Повышение эффективности обучения химии – ответственная и систематическая работа не только учителя-предметника, но и всего школьного коллектива (администрации школы, учителей - предметников, школьного психолога, родителей учащихся и, конечно же самих учеников). Она начинается не в 11 классе, когда учащиеся выходят на финишную прямую, а с первых часов реализации образовательных программ по предмету, в данном случае в 8 классе. Весь процесс обучения химии можно условно разделить на две части:
8 – 10 классы. Учащиеся 8 класса получают необходимые знания, умения и навыки по общей химии. В 9 классе овладевают ЗУНами по неорганической химии и получают первые представления об органических веществах. Десятиклассники изучают органическую химию в полном объеме.
Изучение химии в 11 классе. Учащиеся повторяют, переосмысливают основные понятия, представления о явлениях, законы, закономерности, обобщают, анализируют полученную информацию, и получают целостное представление об окружающем их мире. Это самый ответственный и трудный этап для школьника. За это время ученик должен окончательно определиться с профессиональным выбором, чтобы можно было в полной мере реализовать свои силы и возможности в дальнейшем жизненном пути. За это время ученику нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к итоговой аттестации по предметам, в том числе и в форме ЕГЭ.
Несмотря на это условное разделение, прослеживается одинаковая поэтапная деятельность в каждой части (этапы работы по повышению эффективности обучения сохраняются в каждой части, в каждом классе).
Система работы по повышению эффективности обучения химии:
Этап концептуализации и параметризации образовательной деятельности по предмету;
Диагностико-прогностический этап;
Этап целеполагания;
Этап планирования;
Этап конструирования и реализации учебных занятий;
Контрольно-регулировочный этап;
Главное условие эффективности функционирования системы – соблюдение последовательности этапов деятельности учителя и школьников, так как каждый этап является подготовительным для последующего. Возможны видоизменения в содержании этапов. На первом этапе субъектом деятельности является учитель. Совместная деятельность учителя и учащихся начинается со второго этапа. На отдельных этапах предполагается совместная деятельность всех участников педагогической процесса: учащихся, учителя, родителей, школьного психолога и администрации (диагностика, проведение пробных экзаменов, рефлексия и др.).
Система включает совместную работу учителя и учащихся на уроках (учебных занятиях), на дополнительных занятиях (кружковые (групповые и индивидуальные)), индивидуальную работу во время домашней подготовки и пробные экзамены по химии.
Качество обучения зависит от того, насколько основательно и обоснованно выполняется тематическое и поурочное планирование.
При составлении тематических и поурочных планов мы учитываем:
чтобы содержание учебно-тематического плана соответствовало требованиям образовательных программ (мы занимаемся по программе Габриеляна О.С.);
чтобы прослеживалась интеграция между учебными курсами, изучаемыми школьниками в различных классах;
чтобы были взаимосвязаны предшествующие и последующие темы и цели занятий;
чтобы вовремя и на должном уровне проходила диагностика результатов обучения;
чтобы уделялось внимание систематизации и обобщению теоретических знаний и практических умений;
чтобы уделялось время для самостоятельной работы с различными источниками знаний;
чтобы выполнялась практическая часть программы;
чтобы занятия предполагали возможность дифференцированного обучения;
чтобы занятия способствовали развитию у школьников общеучебных умений, формированию у них навыков четкого, краткого (но полного) письменного изложения ответа на поставленный вопрос, умений оформлять ответ в форме, предложенной в режиме ЕГЭ;
чтобы использовались новые информационные технологии (учащиеся имеют возможность готовить презентации и демонстрировать на уроках, кружковых занятиях, научно-практических конференциях, участвуют в конкурсах; учащиеся работают с демонстрационными и реальными вариантами ЕГЭ с 2001 по 2012 годы с выходом в Интернет, работают с учебными дисками, создают творческие проекты);
чтобы использовались тестовые задания открытого и закрытого типа;
Повышению эффективности обучения химии способствуют:
Уроки.
