Словарная работа на уроках русского
языка в начальных классах.
Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее устная и письменная речь. Однако словарной работе в школе уделяют мало внимания, нередко она носит случайный эпизодический характер.
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка ведется она с 1 по 11 класс» - писал известный ученый – методист А.Текучев.
Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением, мною используются при объяснении нового материала, в контрольных диктантах. При проверке домашнего задания по учебнику непременно спрашиваю детей, все ли слова, встречающие в тексте, известны, понятны. Никогда не оставляю без внимания ни одного не понятного слова с непроверяемым написанием, встретившегося в учебниках «Русский язык» или «Литературное чтение». Учу видеть такие слова в рассказе, стихотворении, научной статье, находить им объяснение, записать в индивидуальные словарики.
Индивидуальный словарик есть у каждого ученика. Только у одного он посолиднее (слов больше), у другого – потоньше. Откуда ученики записывают слова? Из любого текста, прочитанного ими.
За индивидуальными словариками всегда слежу, проверяю выборочно, поощряю яркой открыткой, добрым словом. Один раз в неделю обязательно 2 – 3 ученика работают с карточкой, на которой написаны слова с пропущенной гласной. Положительную оценку выставляю в журнал и дневник. К окончанию начальной школы у отдельных учащихся собирается несколько таких словариков. Родители отдельных учащихся даже сброшюровали их.
При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности: чтение слова с доски, таблицы, из индивидуального словарика (кто-то это слово раньше записал), обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговаривание слова вслух, письмо слова в тетрадях или в словариках, разбор слова по составу, подбор родственных слов, составление с данным словом словосочетания, предложения. Работу по учебнику увязываю с изучением трудного слова. Сначала ученики под моим руководством, а потом сами находят в текстах упражнений трудные слова, подбирают к ним родственные, составляют предложения. Такая работа со словами которых нет в «Словаре» учебника, создает возможность обогатить словарный запас ученика, способствует развитию его речи, вырабатывает умение самостоятельно находить трудное слово, воспитывает уважение к учебнику как главному источнику знаний и умений.
Как и другие учителя широко использую словарные диктанты, состоящие из отдельно взятых слов и словосочетаний, например по теме «Птицы», «Школьная жизнь», «Магазин».
На стенде по русскому языку у нас есть рубрика «Запомни эти слова». На нем мы помещаем только те слова, которых нет в учебнике; ученики нашли их в другом тексте. Вот например список этих слов: аквариум, апельсин, асфальт, аппетит, бетон, витрина, еще железо и т.д.
Работу над трудными словами провожу в минуты, отведенные на чистописание. При написании строчных букв использую слова типа ветер, барабан, герой и т.д. Но есть одно непременное условие: слово мною вводится не оторвано от темы урока. Учащиеся пишут слова из учебника «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир». Таким образом, когда я готовлюсь к урокам на следующий день, обязательно ищу трудные слова , даже не программные.
В моей практической деятельности хорошо зарекомендовали себя такие виды работы:
Вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку провожу по словарю учебника, по индивидуальному словарику, взаимопроверка, подчеркивают карандашом неверную орфограмму. Словарный диктант иногда провожу с использованием ИКТ.
Запись слов по алфавиту: Так, написав на доске вразбивку несколько слов с такими написаниями, учитель заставляет переписать слова в алфавитном порядке. По мере усвоения учащимися алфавита задания усложняются.
Выборочный диктант.
Учитель читает вслух текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями , а учащиеся, прослушав предложение записывают слова с данными орфограммами.
Группировка и запись слов по орфографическим признакам . Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или проведенные на доске слова и по алфавиту и по группам в соответствии с орфографическими способностями. Даются слова с непроверяемыми безударными гласными. Записать их столбиками по алфавиту: в один - слова с безударной гласной а, в другой – с безударной гласной о и т.д.
Подбор однокоренных слов – других частей речи. При изучении (и повторении) полезно предложить учащимся задания на образование одних частей речи от других. Учащиеся записывают: металл – металлический, группа – группировать.
Подбор и запись синонимов и антонимов.
Одним из эффективных приемов словарно – орфографической работы является подбор учащимися слов, близких или противоположных по значению.
Например, учащимся предлагается домашняя работа на подбор и запись синонимов к существительным метель, граница, Отечество.
Предлагаются аналогичного типа задания и на подбор антонимов.
Составление предложений с данными словами. Этот вид работы практикуется в начальных классах достаточно широко. Он способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся и усвоению синтаксического строя речи.
Сочинение по опорным словам.
Близко к предыдущему виду работы стоит сочинение по опорным словам.
Так я предлагаю детям написать сочинение на тему «На вокзале», используя слова: багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.
Опыт показывает, что планомерное применение дает возможность повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям по сравнению с обучением таким написаниям с помощью традиционных приемов. При использовании описанных выше приемов учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.