Предмет: русский язык; вводный урок к изучению темы «Служебные части речи» - урок поиска и находок.
Тема: «Служить бы рад…»
Класс: 7а.
Технологии: использованы программы Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Word.
Цели урока: 1)Систематизировать знания о самостоятельных служебных частях речи.
2)Доказать значимость служебных частей речи.
3)Совершенствовать устную и письменную речь.
Задачи урока:
1) Организовать работу в деятельном режиме.
2) Исследовать тему и обосновать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Этапы урока:
1) Оргмомент.
2) Вступительное слово учителя.
3) Постановка проблемы.
4) Работа над темой.
5) Закрепление темы.
6) Решение проблемы.
7) Заключение.
8) Выводы.
9) Оценка урока и его полезности учениками.
Ход урока.
- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на моем уроке.
- Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет! (1 слайд)
- Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?
- Вспомните и назовите все части речи. Приведите примеры слов каждой части. Найдите в них значимые части. Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются?
- Правильно, служебные.
- Запишите тему урока: «Служебные части речи» (2 слайд)
- Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность.
- Прочитайте стихотворение « Служить бы рад…»
Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут. (4слайд)
- Нет ли в стихотворении служебных частей речи?
- Найдите их.
- Кому они служат?
- Выписать их вместе с теми частями речи, кому они служат.
- Распределите служебные части речи на 3 группы.
- Для чего в речи нужны предлоги? частицы? союзы? Какие функции они выполняют?
- сделайте синтаксический разбор предложения: Всегда и во всем осторожны: нигде не гуляют одни.
- Что с чем связывает союз И?
- Какую роль выполняет частица НЕ?
- Какова функция предлога ВО?
- Являются ли они членами предложения?
- Какие из них вы все же подчеркнули?
- Почему?
- К какому выводу пришли?(5, 6 слайды)
- Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. Выберите правильные
ответы, относящиеся к служебным частям речи.
1) Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
2) Служебные части речи имеют общие морфологические признаки.
3) Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.
4) Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
5) Служебные части речи не бывают членами предложения.
6) Служебные части речи имеют лексическое значение.
7) Служебные части речи имеют только дополнительное значение, грамматическое.
8) К любой части речи можно задать вопрос.
9) Служебные части речи живут сами по себе.
10)Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой.
11)К служебным частям речи задать вопрос невозможно. (6слайд)
- А теперь сделайте вывод о служебных частях речи.
- Составим схему: «Служебные части речи» (7слайд).
- Посмотрите на карту Королевства Морфологии.(8слайд)
- Какие в ней страны самые маленькие?
- Маленькие – то они маленькие, а вы попробуйте без них обойтись!
- Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.
Вечер …ночи собирался;
…ночлег собрался;
Вдоль… улице идет,
Ест картошку … поет.
… он поля достигает
Руки … боки подпирает
… … прискочкой … пан,
Боком входит … балаган.
Все по – прежнему стояло,
… коней … … бывало;
… игрушка – горбунок
… его вертелся ног. (9слайд)
- Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.
- Восстановите текст, используя слова для справок.
- Можно ли обойтись без служебных частей речи?
- Таким образом мы пришли к выводу о их значимости.
- Составим схему «служебные части речи»(чертят схему)
(1) не имеют лексического значения
2) не изменяются
3)не употребляются без самостоятельных частей речи
4) не бывают членами предложения ) (10слайд)
- А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?
- Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. (10слайд)
- Попробуем полученные знания внедрить в практику…
1группа выполнит тест за компютерами.
Тест:
1) В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:
А) предлогом;
Б) союзом;
В) наречием.
2) Как правильно написать
А) по вас;
Б) по вам;
В) по вами.
3) В предложении: Какой сегодня чудесный день! КАКОЙ – это:
А) частица;
Б) местоимение;
В) союз.
4) В предложении: Уж небо осенью дышало. УЖ – это:
А) частица;
Б) союз;
В) наречие.
5) В предложении: Пусть всегда будет солнце. ПУСТЬ – это:
А) частица;
Б) предлог;
В) союз.
После того, как выполнили тест, получают индивидуальные карточки.
А) Распределить слова, данные в карточках (чтобы, сад, прекрасный, он, все – таки, над,
хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под,
ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто – то,
дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже) на 2 группы
Самостоятельные части речи Служебные части речи
Б) Определи, какими частями речи являются самостоятельные и служебные части речи.
Проверка и оценка выполнения заданий.
2 группа по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ,
ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.
Заключительная часть.
(На столах у учащихся лежит вырезанная из бумаги ладонь.)
- Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь «!» или «+». Если считаете, что информация бесполезна и урок не понравился поставьте «0» или «-».__