Элективные (групповые) занятия.
Индивидуальные занятия, консультации.
Пробный экзамен.
Домашняя подготовка.
При конструировании учебного занятия необходимо учитывать типичные затруднения школьников в выполнении тестовых заданий, определять причины возникновения затруднений совместно с учащимися; устранять (по возможности) в ходе проверки обнаруженные пробелы; обеспечивать рефлексию учащихся по поводу своих способов учебной работы в процессе выполнения домашнего задания. На уроках, элективных занятиях, при домашней подготовке мы используем тестовые задания. Они позволяют не только обнаружить пробелы в знаниях, но и оценить ответ ученика. Учащиеся сами выставляют оценку по предложенной учителем шкале. Тестовые задания обеспечивают также рефлексию учащимися способов деятельности.
Если в 8 – 9 классах мы большее время отводим на изучение нового материала, его закрепление, то в старших классах серьезное внимание необходимо уделять повторению и обобщению знаний, отработке умений и навыков, формируемых в 8 – 9 классах. Наряду с изучением нового материала необходимо проводить целенаправленное повторение изученного в предшествующие годы.
Учителю предоставлена возможность нестандартно подходить к планированию образовательного процесса, выбирать оптимальную последовательность изучения материала в пределах темы, определять количество часов на освоение разделов тем и тем курса в пределах того объема времени, которое отводится на изучение учебного предмета. На уроках важно обеспечить усвоение методики воспроизведения изученного материала, осознание школьниками своих способов проработки учебной информации с использованием заданий в тестовой форме. Особую значимость составляет закрепление знаний и способов действий, требующих внутрипредметных и межпредметных связей, которые лежат в основе тестовых заданий (на уровне воспроизведения; на уровне применения знаний по образцу; на уровне творческого применения знаний). С этой целью включаем в различные этапы урока задания в тестовой форме, разработанные в логике ЕГЭ, необходимо развивать у школьников умения самостоятельно создавать задания с учетом индивидуального познавательного стиля, обеспечивать условия, способствующие самоорганизации познавательной деятельности.
На этапе изучения нового материала мы можем предложить в качестве проблемного вопроса задания КИМ и позже, уже при закреплении, вновь вернуться к нему. Для поиска способа решения учебной задачи здесь возможны такие формы деятельности: беседа, самостоятельная работа с книгой, групповая работа или работа в парах.
На уроках повторения, закрепления знаний учащиеся обязательно работают с заданиями из КИМов по определенной теме. Мы создаем для уроков карточки с заданиями КИМ по данным темам и предлагаем их для решения.
Во время изучения нового материала, проверке и закреплении знаний мы обращаем особое внимание на элементы содержания и виды деятельности, которыми должны владеть учащиеся, и которые обозначены в спецификации КИМ по химии. Например, изучая тему «Металлы» в 9 классе, можно предложить учащимся вопрос уровня А:
А 7. Оцените справедливость суждений о металлах: А. Для атомов металлов характерно малое число валентных электронов и слабое их притяжение к ядру. Б. Чем выше степень окисления металла в его гидроксиде, тем более основными свойствами обладает гидроксид. 1. верно только А 2. Верно только Б 3. верны оба суждения 4. Оба суждения неверны |
Такие задания проверяют не только уровень знаний и многие виды умений учащихся, но и дают возможность оценить справедливость суждения. Это требует при устном ответе на вопрос обоснования своей точки зрения.
На уроках осуществляется химический эксперимент, лабораторный или демонстрационный. Внимание учащихся направляется на признаки и условия химических реакций. При образовании осадка, обращаем внимание на его цвет, консистенцию, при выделении газа – на его окраску, запах, физиологическое действие на организм.
Есть уроки-практикумы по решению экспериментальных задач, где школьники получают вещества и доказывают их наличие, распознают вещества и определяют их свойства. Кроме умения решать экспериментальные задачи, у учащихся на уроках химии должны сформироваться умения решать расчетные задачи. Для этого проводятся уроки-практикумы по решению расчетных задач. Мы используем алгоритмы, которые позволяют с уровня решения задач по образцу переходить на уровень решения нестандартных, усложненных, требующих творческого подхода к решению, задач.
