СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение рассказ по картинкам

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинение рассказ по картинкам»

Тема: Развитие речи. Рассказ по сюжетным рисункам ( по упр.448).

Цели урока: 

образовательные: подготовка учащихся к написанию сочинения

повествования в жанре рассказа;

развивающие: развитие умений употреблять личные местоимения и местоимение СЕБЯ в нужной форме;

воспитательные: воспитание умения слушать и вступать в диалог, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

Ход урока:

I.  Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы подготовимся к написанию рассказа на тему «Как я помогал маме» по сюжетным рисункам.

Прочитайте задание к упр.448.Сделайте запись в тетради: (Слайд1 )

Рассказ.

Как я однажды помогал маме.

III.  Активизация опорных знаний.

- Каковы особенности построения рассказа?

- Посмотрите на слайд. На нем представлены основные композиционные части рассказа. (Слайд 2)

Составные части рассказа:

· завязка

· развитие действия

· кульминация

· развязка

IV.  Беседа по рисункам.

- Какому этапу рассказа соответствуют рисунки в учебнике? (Слайд 3)


Рисунки соответствуют этапу развития действия. (Слайд 4)

- Кратко опишите, что изображено на рисунках. (Слайд 5)


Мальчик доставал с полки банку варенья. Так как она стояла на верхней полке шкафчика, то он взял табуретку. Когда банка была уже в руках, табуретка по какой-то причине покачнулась, мальчик испугался, выронил банку. Она упала и разбилась.

- По какой причине могла разбиться банка в вареньем?

Сломан табурет, поэтому и стоял в кладовой.

Мяукнул котенок, а мальчик испугался.

- Что могло произойти до событий, изображенных на рисунках? (Слайд 6)


Мальчику понадобилась банка с вареньем, которая стояла высоко на полке.

- Какому этапу рассказа будет соответствовать этот момент рассказа?

Начало рассказа называется завязкой. (Слайд 7)

- Подумайте, в какой обстановке, кому именно (маме, брату, другу, веселой компании и т. д.) вы будете рассказывать эту историю?

Вариант начала рассказа:

Как часто родители называют меня бездельником! Так обидно слышать, что я никогда им не помогаю, ничего не умею делать! Сегодня, в день рождения папы, я докажу им обратное.

Я люблю помогать маме. Летом мы вместе ходили в лес и собрали две большие корзины брусники. Потом я помогла вымыть ягоду и перебрать, а мама сварила варенье. Она меня похвалила за помощь и сказала, что это варенье очень вкусное, полезное и пригодится зимой. Банки с вареньем поставили на полку. Однажды, не дождавшись зимы, я решила попробовать варенье, уж очень красиво оно смотрелось в стеклянных баночках и выглядело аппетитно. 

- Какой момент можно назвать кульминацией?

Момент падения банки с вареньем. (Слайд 8)

- Как вы опишите самый острый момент в развитии действия – с юмором, страхом, чувством удивления и т. д?

Скорее всего, с чувством страха.

- Что произойдет после событий, изображенных на рисунках? (Слайд 9)


Появится мама, но мальчик уже все уберет. Или придет мама, и вместе они уберут пролитое варенье. А для торта возьмут джем.

- Как называется такой момент в композиции рассказа? (Слайд10)

Развязка.

-Подведем итоги сказанного. Посмотрите на слайд. На нем показаны композиционные этапы рассказа и соответствующие им события сюжета. Возможно, эта схема поможет вам в написании рассказа. (Слайд11)

Составные части рассказа:

· завязка (решил приготовить сюрприз или без разрешения полакомиться вареньем)

· развитие действия (пошел за вареньем, которое стояло высоко на полке в шкафу – подставил табурет – нечаянно уронил банку)

· кульминация рассказа (банка упала и разбилась, и тут пришла мама или другого варенья для торта не нашлось)

· развязка (все убрал сам, мама ничего не узнали или мама не ругала, а помогла все убрать, а для торта взяли джем)

- От какого лица будем писать?

От первого лица.

- Какой тип речи будет основным в рассказе?

Повествование, т. к. вам необходимо передать последовательно сменяющие друг друга действия.

- Элементы какого типа речи ещё могут быть в рассказе?

Описание.

- Вставьте описание предметов (банка, шкаф и т. д.). Если возможно, введите описание героя.

- В какие части рассказа можно ввести диалоги с мамой, с котенком?

Диалог с мамой – в развязку, а диалог с котенком – в развитие действия, например:

Я поставил табуретку и сказал своему коту Мурзику:
- Мурзик, сейчас я достану варенье. 
- Мяу! Мяу! - ответил Мурзик. 
- Ты думаешь, я не смогу достать варенье? - засмеялся я. 
- Мяу! Мяу! Мяу! - продолжал сомневаться упрямый кот. 

- Составьте предложения со словами из рамки: упасть, свалиться, слететь. (Слайд12)


V.  Работа учащихся над составлением чернового варианта сочинения. (Слайд 13)

VI. 


VII.  Корректировка работ. Итог урока.

VIII.  Домашнее задание: сочинение – рассказ (упр. 448) (Слайд 14, 15)