СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Склонение имен существительных в единственном числе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка для 4 класса по теме "Склонение имен существительных единственного числа"

Просмотр содержимого документа
«Склонение имен существительных в единственном числе»

Класс: 4

Тема: Склонение имён существительных в единственном числе

Цели: Дать понятие о трех склонениях имен   существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.

Планируемые результаты:

  • Предметные: познакомить детей с особенностями склонений имён существительных.

  • Личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; определять правила работы в парах, группах; положительное отношение к изучению русского языка.

Тип урока: открытие нового знания.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


 Оборудование: Русский язык: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, УМК «Перспектива», карточки с заданием. 



Этапы урока

Ход урока

Ι. Мотивация

- Как вы понимаете девиз нашего урока?

Начнешь в учении с малого,

Постигнешь и большее!

II. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации


– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

1. Повторение изученного о падежах.

Игра «Узнай падеж».

Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети должны определить падеж.

Материал для игры:

а) кому? (Д.п.)

б) на, за, под, через, про, в (В.п.)

в) нет (Р.п.)

г) «щедрым» падеж (Т.п.)

д) без предлога не употребляется (П.п.)

е) подлежащее (И.п.)

ж) «падеж-работяга» (Т.п.)

з) кого? (В.п., Р.п.)

и) два предлога (Д.п.)

к) что? (И.п., В.п.)

л) о, об (П.п.)

2. – Запишите предложение, определите падеж и род имён существительных.

Проверка с помощью карточек, на которых написаны названия падежей.

В солнечный день листва слегка поблёскивала и лежала у подножия деревьев сплошной золотистой грудой.

III. Выявление и выход из проблемной ситуации

1. Введение в раздел.

– Прочитайте название раздела.

– Какое слово вам встречается впервые? Подберите однокоренные слова. (Склониться, поклон, склонённый.)

– Сформулируйте вопросы, которые возникают после прочтения

нового раздела. (Что такое склонение? Какие это три склонения, в чём их различие?)

2. Постановка проблемы.

Используется подводящий диалог.

– Запишите предложение.

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

– Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род, падеж.

– Выделите окончания.

ж.р., П. ж.р., П.

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

– Какие вопросы возникают? (Почему у существительных одного и того же рода в одном и том же падеже окончания разные?)

Аналогичный диалог можно провести на материале существительных отец и дядя.

– Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

IV. Первичное закрепление

1. Работа в учебнике.

1)Наблюдение за словоизменением существительных с однотипными окончаниями в И.п.

Упр. 24 выполняется по заданию.

Вывод: У имён существительных женского и мужского рода могут быть одинаковые окончания в начальной форме, только по-разному распределяются (в м.р. – чаще, а в ж.р. – -а, -я).

2) Устно дети изменяют по падежам существительные женского рода страна, земля, вписывают окончания и сравнивают их.

3) Сравнение падежных окончаний существительных женского и мужского рода с окончанием -а, -я в начальной форме.

Вывод: Существительные м.р. и ж.р., у которых в начальной форме окончания -а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.

Аналогично дети наблюдают за падежными окончаниями остальных групп имён существительных, записывают другие выводы, после чего делается обобщающий вывод: в русском языке три группы имён существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах.

– Как иначе можно назвать эти группы слов? Прочитайте про себя определение на с. 16.

– Запишите название над группами.

1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.

ж.р. и м.р. м.р. ж.р.

-а, -я ср.р. -о, -ё ь


2. Чтение вслух текста определения.

– На что вы ориентировались при чтении? (На выделенные слова, выделенные части (абзацы), примеры.)

Беседа на понимание.

– Что значит «просклонять» слово? Просклоняйте слово точка.

– К какому склонению вы его отнесёте?

– Обязательно ли для определения склонения изменять слово?

– Назовите признаки, по которым мы определяем склонение имён существительных. (Род и окончание в начальной форме.)

3. Ответ на основной (проблемный) вопрос урока.

– Вспомните наше предложение в начале урока.

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

– Почему у слов (о) сестре, дочери разные окончания, хотя род и падеж один и тот же? (Они относятся к разным склонениям.)

4. Выведение алгоритма определения склонения.

– Как определить склонение? Что для этого нужно сделать? (Поставить слово в начальную форму – И.п., ед.ч., определить род и окончание.) Например, о сестре – н.ф. сестра, ж.р., окончание – а, следовательно, это существительное 1-го склонения; о дочери – н.ф. дочь, ж.р., окончание –_ , следовательно, это существительное 3-го скл.

V. Физминутка

VI. Самостоятельная работа

Работа в учебнике.

1. Упр. 25 – развивается умение определять склонение имён существительных. Выполняется самостоятельно и у доски.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

VII. Включение в систему знаний

1. Упр. 26, с.17

2. Упр. 27, с 17

VII. Итог урока. Рефлексия.


– Запишите опорные (ключевые) слова для определения склонения имён существительных. (И.п., ед.ч., род, окончание.)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

IX. Домашнее задание.

Упр. 28, с 18.