Система психологического сопровождения
детей группы риска МБОУ «СШ №34»
Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуального сопровождения детей группы риска, следующие:
выявление неблагополучных семей, способных принять социально психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;
содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);
психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;
профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
Основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, педагогическом коллективе.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалиста включает следующие основные составляющие:
Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. В условиях общеобразовательной школы взаимодействие психолога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.
Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам
Психологической культуры в общении с подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.
Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.
Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу - психологу в случаях:
наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.);
появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);
употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ;
кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию подростка.
К типичным психологическим трудностям детей из неблагополучных семей относятся:
проблемы взаимоотношений с педагогами, другими взрослыми;
сложности в общении с друзьями, одноклассниками, другими
сверстниками;
негативный образ "Я", неадекватная самооценка;
поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
переживание собственной неуспешности, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
трудности в обучении;
отсутствие адекватных средств и способов поведения в сложных ситуациях.
Таким образом, основная цель работы педагога-психолога с детьми группы риска - создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной психолого-педагогической помощи.
Диагностика проблем при сопровождении детей группы риска
Диагностика проблемы ребенка осуществляется как самостоятельный этап работы или в процессе индивидуального консультирования. Информация о проблеме, запрос могут поступить от педагогов, родителей, других представителей ближайшего окружения подростка.
Необходимо учитывать временные рамки индивидуальной диагностической
работы:
Основной диагностический инструментарий психолога
в работе с детьми группы риска
№ | Наименование методики | Назначение | Примечание |
Учебная деятельность |
2 | Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (методика М.А. Ступницкой) | Выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников: интеллектуальных, организационных и коммуникативных (средняя школа) | Проводится с учащимися в форме экспертного опроса педагогов, которые заполняют экспертный лист на учащихся на основе субъективного наблюдения за ними по соответствующим параметрам, отражающим умения и навыки школьников. По балльной шкале определяется уровень сформированности навыков |
3 | Методика определения школьной дезадаптации Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко | Определение уровня дезадаптации ладших школьников | Экспертная оценка учителем с последующим анализом психологом |
Эмоционально-личностная сфера |
4 | Детский вариант личностного опросника Айзенка | Выявление индивидуальнопсихологических особенностей детей (8-12 лет) - экстра-и интраверсии и нейротизма | Опросник может быть использован для групповой и индивидуальной диагностики |
5 | Тест школьной тревожности Филлипса | Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста (8-14 лет). Анализируются факторы тревожности в сфере учебных ситуаций, социальных отношений, стрессоустойчивости | Используется индивидуально или фронтально, в групповой форме с применением бланков с текстом методики или в форме устной инструкции |
6 | Личностный опросник Р. Кеттелла (12F) | Выявление личностных характеристик детей 8-10 и 10-12 лет | Используется индивидуально либо фронтально с применением тестовых тетрадей для каждого учащегося |
7 | Тест Р. Кеттелла (14- факторный, подростковый вариант) | Оценка личностных особенностей подростков (13-15 лет), определение выраженности полярных свойств личности | Методика дифференцирована по полу: разработаны варианты опросника для мальчиков и девочек |
Коммуникативная сфера личности и социальное развитие |
8 | Методика диагностики социально-психологической адаптации учащихся К. Роджерса и Р. Даймонда | Выявление уровня социальнопсихологической адаптированное™, определение сферы социальной дезадаптации (подростковый возраст) | Анализ результатов диагностики дает возможность психологу выявить подростков, имеющих нарушения адаптации |
9 | Методика Р. Жиля | Изучение межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений (младший школьный возраст) | На основе вербальновизуального восприятия картинок выявляются особенности поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих отношения с другими людьми |
Психологическое консультирование детей группы риска
Запрос на индивидуальную консультативную помощь педагога-психолога может поступить как со стороны семьи (родителей, ближайших родственников), так и от ребенка (подростка). Последний вправе самостоятельно обращаться за помощью к педагогу- психологу школы. В данной ситуации работа с таким запросом рассматривается как консультативное сопровождение индивидуального случая.
Схема консультирования может строиться двумя способами - в зависимости от того, кто обратился с запросом: сам ребенок или его педагог. Поскольку
консультирование возможно только при условии согласия клиента, работа с подростком по запросу взрослого должна включать формирование мотивации к взаимодействию с педагогом-психологом у самого ребенка.
В консультировании подростков группы риска используются преимущественно методы разговорной терапии, т. е. именно беседа служит средством для устранения нарушений психологического здоровья.
Психокопсулыпирование подростков осуществляется в соответствии с
общепринятой схемой:
конкретных людях, ситуации;
установление контакта с подростком;
диагностическая беседа - поиск причин возникновения проблемы;
интерпретация педагогом-психологом возможных причин проблемы;
совместная выработка конструктивных способов решения.
