СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Служебные части речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1)Систематизировать знания о самостоятельных служебных частях речи.

2)Доказать значимость служебных частей речи.

3)Совершенствовать устную и письменную речь.

Задачи урока:

1) Организовать работу в деятельном режиме.

2) Исследовать тему и обосновать выводы.

Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Этапы урока:

1) Оргмомент.

Просмотр содержимого документа
««Служебные части речи»»

Предмет: русский язык; вводный урок к изучению темы «Служебные части речи» - урок поиска и находок.

Тема: «Служить бы рад…»

Класс: 7а.

Технологии: использованы программы Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Word.


Цели урока: 1)Систематизировать знания о самостоятельных служебных частях речи.

2)Доказать значимость служебных частей речи.

3)Совершенствовать устную и письменную речь.

Задачи урока:

1) Организовать работу в деятельном режиме.

2) Исследовать тему и обосновать выводы.

Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Этапы урока:

1) Оргмомент.

2) Вступительное слово учителя.

3) Постановка проблемы.

4) Работа над темой.

5) Закрепление темы.

6) Решение проблемы.

7) Заключение.

8) Выводы.

9) Оценка урока и его полезности учениками.

Ход урока.

- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на моем уроке.

- Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы –

И в этом их главный секрет! (1 слайд)

- Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?

- Вспомните и назовите все части речи. Приведите примеры слов каждой части. Найдите в них значимые части. Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются?

- Правильно, служебные.

- Запишите тему урока: «Служебные части речи» (2 слайд)

- Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность.

- Прочитайте стихотворение « Служить бы рад…»

Предлоги, союзы, частицы –

Все встали в один хоровод,

Служебные, важные лица –

На редкость серьезный народ.

Без них обойтись невозможно,

И знают об этом они.

Всегда и во всем осторожны:

Нигде не гуляют одни.

Но исподволь и незаметно

Значенье свое принесут,

Здесь свяжут, а рядом разделят,

Укажут и силу дадут. (4слайд)


- Нет ли в стихотворении служебных частей речи?

- Найдите их.

- Кому они служат?

- Выписать их вместе с теми частями речи, кому они служат.

- Распределите служебные части речи на 3 группы.

- Для чего в речи нужны предлоги? частицы? союзы? Какие функции они выполняют?

- сделайте синтаксический разбор предложения: Всегда и во всем осторожны: нигде не гуляют одни.

- Что с чем связывает союз И?

- Какую роль выполняет частица НЕ?

- Какова функция предлога ВО?

- Являются ли они членами предложения?

- Какие из них вы все же подчеркнули?

- Почему?

- К какому выводу пришли?(5, 6 слайды)


- Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. Выберите правильные

ответы, относящиеся к служебным частям речи.

1) Самостоятельные и служебные части речи равноправны.

2) Служебные части речи имеют общие морфологические признаки.

3) Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.

4) Самостоятельные и служебные части речи равноправны.

5) Служебные части речи не бывают членами предложения.

6) Служебные части речи имеют лексическое значение.

7) Служебные части речи имеют только дополнительное значение, грамматическое.

8) К любой части речи можно задать вопрос.

9) Служебные части речи живут сами по себе.

10)Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой.

11)К служебным частям речи задать вопрос невозможно. (6слайд)


- А теперь сделайте вывод о служебных частях речи.


- Составим схему: «Служебные части речи» (7слайд).


- Посмотрите на карту Королевства Морфологии.(8слайд)

- Какие в ней страны самые маленькие?

- Маленькие – то они маленькие, а вы попробуйте без них обойтись!

- Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.


Вечер …ночи собирался;

ночлег собрался;

Вдоль… улице идет,

Ест картошку … поет.

он поля достигает

Руки … боки подпирает

… … прискочкой … пан,

Боком входит … балаган.

Все по – прежнему стояло,

коней … … бывало;

игрушка – горбунок

его вертелся ног. (9слайд)

- Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.

- Восстановите текст, используя слова для справок.

- Можно ли обойтись без служебных частей речи?

- Таким образом мы пришли к выводу о их значимости.


- Составим схему «служебные части речи»(чертят схему)

(1) не имеют лексического значения

2) не изменяются

3)не употребляются без самостоятельных частей речи

4) не бывают членами предложения ) (10слайд)


- А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?

- Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. (10слайд)


- Попробуем полученные знания внедрить в практику…


1группа выполнит тест за компютерами.


Тест:

1) В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:

А) предлогом;

Б) союзом;

В) наречием.

2) Как правильно написать

А) по вас;

Б) по вам;

В) по вами.

3) В предложении: Какой сегодня чудесный день! КАКОЙ – это:

А) частица;

Б) местоимение;

В) союз.

4) В предложении: Уж небо осенью дышало. УЖ – это:

А) частица;

Б) союз;

В) наречие.

5) В предложении: Пусть всегда будет солнце. ПУСТЬ – это:

А) частица;

Б) предлог;

В) союз.


После того, как выполнили тест, получают индивидуальные карточки.

А) Распределить слова, данные в карточках (чтобы, сад, прекрасный, он, все – таки, над,

хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под,

ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто – то,

дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже) на 2 группы


Самостоятельные части речи Служебные части речи

Б) Определи, какими частями речи являются самостоятельные и служебные части речи.


Проверка и оценка выполнения заданий.

2 группа по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ,

ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.


Заключительная часть.

(На столах у учащихся лежит вырезанная из бумаги ладонь.)

- Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь «!» или «+». Если считаете, что информация бесполезна и урок не понравился поставьте «0» или «-».__