На уроках систематизации и обобщения знаний, а тем более во время контрольной работы учащимся предлагаются задания в тестовой форме. Они позволяют осуществить поурочный контроль, самоконтроль деятельности учащихся, обеспечивают развитие рефлексии и самоорганизации. Во время подготовки к таким урокам я стараюсь учитывать типичные ошибки в ответах ЕГЭ и совместно с учениками стараемся устранять их причины. Для этого вводим задания типа А, В и С ЕГЭ. В ходе проверки обнаруживаются пробелы в знаниях, поэтому по возможности нужно их сразу устранять. Анализ проверочной работы предлагаю проводить учащимся в парах. Сначала они проверяют друг у друга (взаимопроверка) ответы по заранее составленным листам ответов, а затем отводится время для того, чтобы учащиеся объяснили причины неправильных ответов.
На обобщающих уроках особенно ребятам нравится такая форма работы, как создание проекта КИМ. Вместе с детьми мы обсуждаем предстоящую деятельность. В соответствии с интересами учащихся комплектуются творческие группы. Дальнейшая работа осуществляется детьми самостоятельно. К учителю они обращаются только за советами. Во время подготовки к уроку-защите проекта происходит наиболее глубокое усвоение материала. Во время создания проекта есть все условия для проявления и развития творчества. Каждый ученик имеет возможность проявить себя через художественное оформление (ученики с развитым художественным вкусом), выборку вопросов и ответов из демонстрационных материалов ЕГЭ (на печатной основе и электронных носителях) (обычно это делают слабые и средние ученики), самостоятельно разрабатывать вопросы (обычно сильные ученики). А главное, работая в творческих группах, ребята продолжают общаться, происходит развитие мышления, есть возможность выразить себя замкнутым ученикам, проявить свои способности во владении компьютером и завоевать уважение коллектива. При подготовке к уроку «Защита проекта» чаще всего возникает ситуация успеха и удовлетворение своей деятельностью.
Элективные (групповые) занятия. Задачи кружковых занятий:
Более глубокое и детальное изучение отдельных тем, которым уделяется недостаточное количество времени на уроках (например, темы «Электролиз растворов и расплавов», «Гидролиз», «Окислительно-восстановительные реакции и влияние среды», «Скорость химической реакции», «Химическое равновесие»).
Анализ ответов пробного экзамена по химии, проводимого на уровне школы.
Ликвидация пробелов в знаниях и устранение типичных ошибок.
Решение расчетных задач. (С4, С5)
Для проведения элективных занятий составляется планирование так, чтобы вопросы, рассматриваемые на групповых занятиях, соответствовали вопросам, которые изучаются на уроках, и время их изучения совпадало. В планирование включаем те темы, где чаще всего ребята испытывают затруднения и на ЕГЭ прошлых лет допущены ошибки. Все вопросы ЕГЭ охватить на кружковых занятиях невозможно, поэтому мы изучаем статистические данные, выявляем типичные ошибки, которые допускают выпускники школы на протяжении нескольких лет, а также типичные ошибки, которые допускают выпускники Российских школ. По заданиям, в которых допускается большое количество ошибок, составляем карточки с вопросами типа А и В, например, по теме «Скорость химической реакции». Детям предлагается составить такие карточки по разным темам (уровень сложности заданий ребята выбирают сами), и ученики могут обмениваться ими друг с другом. Затем осуществляется взаимопроверка. Работа с карточками позволяет фиксировать время, затраченное на выполнение заданий, отслеживать число правильных ответов и допущенных ошибок, выявлять причины этих ошибок и своевременно их устранять.