Особенности психологического консультирования подростков
Назначение | Психологическая помощь в разрешении проблемных ситуаций |
Предмет | Внутренний психологический мир подростка: самоотношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуации жизнедеятельности и развития и т. д. |
Условия использования | Желание консультироваться - получать помощь в решении проблемы, обусловленной психологическими причинами |
Характер | Совместная деятельность психолога-консультанта и подростка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе анализа проблемной ситуации |
Цель | Решение актуальных личностных, жизненных, социальных проблем подростка путем преодоления психологических затруднений |
Профессиональные (психологические) задачи | Шаги, планируемые для достижения цели (задачи) конкретного консультирования, обусловливаются индивидуальными особенностями подростка, характером проблемы |
Результат | Результатом конкретной консультации могут быть: • понимание причин проблемы, снятие эмоционального напряжения; выявление собственных ресурсов - сил и способов поведения в сложных ситуациях, повышение (изменение) самооценки, улучшение самоотношения; освоение новых моделей поведения, самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, изменение негативных установок и норм поведения |
По результатам консультирования могут быть определены задачи и направления коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками.
Коррекционная работа
Реализация программ коррекционно-развивающих занятий направлена на решение следующих задач психологической помощи:
образовательной программы;
повышение учебной мотивации;
формирование социальной компетентности, навыков общения,
эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
семей;
развитие стремления к самопознанию подростков в различных социальных ситуациях, определению своей позиции и способа адекватного поведения в них;
профилактика употребления психоактивных веществ.
При подготовке программы необходимо соблюдать следующие условия:
Четкое формулирование целей коррекционной работы. Определение круга задач, конкретизирующих данные цели.
Выбор формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая, смешанная).
Определение продолжительности коррекционной программы.
Разработка конкретного содержания программы в целом и каждого занятия отдельно.
Планирование форм участия других лиц в программе (медиков, педагогов, социальных работников и т. д.), при взаимодействии с семьей - подключение родственников, значимых взрослых.
Определение формы контроля реализации программы.
Проведение программы и внесение дополнений и изменений в нее по ходу
работы.
Оценка эффективности реализованной программы.
Коррекционно-развивающая работа проводится в индивидуальной или групповой формах - в зависимости от специфики проблемы, особенностей психического и физического развития подростка, его возраста. Возможно сочетание форм, переход от индивидуальной к групповой работе, если того требует динамика проблемы.
Противопоказания для групповой коррекционной работы:
наличие тяжелых психических
расстройств;
выраженная двигательная
расторможенность;
проблемы интимно-личностного
характера (сексуальные нарушения,
пережитые психотравмы и т. д.);
выраженная шизоидная психопатия;
активное нежелание подростка работать в группе.
Проведение групповой психокоррекционной работы затруднительно при негативном отношении ребенка или его родителей к данному виду взаимодействия, а также в случаях явного асоциального поведения подростка, проявляющегося в немотивированной физической и вербальной агрессии, жестокости.
Групповая коррекционная работа не проводится с детьми, находящимися в тяжелых психических состояниях - депрессии, посттравматическом стрессе, фрустрации, эмоциональном шоке, - связанных с потерей близких, катастрофой, тяжелой травмой, насильственными действиями и др. В этих случаях ребенок проходит сначала курс индивидуальной психокоррекции, а затем принимается решение о переходе в группу.
Групповая коррекционно-развивающая работа показана при характерологических нарушениях, обусловливающих проблемы в межличностных отношениях. К данным нарушениям относятся: неадекватный уровень притязаний, эгоцентризм, неустойчивость самооценки, трудности в социальном взаимодействии. На коррекционно-развивающих и тренинговых занятиях создаются условия, способствующие успешной социально-психологической адаптации подростков группы социального риска. В ходе игр и упражнений дети формируют навыки конструктивной коммуникации и саморегуляции в ситуациях межличностного взаимодействия, осваивают результативные способы выхода из трудных, стрессовых, конфликтных ситуаций учатся самоанализу и рефлек- сии, у них развивается позитивное самоотношение.
Эффективность коррекционного воздействия оценивается как с точки зрения соответствия целям и задачам программы, так и с позиции разрешения реальных трудностей развития. Необходимо помнить, что результат коррекционной работы может проявляться постепенно. Кроме того, программа может быть ориентирована не на полное преодоление проблем развития, а иметь более узкую цель в ограниченном временном интервале.
Один из значимых компонентов сопровождения - работа с педагогами по развитию психологической компетентности в решении задач обучения и воспитания детей группы риска.
Педагог-психолог Е.Б. Палажченко