СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соединение столярных изделий гвоздями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся со способами соединения деталей из древесины.

Просмотр содержимого документа
«Соединение столярных изделий гвоздями.»

Урок технологии в 5 классе.

Подготовил и провёл учитель технологии Сырых С.И.

Тема: Соединение столярных изделий гвоздями.

Цель: Познакомить учащихся со способами соединения деталей изделий из древесины, отрабатывать приёмы выполнения соединений.

Задачи: Образовательные: 1) учить учащихся правильно подбирать гвозди для соединения деталей изделия;

2) познакомить с видами гвоздей;

3) ознакомить учащихся с правилами безопасной работы.


Развивающие: развивать внимание, глазомер, точность при выполнении учебных действий, способствовать развитию технического мышления.


Воспитывающие: совершенствовать эстетическое воспитание учащихся.

Коррекционные: следить за внятностью произношения, контролировать произношение звука П.


I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Начнём урок технологии. Настроимся на хорошую, активную работу.

Фонетическая зарядка.

ПА ПО ПУ ПИ ПЫ

пила, топор, шурупы, профессия - плотник

Семь раз примерь - один отрежь.

Терпение и труд всё перетрут.


3.Проверка домашнего задания.

- Что изучали на прошлом уроке?


3. Сообщение темы и целей урока.

- А сейчас отгадайте загадку и постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока.

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне всё стук да стук.

(Гвоздь)

- Тема сегодняшнего урока: «Соединение столярных изделий гвоздями».

- Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

(учиться соединять детали гвоздями;

- узнаем какие инструменты пригодятся для работы;

- познакомимся с новыми терминами;

- познакомимся с правилами безопасной работы синструментами)

1) Будем учиться правильно подбирать гвозди для соединениядеталей;

2) Познакомимся с видами гвоздей;

3) Ознакомимся с правилами безопасной работы.

- Скажите, для чего нам нужны эти знания и умения?

(- отремонтировать забор, калитку;

- повесить фоторамку;

- смастерить кормушку или скворечник)

- Соединять детали гвоздями пригодится в жизни.

- Будем работать по плану:


  1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока).

  2. Работа над новым материалом.

  3. Правила безопасной работы. Практическая работа.

  4. Итог урока.

  5. Домашнее задание.

- Как видите работа предстоит большая, сложная (непростая), будете выполнять практическую работу. Как вы будете работать, чтобы в конце урока каждого из вас можно было назвать мастером?


- внимательно слушать;

- думать;

- рассуждать;

- выполнять работу аккуратно;

- соблюдать технику безопасности.


4. Работа над новым материалом.


- Я познакомлю вас с новым материалом. Вы не только будете внимательно слушать, но следить, как я буду соединять детали.

Моё объяснение будут дополнять ребята, которые работали с энциклопедиями и техническими справочниками. Они подготовили для вас важную информацию.

После объяснения будет блиц-турнир (опрос) по вопросам новой темы.

- Большинство столярных изделий состоит из нескольких частей. Чтобы из отдельных деталей получить готовое изделие, их надо соединить между собой. Соединение деталей из древесины часто выполняют с помощью гвоздей, шурупов и клея. Сегодня мы будем учиться соединять детали с помощью гвоздей.


На Руси производство гвоздей известно с XIII века, но только в XIX веке были созданы первые машины для их изготовления. Сейчас гвозди делают с помощью станков-автоматов.

Забитые гвозди удерживаются в деталях за счёт защемления между волокнами древесины.


Гвоздь имеет шляпку, стержень и остриё.


Гвозди – детали стандартные. Они различаются в зависимости от назначения.


(Учитель демонстрирует различные виды гвоздей)


Гвозди бывают разных размеров. В зависимости от длины стержня (40, 50, 100 мм и т.д.) гвозди в обиходе часто именуются «сороковками», «пятидесятками», «сотками» и т.д.

Прежде чем забивать гвоздь, размечают места соединения и шилом делают углубления.(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

При соединении деталей гвоздями обычно тонкую деталь прибивают к толстой.


Толщина гвоздя не должна превышать 1/4 толщины детали, которую прибивают. Длина гвоздя должна быть в 2…3 раза больше толщины прибиваемой детали. При этом нужно помнить, что соединение будет более прочным, если гвоздь входит в основную деталь поперёк волокон и менее прочным – если вдоль волокон.


Чтобы деталь не раскололась, забивать гвоздь следует на расстоянии не менее 4 диаметров гвоздя от кромки детали и не менее 15 диаметров от торца.


Гвозди забивают столярным молотком.


