СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказки о музыке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные сказки о музыке и музыкальных инструментах с вопросами для обсуждения.

Просмотр содержимого документа
«Сказки о музыке»





СКАЗКИ О МУЗЫКЕ





ГАРМОШКА ДЛЯ КРОКОДИЛА


Крокодил лежал на берегу реки Лимпопо, а маленькая птичка сидела неподалеку на кусте и пела веселую песенку. Из глаза крокодила вдруг выкатилась огромная слеза.
— Перестань плакать, крокодил, все равно никто не поверит твоим слезам, — прощебетала птичка.
— Я плачу не для того, чтобы верили. Я услышал твою песенку и понял, что не хочу больше быть злым, но не могу-у-у-у, — просипел крокодил и зарыдал настоящими крокодильими слезами.
— Постой, крокодил, я думаю, тебе можно помочь, — защебетала птичка.
Крокодил вытер слезы и с надеждой взглянул на нее.

— Ты услышал мою песенку и заплакал, потому что моя песенка добрая, а ты злой.

— Да, я злой, — вздохнул крокодил и снова заплакал.

— Постой, крокодил, не перебивай, — попросила птичка. — Я думаю, надо подарить тебе добрую песенку, и тогда ты сразу станешь добрее.

— Ты хочешь, чтобы я тебя проглотил вместе с твоей доброй песенкой? — с удивлением спросил крокодил.

— Конечно, нет. Жди меня, я принесу тебе песенку, — пообещала птичка и улетела.
Крокодил не успел даже проголодаться, как птичка вернулась. В клюве она несла трубочку.
— Это тростниковая дудочка. Я выпросила ее у пастуха. В ней живут добрые песенки. Нужно подуть в дудочку, и песенки вылетят из нее, — объяснила птичка крокодилу.
Крокодил с опаской взял дудочку в пасть, сжал ее зубами, но дунуть не успел. Дудочка преломилась пополам, как соломинка.

— Я же говорил, что не могу быть добрым, — снова заплакал крокодил.

— Нет, можешь, но тебе нужен большой и крепкий музыкальный инструмент, — прощебетала птичка и снова улетела.

Крокодил устал ждать и нырнул в реку, чтобы поохотиться. Тут послышался щебет птички, и крокодил вылез обратно на берег. Возле птички на берегу стоял человек с большим барабаном. Увидев крокодила, человек испуганно попятился.

— Не бойся, человек. Этот крокодил станет добрее, когда научится играть на барабане, — прощебетала птичка.

Человек положил барабан на землю и сказал:

— Я лучше пойду, пока он не научился. Вы просили крепкий музыкальный инструмент. Этот барабан сделан из пустого ствола железного дерева, а сверху на него натянута крепкая шкура буйвола. Это самый лучший барабан нашего племени. Если он научит крокодила доброте, люди обрадуются.

Говоря это, человек с опаской пятился назад от реки, пока совсем не скрылся в зарослях.
— Видишь, крокодил, как все тебя боятся, — укоризненно прощебетала птичка. — Скорее бей в барабан, и тогда из барабана выскочат песенки.

Крокодил попытался дотянуться до барабана своими лапами, но они были слишком короткими, и размахнуться ими было невозможно. Тогда крокодил взмахнул головой и ударил по барабану зубами. Шкура буйвола разлетелась в клочья, и железное дерево треснуло.

— Нет, никогда мне не научиться доброте, — вздохнул крокодил.

— Научиться доброте можно всегда. Тебе нужен не крепкий инструмент, а подходящий, — упрямо прощебетала маленькая птичка и улетела.

Прошло много времени. Крокодил уже забыл про птичку и про доброту. Он так и остался кровожадным и злым зверем, которого все боялись. Но однажды крокодил вылез на берег и увидел там большой ящик. На нем сидела знакомая птичка. Она весело прощебетала:

— Крокодил, тебе посылка.

— Я еще ни разу в жизни не получал посылок. Что там? — заволновался крокодил.

— Открой, и все поймешь. Только осторожно, — ответила птичка.

На крышке посылки было написано: «Африканскому крокодилу от крокодила Гены. Самый лучший музыкальный инструмент».

