и психолога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми , контакты - адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.
Цель работы социально - психологической службы:
Содействие социально - психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.
Задачи:
· создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
· выявить индивидуальные качества личности ребенка;
· оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.
Заключение
Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.
К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.
Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже трудный. У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду.
Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.
Большую часть жизни в период с 7 до 17 лет ребенок проводит в школе. Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.
Спасибо за внимание!