Двадцать шестое октября.
Классная работа.
Запиши существительные в три столбика:
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Печ ь , деревн я , неб о , конь, помидор, радость, дяд я , старость, лагерь, рыб а , ель.
О т д а н н ы х имен существительных образуйте новые слова третьего склонения.
Вещица, мышка, брошка, морковочка, ночка, печка, ёлочка, горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка.
В ы п и ш и т е только имена существительные первого склонения .
Облако, награда, олень, деталь, газета, морковь, дядя, морковка, Володя, лотерея, столица, модель, квартира.
Запиши существительные в три столбика:
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Ночь, кошка, облако, день, осень, гость, дедушка, мудрость, крендель, гора, рожь.
В ы п и ш и т е только имена существительные в три столбика по склонениям.
Метель, черешня, метро, кабина, заглавие, загадка, квас, вода, корабль, ручка, Ольга, рыбка, мама, дедушка, пятно, листок, море.
С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.
I вариант
От деревн.. до речк.. д..рога шла через поле. У д..рог.. р..сла развесистая б..рёза. Около б..рё..ки скач..т в..р..бьи.
II вариант
Я (пр..) х..дил около б..рёз..вой рощ.. . На пригорке красовались цв..ты фиалк.. . Из кустов я услышал г..л..сок иволг.. .
– Определите падежи имён существительных. Выделите окончания.
И з д а н н ы х слов составьте и запишите словосочетания с именами существительными в дательном падеже.
I вариант
Проехать, страна, по; прислушаться, песня, к; погладить, голова, по; приблизиться, стена, к; помогать, Надежда Петровна.
II вариант
Поехать, бабушка, к; бегать, лужайка, по; обратиться, подруга, к; ходить, комната, по; рассказать, Валентина Ивановна.
– Выделите окончания имён существительных .
Спиши, вставив пропущенные буквы
Поз..ним утром пр…крас…ная принцесса гуляла по б..регу р…ки и любовалась парус….ными ло…ками. Погода была ч У дес….ной. Лё…кие (о,а)блач…ка б…жали по н…бес…ной лазур(и,е). На лес…нице собралась гру….а пр…лес…ных фрейлин. Вдруг раздался ужас…ный плеск, и из трос….ника выл…зло ч…довище. Оно имело гиган….ское з…лёное тело и б…льшие ко…ти. Уши ч…довища были похожи на капус….ные л…сты. Тут п(о,а)…вился м…л…дой наез….ник. Это был доблес…ный командир гвардии. Он свис….нул и метнул к(о,а)п…ё. Вра… был серьёз…но ранен. Бере… огласился радос…ными криками В королевств(и,е) об…(е,я)вили б…льшой праз…ник.
ПРИСТАВКА
Корень
Поз д ним ОПАЗ Д ЫВАТЬ
ОБЛАЧ КО
ОБЛАЧ НЫЙ
ПРИСТАВКА
СУФФИКС
ОКОНЧАНИЕ
приставка корень суффикс окончание
Спиши, вставив пропущенные буквы.
В…круг п…лянк(и,е) ст…яли м…л…дые ели. Около одной ёлк(и.юе) была мыш…ная н…ра. Из норк(и,е) ч…сто выб…гали ро…кие мы…ки. У мыш(и,е) тонкий сколь(с,з)кий хвостик и гла….кая ш…рстка. Цвет ш…рстк(и,е) обыч…но с…роватый. Я ч…сто садился около норк(и,е) в т…нёк от ветк(и,е) и наблюдал. Ж…знь мы…к(и,е) зависит от скорост(и,е) её проб…(ж,ш)к(и,е). Маленький зв(е,и)рёк н…сёт…ся, как стр…ла. Если на пути ст…ит ствол ел(и,е), мыш… взб…гает на него на м….тровую высоту. Потом она падает вни… и без остановк(и,е) б…жит дальше.
Составьте с данными глаголами словосочетания «глагол + личное местоимение Я в косвенном падеже». Укажите падеж местоимения. Образец: заботишься (о ком?) обо мне (П. п.)
Пр..близился (к кому?) ко мне
С..ревновался (с кем?)со мной
Ра(с,сс)т..лалась (перед кем?),
(Не) смейся (над кем?),
Пр..готовить (для кого?).
Спишите текст. Выпишите вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напишите вопросы. Проверьте окончания прилагательных окончаниями вопросов.
Образец. Облако (какое?) чёрное.
Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.
Прочитай. Выпиши части речи в таком порядке: названия предметов, признаки предметов, действия предметов.
Зима.
Пролетело жаркое лето. Прошла золотая осень. Выпал снег. Пришла вьюжная, холодная зима. Подул студеный ветер. Голые стоят в лесу деревья. Зеленые сосны и ели ждут белой зимней одежды.
Запиши слова в три столбика .
Пальто, смешной, грустит, кривая, ветер, играет, несёт, крот, честные, грибной, город, морковь, летят, узкая, белое, дедушка.
Выпишите местоимения , укажите их лицо, число и падеж и род(если необходимо)
1.Про богатый кошкин дом мы и сказку поведём.
2. У неё, у кошки, на ногах сапожки.
3. Я - кошкин дворник, старый кот!
4.Котята были у ворот – поесть они просили.
5. Ходить к вам , право, нелегко-живете очень далеко.
6. Зажги, Василий, верхний свет и покажи его портрет.
Словосочетание – это два слова, которые связаны между собою по смыслу.
Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются .
Подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши словосочетания, ставя вопрос от слова к слову.
1) На лугу поспела душистая земляника.
_______________________________________
2) На изумрудной траве сверкали капельки росы.
______________________________________________
1) На лугу поспела душистая земляника .
земляника ( какая?) душистая
поспела ( где? ) на лугу
2)На изумрудной траве сверкали капельки росы.
капельки ( чего?) росы
сверкали ( где? ) на траве
на траве (какой?) изумрудной
Выпишите местоимения , укажите их лицо, число и падеж и род(если необходимо)
- 1. Он на меня чуть-чуть похож!
- 2.Почтенная хозяйка, ты спой нам (2л.,мн.ч.,Д.п.) и сыграй-ка!
- 3.Пускай с тобой споёт петух. Хвалиться неудобно, но у него прекрасный слух и голос бесподобный. (С.Я. Маршак)
Обозначьте в словосочетаниях главное слово; укажите, какой частью речи оно является. • Укажите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
Слыш..тся (3-е л., ед. ч.) издалека, т..ржественный марш, праз(?)ничный с..лют, рап..рт дежурного, приветствовать г..стей, обращаться изр..дка, сер(?)ёзно готовиться, помощ(?) взрослым, г..р..дская олимпиада, приближаться к цел.. .
Спишите предложения, укажите синтаксическую роль местоимений.
- 1. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года .
- 2.Стал он кликать золотую рыбку.
- 3.Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
- 4. На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела.
- 5.Глядь: опять перед ним землянка, на пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто.
Определите синтаксическую роль, начальную форму и падеж местоимений
- Я уселся на камень и стал н..блюдать.
- Передо мной пр..стиралось море.
- Над тобой голубым ковром ра..кинулось бе..крайнее небо.
- Он п..жал лапу и внимательно п..смотрел на меня.
Самостоятельная работа. Поставьте местоимения в скобках в нужную форму, определите разряд и падеж. Расставьте знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор предложений.
- 1) Мы молодой весны гонцы она (мы) выслала вперед.
- 2) Ласточка с весною в сени к (мы) летит с (она) и солнце краше и весна милей.