Крокодил осторожно, одним зубом, открыл посылку и увидел внутри гармонь. Справа и слева у гармошки были деревянные планки с кнопочками, которые идеально подходили для крокодильих лап. Между планками располагались меха, сложенные гармошкой. Крокодил слегка раздвинул меха, нажал на кнопочки, и гармошка что-то пропела.
Но самое главное, внутри посылки лежало письмо от крокодила Гены:

«Дорогой африканский крокодил! Посылаю тебе гармошку — самый подходящий для крокодилов музыкальный инструмент, самоучитель и песенку. Тот, кто играет на гармошке, становится добрым, я это на себе проверил. С крокодильим приветом, Гена».
Трудно сказать, стал ли крокодил добрее, с тех пор как научился играть на гармошке.
Но когда на берегу реки раздается веселая песенка:

«Я играю на гармошке

И добрею понемножку,

Крокодильих слез не лью,

Я играю и пою!»,

все люди и звери знают, что можно спокойно пить воду из реки и даже купаться.

Вопросы и задания

• Почему крокодил из сказки хотел стать добрее?

• Дети получают карточки с рисунками хищных зверей. Каждый придумывает, какую песню или какой музыкальный инструмент он подарит своему зверю, чтобы он стал добрее.
• Придумайте сказку о том, как африканский крокодил и крокодил Гена встретились и создали дуэт гармонистов. Придумайте песенку для этого дуэта.

• Представьте, что крокодил решил отблагодарить птичку и сделать для нее сюрприз. Что это за сюрприз?

• Дети делятся на пары. Один в паре — птичка, другой — крокодил. Птичка придумывает песенку и поет ее крокодилу, а он повторяет за ней эту мелодию.
• Какую музыкальную посылку вы бы послали африканскому крокодилу? 




ЛЕСНЫЕ МУЗЫКАНТЫ


Захотел Зайка научиться петь, как поют птицы. Но не смог. Голос у него оказался тихий и совсем не звонкий. Что ж делать? Задумался Зайка. Посоветовали ему Синичка с Канарейкой научиться играть на каком-нибудь инструменте, раз уж певца из него не получилось. 
Пошел Зайка на музыкальный базар и купил себе свирель. Идет, дудит, а весь лес его слушает. Деревца склоняют к музыканту свои веточки и хлопают листиками, как в ладошки. Хорошо играет Зайчик!

Услыхал музыку Медведь. И ему захотелось научиться на чем-нибудь играть. Хоть рычать-то он умеет громко, но рычание – это не песня. Купил Мишка баян, и вскоре лес услышал и его игру.

– Неплохо у тебя получается! – сказал Дятел. – Вот я, хотя и не пою, но стучать умею. Буду барабанщиком!
– Интересно! – возразила ему Белочка. – Кем тогда в вашем ансамбле буду я?
– Выбирай, Белочка! Еще много инструментов не занято. Хочешь – играй на балалайке, – сказал Зайка.

– А что? И буду играть! Вы думаете, что я не смогу? – вильнула пушистым хвостом Белка. И уже через неделю все в лесу услыхали звон струн ее балалайки.

Так друг за дружкой все звери в лесу научились играть на каких-нибудь музыкальных инструментах. Даже Мышка и Ежик не оплошали – на губных гармошках играют неплохо.
Что ж вы думали? Только птицы поют в лесу?




БАРАБАН ДЛЯ ЗАЙЧОНКА


Мама-зайчиха отпустила зайчонка погулять. Зайчонок побежал на полянку за огородом. На краю полянки был пенек, и зайчонок лапками стал барабанить веселую дробь. Из леса выбежал козленок. Он радостно подскочил и закричал:

— Бе, привет, хорошо получается. Настоящая барабанная музыка для прыжков. Только очень тихо. Нужны барабанные палочки, чтобы было громко.

Зайчонок оглянулся. С одной стороны полянки был лес, а с другой — заячий огород. И забор у этого огорода был сделан из отличных ровных палочек. Зайчонок подбежал к забору и выдернул несколько палочек, но они оказались слишком толстыми. Он выдернул другие палочки, но они оказались слишком тяжелыми. Наконец зайчонок выбрал две подходящие легкие палочки.

