Система работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы - создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.
Конкретной программы по работе с одарёнными детьми у меня нет. Но мне бы хотелось представить систему работы с одарёнными детьми, хотелось бы отметить, что я работаю со всеми детьми, то есть стараюсь максимально развивать познавательные и творческие способности каждого ребёнка. Работа с детьми ведётся по трём направлениям:
● интеллектуальному; (Богаевская Аксинья)
● эстетическому; (Идрисов Александр)
● спортивному. (Ким Анна).
Первые шаги по выявлению одарённости учеников делаю с первых дней обучения ребёнка в школе. Изучаю условия и историю развития учащихся в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы способности, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работает система портфолио ученика, которая создаётся с первого класса, и ведётся до окончания школы.В нашем случае все только начинается(1-й год обучения).
Выделяю следующие категории одарённых детей:
● Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
● Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук.
● Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
● Дети со спортивными способностями.
● Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями
Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Занятие для них особенно интересно, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация. Я выбираю систему обучения, педагогические технологии, методы, использую приёмы обучения, оптимальные для каждого школьника и для развития способностей одарённых детей.
Методы обучения.
Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
- кооперативное обучение,
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности обучающихся под руководством педагога с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
дать обучающимся возможность увидеть проблему с разных сторон;
уточнить персональные позиции и личные точки зрения обучающихся;
ослабить скрытые конфликты;
выработать общее решение;
повысить эффективность работы участников дискуссии;
повысить интерес к проблеме и мнению обучающихся ;
удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы
Метод придумывания – это способ создания неизвестного обучающимся ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Обучающихся просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются педагогом на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Основные направления и содержание деятельности.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях использую следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения обучающихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы обучающихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи педагога открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского, российского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Методическая работа педагога:
заниматься самообразованием;
повышать профессиональное мастерство;
посещать занятия других педагогов;
участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
проводить открытые занятия;
подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
В своем детском объединении я выбрала разные формы работы с одарёнными детьми, чтобы во время обучения в объединении ребята имели возможность попробовать свои силы в любых направлениях учебной, творческой, спортивной деятельности. Многие дети объединения посещают спортивные секции при школе. Занятия в спортивных кружках посещает Ким Анна (баскетбол) и Нечитайло Анна (фигурное катание), Богаевская Аксинья и Исаёнок Диана занимаются в музыкальной школе , многие посещают творческие кружки местного Дома культуры. Для развития интеллектуальных способностей детей объединения ведутся занятия по интересам. На этих занятиях используются различные формы и методы, способствующие развитию интеллекта и исследовательских умений обучающихся, создаются условия для успешного усвоения обучающимися учебных программ, развития их индивидуальных способностей; для развития и саморазвития обучающихся; предполагается коррекция учебного процесса с целью устранения возможных препятствий к созданию ситуации успешности обучения.
Дети объединения активно участвуют в различных конкурсах и внеклассных мероприятиях, интеллектуальных играх, защите проектов, докладов, что способствует неожиданному раскрытию способностей и талантов детей. Как результат - участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Они принимают самое активное участие в международных олимпиадах по языкознанию «Русский медвежонок», по математике «Кенгуру», по истории «Золотое Руно», конкурс по естествознанию «Человек и природа», «Кит», «Матрешка», «Олимпис», «Зимняя сказка», в метапредметных олимпиадах.
Результаты и успехи не могут не радовать. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом. В моих планах:
● дальнейшая активизация научно- исследовательской деятельности младших школьников;
● развитие системы внеурочной деятельности и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит им демонстрировать свои достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях различного уровня;
Безусловно, существуют определённые проблемы с одарёнными детьми, которые требуют незамедлительного решения: это и усиление подготовки обучающихся к районным и городским олимпиадам, привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одарённости детей, недостаточная материально- техническая база в начальной школе, и это безусловно одна из основных проблем в работе с одаренными детьми в школе.