На занятиях в 8 – 9 классах по решению расчетных задач мы используем алгоритмы. Если на уроке большая часть учеников овладевает репродуктивным уровнем решения задач (по образцу), то на элективных занятиях ученики решают нестандартные, сложные задачи, которые требуют, либо сведения несколькими преобразованиями к стандартным, либо выполнения системы преобразования или комбинаторных действий. На занятиях совершается переход от репродуктивного мышления к исследовательскому, что создает предпосылки для успешной деятельности учащихся и повышению качества знаний.
Индивидуальные занятия, консультации.
Чаще всего в таких занятиях нуждаются ребята, которые готовятся к ЕГЭ по химии. Совместно с учеником мы составляем план работы на год. Учитель должен определить (совместно с учащимися) индивидуальные цели и задачи, связанные с подготовкой к ЕГЭ. В число такого рода задач могут входить: развитие умений правильно прочесть толкование учебных заданий; развитие умений осуществлять саморегуляцию и самоорганизацию в образовательной деятельности в определенный временной промежуток (развитие умений выполнять задания в тестовой форме, фиксировать результаты в бланках ответов № 1 и № 2 ЕГЭ). На индивидуальном занятии мы не решаем варианты ЕГЭ, а анализируем ответы на вопросы КИМ, которые учащиеся давали, работая самостоятельно дома. Каждый ученик устанавливает конкретно для себя задачи по решению вариантов ЕГЭ. Например, один ученик решает в неделю два варианта, другой – один вариант, третий – отрабатывает навыки работы с вариантами типа А в течение месяца, затем В, для типа С – тоже устанавливает определенный срок. На индивидуальной консультации с каждым учеником мы обращаем внимание на то,
- какое количество времени затратил школьник на решение заданий типа А, типа В, типа С при решении первого, а затем второго варианта, и т.д.;
- сколько верных и неверных ответов дано на каждом уровне, выясняем причину неверных ответов. Ученик сам объясняет, каким должен быть верный ответ и почему он допустил ошибку.
Учитель в ходе диалога поддерживает ученика, исправляет, дополняет, но никогда не оценивает. Он имеет право использовать в работе со школьниками три типа высказывания, каждое из которых позитивное:
похвалить ученика,
направить (уточнить),
заново рассказать ту часть материала, которая понята неправильно.
Учитель фиксирует в своей тетради, с какими заданиями уровня А и В ученики не справились, и если из занятия в занятие номера заданий часто повторяются, то учитель фиксирует «западающую» тему и корректирует план групповых занятий, вынося тему на кружковое занятие. Если ошибка встречается часто только у одного ученика, то в этом случае, просит ученика поработать с теоретическим материалом данной темы, а затем с заданиями карточек, которые составлены по определенной теме на основе материалов ЕГЭ. На индивидуальном занятии мы работаем с заданиями уровня С. Такая работа дает позитивные результаты.
Пробный экзамен в школе.
Для проведения пробного экзамена в школе устанавливается день и время его проведения. Обычно это конец марта – начало апреля, на 1 – 3 уроках по счету в начале дня. На экзамен приглашаются одиннадцатиклассники, которые будут сдавать ЕГЭ по химии во время итоговой аттестации. Для ребят создаются все условия (тишина, невозможность общения, работа на бланках № 1 и 2 для фиксации ответов, бланки черновиков, необходимые источники информации «Периодическая таблица», «Таблица растворимости», «Электрохимический ряд напряжения металлов»). Условия как можно больше приближены к реальному ЕГЭ. Тестовые задания обязательно содержат инструкцию для учащихся. При составлении КИМов мы руководствуемся таблицей распределения времени на ответы уровня воспроизведения (А), уровня применения по образцу (Б), творческого применения знаний (С).
В этот же день ответы проверяются, анализируются, результаты доводятся до сведения администрации, родителей. Результаты анализа выполнения пробного ЕГЭ учитываются, вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты каждого ученика, а также программы их самообразования, самокоррекции и самоконтроля. На факультативных занятиях и индивидуальных консультациях осуществляется разбор типичных и индивидуальных ошибок в ответах.