Он попробовал барабанить ими. О чудо! Барабанная музыка получилась такой веселой, что козленок начал танцевать. Зайчонок обрадовался и поскакал в лес, показать друзьям, как он умеет барабанить. Все хвалили барабанщика и говорили, что у него большой талант и чувство ритма.

Зайчонок вернулся домой к обеду и с порога закричал:

— Мама, я умею барабанить лучше всех. Все говорят, что у меня большой талант и чувство ритма. Хочешь, покажу?

— Не надо, я очень расстроена. Кто-то выдернул палочки из нашего забора, и теперь в нем почти не осталось капусты, — грустно сказала мама. — Папа сейчас чинит забор.

Зайчонок покраснел, спрятал барабанные палочки за спину и пролепетал:

— Не знаю, кто это сделал. Я пойду папе помогу.

Весь вечер папа заяц и зайчонок чинили забор у огорода. Ночью зайчонок спал беспокойно, ему снилась дырка в заборе. На следующее утро он подошел к родителям и попросил:

— Простите меня, пожалуйста, это я сломал забор. Я больше никогда не буду барабанить.

— Вот как? — с улыбкой спросила мама. — Значит, зря папа купил тебе подарок?!

— Какой подарок? — пролепетал зайчонок.

— Вот этот, — и папа показал сыну большой сверток. — Ты вчера хорошо поработал, и я решил тебя наградить.

Зайчонок подошел к свертку, с замиранием сердца развернул бумагу и увидел новенький барабан с деревянными боками и круглым верхом, обтянутым кожей. Рядом лежали две чудесные деревянные палочки с круглыми головками.

— Мама, папа, вы... вы самые лучшие на свете!

Зайчонок не знал, как выразить свою благодарность и вместо слов сыграл на барабане веселую песенку. Мама и папа рассмеялись. С тех пор в лесу появился зайчонок-барабанщик. Все звери полюбили его барабан. Даже волк не трогал зайчонка-барабанщика и всем говорил:

— С барабаном жить веселее. Услышишь веселую песню, и про голод забудешь.

Вопросы и задания

• Какую ошибку совершил зайчонок?

• Почему родители зайчонка решили подарить сыну барабан?

• Представьте, что вы музыкальный мастер и вам необходимо сделать барабан. Как вы будете его делать? Нарисуйте свой барабан.

• Один из детей — барабанщик. Ему дается барабан — игрушечный или настоящий. Барабанщик должен исполнить на барабане ритм какой-либо известной песенки. Остальные угадывают, что это за песенка.

• Нарисуйте зайчонка-барабанщика из сказки. 






КУЗНЕЧИК И СКРИПОЧКА


Мама кузнечика гордилось своим сыном.

— Мой сынок такой музыкальный. Настоящий талант! — сказала она соседке. — Он везде слышит музыку. Целый день сидит на лугу и слушает.

— Значит, пора ему купить скрипочку, — посоветовала соседка.

На следующий день мама отправилась к скрипичному мастеру и попросила:

— Сделайте для моего сына такую скрипочку, чтобы в ней были собраны все самые красивые звуки природы.

— Для этого нужно найти музыкальное дерево, которое собирает и хранит внутри себя песни природы, — ответил мастер. — Приходите через год. Постараюсь выполнить ваш заказ, — пообещал мастер.

Весь год кузнечик мечтал: «Моя скрипочка будет петь, как соловей. Она зазвенит, как весенний ручей. Моя скрипочка сможет шелестеть, как колоски в поле».
Наконец мама принесла сыночку футляр. Кузнечик открыл его и ахнул. В футляре лежала настоящая красавица. Колки у скрипочки блестели, а на них были натянуты четыре серебряные струны. Рядом лежал крохотный смычок.

— Мама, я назову эту скрипку принцессой! — восхищенно прошептал кузнечик.
Он положил на плечо скрипочку и взмахнул смычком. О, ужас! Принцесса заскрежетала.
Кузнечик попробовал еще раз. Скрипка взвизгнула, словно поросенок.
Весь вечер кузнечик плакал. Мама объясняла ему, что нужно пойти в музыкальную школу, что учитель научит его играть, но кузнечик и слышать ничего не хотел.
Наступила ночь. Бедный маленький кузнечик сидел на ромашке, а скрипочка лежала рядом с ним. Звезды тихонько звенели, и кузнечик печально прошептал:

— Неужели я никогда не сыграю на своей скрипочке звенящую песенку звезд?

— Кузнечик, посмотри на меня, — вдруг раздался голосок из футляра со скрипкой.
Кузнечик нехотя взглянул на скрипку.

— Это я, смычок. Извини, что я так плохо играю, — попросил голосок. — Я только недавно родился и еще ничего не умею. Я так надеялся, что ты научишь меня играть на скрипке.
Смычок замолчал. Кузнечик нежно погладил его и пообещал:

— Я тебя обязательно научу играть на скрипке, смычок. Ты станешь великим музыкантом.
Рано утром кузнечик разбудил маму и попросил:

— Мама, пойдем скорее в музыкальную школу.



Вопросы и задания

• Почему кузнечик сначала не хотел идти в музыкальную школу?

• Каким оказался смычок?

• Придумайте сказку о том, как однажды все музыкальные деревья в лесу решили организовать лесной оркестр. Придумайте песенки для этого оркестра.
• Сценка. Один человек — папа или мама. Другой — сын или дочь. Родители пытаются убедить своего ребенка в том, что музыкальная школа необходима для того, кто хочет научиться хорошо играть на каком-либо музыкальном инструменте.
• Нарисуйте звездную открытку, а на обратной стороне напишите песенку звезд.
• Нарисуйте, как кузнечик играет на скрипочке, а его слушают звезды. 









КАК СОВЫ УЧИЛИСЬ ПЕТЬ


Было время, когда птицы все пели одинаково. От этого получалась большая путаница. Бывало, услышит голубь красивую песенку, подумает, что голубка его поет-разливается. Полетит на голос да прямо в когти коршуну попадается.

Станет красногрудый снегирь сзывать своих птенцов, а на зов его слетаются серые воробьишки.
Наконец надоела такая жизнь птицам, и решили они так: сложим все песни в большой сундук и будем тянуть по очереди; кто какую песню вытащит, ту и станет петь весь его род. Назначили птицы день, час и место и слетелись со всех концов леса делить песни.
Одни совы опоздали. Были они большими лентяйками и очень любили поспать.
Птицы, пролетая к назначенному месту, позвали двух сов, дремавших на ветке, но те только приоткрыли свои круглые глаза и сказали друг другу:

— К чему спешить? Самые хорошие песни подлиннее да потяжелее, они, верно, завалились на дно сундука. Вот и достанутся нам.

Только к вечеру собрались совы получить свою долю. Заглянули в сундук, а там пусто. Все песни разобрали другие птицы. Так совам ничего и не досталось. А разве можно прожить без песен? Друг другу и то не знаешь, как голос подать. Горевали, горевали совы и наконец сказали:

— Давайте сами придумаем для себя какую-нибудь песенку.

А это было не так-то легко. То затянут такое, что у самих уши заболят, то зальются трелью и уже обрадуются — вот-то хорошо! — да вдруг услышат: то же коленце, но гораздо складнее выводит какой-нибудь жалкий зяблик. Совсем приуныли совы. А птицы кругом так и щебечут с утра до вечера им на зависть.

Однажды вечерком встретились две подруги-совы в рощице за деревней. Поболтали о том о сем и вспомнили о своей печальной судьбе. И тут одна из них сказала:

— Не поучиться ли нам у людей?

— Вот это дело, — ответила вторая. — Я как раз слышала, что сегодня они справляют свадьбу. А на свадьбах поют самые лучшие песни. Сказано — сделано.
Полетели совы в деревню, прямо на тот двор, где играли свадьбу. Пристроились на яблоне, что росла поближе к избе, и навострили уши.
Да на их беду никто из гостей не затягивал песню. Надоело совам сидеть на ветке.

— Видно, и от людей не дождаться нам помощи! — сказали они друг другу и уже собрались улетать восвояси.

Но тут скрипнула дверь, распахнулась с шумом, выбежал какой-то весельчак на улицу и крикнул во весь голос:

— Уу-ух-уу!

— Чур, моя песня, чур, моя! — воскликнула первая сова.

— Ладно, — ответила ее подруга. — Ну и повезло ж тебе! В это время в конюшне проснулась лошадь. Проснулась и громко зафыркала: — Фррр...

— А вот это моя, моя песня! — тотчас закричала вторая сова.

И обе улетели веселые, чтобы поскорее добраться до леса и похвастаться своими чудесными песнями перед другими птицами.

Кому случалось в ночную пору забрести в сосняк, или березняк, или ельник, тот, верно, слыхал перекличку двух птиц.

Одна кричит: — Уу-ух-уу!

Другая отвечает: — Фррр... фррр... фрр-рр-рр!

Это и есть те самые совы, которые в старину летали на свадьбу учиться песням.

Вопросы и задания

Почему совам не досталась песня?

Почему на свадьбах поют самые лучшие песни?

Если бы совы попросили вас найти для них песню, что бы вы сделали?



КАК ПЕСНЯ НАУЧИЛА ЛЮДЕЙ РАДОВАТЬСЯ


В древние времена люди не умели петь, потому что они не умели радоваться. Днем люди охотились и собирали съедобные растения, а ночью прятались в пещерах и зажигали костры. Люди иногда танцевали вокруг костров под бой барабанов. Это были ритуальные пляски, изображавшие сцены охоты и борьбы. Они вселяли отвагу в сердца мужчин, но не было в этих танцах радости, потому что они рассказывали об опасностях охоты.

— Небо, научи людей радоваться, тогда жить им станет легче, — попросила однажды Земля.

— Хорошо, Земля, я пошлю тебе семена чудесных цветов, — ответило Небо, — солнышко согреет их, теплый весенний дождь напоит, а ты помоги им вырасти и расцвести.
Умытая и согретая Земля вырастила повсюду веселые разноцветные цветы, но люди не смотрели на цветы. Они бродили по цветущим лугам, искали съедобные коренья, а их лица были по-прежнему угрюмы.

— Цветы прекрасны, Небо, но люди думают только о пропитании и не видят красоты цветов,— вздохнула Земля.

— В каждом цветке спрятана маленькая незаметная радость. Надо показать людям большую радость, чтобы они развеселились, — задумчиво проговорило Небо и попросило солнце и дождик зажечь в небе красавицу радугу.

Раскинулась над землей семицветная радуга, но люди не заметили ее. Они все время смотрели в землю, искали съедобные растения.

— Радуга, неужели люди никогда не узнают, что такое радость! — расстроилось Небо.
Задрожала радуга, зазвенела, запела, и семь ее разноцветных дуг превратились в семь разноцветных ноток. Сплелись семь ноток в веселые песенки и полетели вокруг Земли. Первыми подхватили песни птицы. Люди подняли головы вверх и прислушались к пению птиц. На их губах появились улыбки. Невольно они стали напевать, подражая птицам, а затем звону ручейка и шелесту листвы.

Вечером люди вернулись в пещеру и зажгли костер. Вдруг одна девушка, в сердце которой поселилась веселая песня радуги, вспомнила ее и тихонько запела, а молодой охотник взял барабан и стал отбивать на нем веселый ритм.

Барабан звучал так весело, что многие подхватили веселую песню и пустились в пляс.
Так люди научились радоваться. Они увидели, как прекрасны цветы, услышали, как звонко поют птицы, и сами научились петь. Жить людям стало легче, потому что песня и музыка дают человеку силу и свободу. «От дождя травы расцветают, от песни — душа», — говорят старики.

Вопросы и задания


• В чем еще на Земле спрятана маленькая радость?

• Дети получают карточки с разными словами, например: луч, звезда, капля росы, снежинка и

т.д. Каждый должен придумать, о чем поют, например, луч или звезда, когда радуются.
• Для чего людям нужна радость?

• Какие песни рождают в вас радостные чувства?

• Нарисуйте музыкальную радугу из сказки.

• Как вы думаете, как родилась самая первая песня на Земле?

• Расскажите, кто на Земле, кроме человека, умеет петь.