Молоток следует держать так, чтобы рука была на расстоянии 20…30 мм от конца рукоятки. Вначале гвоздь придерживают большим и указательным пальцами левой руки и наносят молотком по шляпке гвоздя несильные удары.


(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)


После того как гвоздь надёжно войдёт в древесину, левую руку убирают и наносят более сильные удары.


Избежать раскалывания древесины при забивании гвоздей можно, предварительно слегка затупив гвозди ударами по их острию. Такой гвоздь смещает волокна древесины, не разрывая их, поэтому деталь не раскалывается.

(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)


Если гвоздь при забивании пошёл криво или согнулся, его необходимо выдернуть. Для этой цели применяют клещи или молоток со специальной прорезью на носке.


Чтобы не повредить поверхность изделия, под губки клещей или боёк молотка подкладывают кусочек фанеры или небольшую дощёчку, захватывают гвоздь за шляпку или стержень и поворотом инструмента вытаскивают его из древесины.


(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)



Если концы гвоздей выступают, их подгибают на оправке и забивают обратно в древесину. Это повышает прочность соединения.


(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)



Забитый гвоздь выдёргивают следующим образом: отгибают стамеской загнутый конец гвоздя. Выравнивают его клещами или плоскогубцами. Выбивают конец гвоздя молотком, а затем выдёргивают его за головку клещами.


(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)


Работы по соединению деталей гвоздями чаще всего выполняет плотник.

Плотник в своей работе пользуется топором, пилой, рубанком, молотком, долотом, дрелью, а также использует электрифицированные переносные инструменты - электродрели, электропилы, электрорубанки.

Плотник должен знать породы и пороки древесины; способы разметки и изготовления деревянных конструкций; приемы остругивания и обтесывания лесоматериалов; правила обращения с антисептическими и огнезащитными составами и приемы покрытия ими лесоматериалов.

Плотник должен уметь пользоваться рабочим инструментом, выполнять операции по работе с лесоматериалом, «читать» чертежи.

Плотнику необходимы развитое пространственное воображение, хорошие зрение и глазомер, аккуратность и точность, физическая сила.
5. Итог.

Итак, вы внимательно слушали моё объяснение и внимательно следили за техникой выполнения операций. А сейчас блиц-опрос.


От опытных плотников– мастеров своего дела вам пришли письма с заданиями. Им интересно – достойная ли растёт смена?

Вы должны на заданный вопрос выбрать правильный ответ.


(конверты с заданиями)


Карточка № 1


1. Какие основные части имеет гвоздь?


  • головка, основание, остриё;


  • шляпка, стержень, остриё;


  • головка, стержень, лезвие.


Карточка № 2


1. Какой инструмент применяется при забивании

гвоздей?

  • клещи;


  • молоток;


  • ножницы.


Карточка № 3


1. Какие инструменты применяют для

вытаскивания гвоздей?


  • шило;


  • угольник;


  • клещи.



- А теперь проверим правильность задания.


- Молодцы! Вы ответили верно на вопросы, потому что внимательно слушали

моё объяснение.

6. Практическая работа.


- А сейчас вы будете выполнять практическую работу. У каждого

будет своё задание. Но прежде чем приступить к её выполнению,

давайте познакомимся с правилами безопасной работы.



- Для чего нам нужно знать эти правила?

(- чтобы не пораниться самому и не поранить товарища)


- Тот, кто внимательно слушал, не совершит ошибок и не навредит своему

здоровью. Эти правила пригодятся при выполнении практической работы.


Задание № 1


1. Рассмотрите гвозди различных видов и определите их длину и диаметр.

Занесите данные в таблицу.


№ гвоздя

Длина гвоздя

Диаметр гвоздя

1

2

3




Задание № 2



  1. Соедините детали при помощи гвоздей.




Задание № 3


  1. Соедините детали при помощи гвоздей. Вытащите забитый гвоздь при

помощи клещей.



(Дети выполняют практическую работу)


(Выставление отметок за работу)


7. Итог урока.


- Какой был урок?(- интересный;- трудный;- поучительный;

- мудрый.)


- Чему он вас научил?


(- добывать новые знания;

- применять новые знания на практике;

- правильно работать инструментом;

- соблюдать правила безопасной работы.)


- Так какие же новые знания и умения вы возьмёте с собою в жизнь?

(- как правильно выбрать гвоздь для соединениядеталей;

- как правильно вбить гвоздь;

- как вытащить криво забитые гвозди.)

8. Домашнее задание.

§ 10, стр. 45-48

§ 11. стр. 48-51

Выписать в тетрадь новые термины.


 - Полученные на уроке новые знания и умения, я предлагаю вам применить на практике, в творческом задании. Скоро зима. Птицам будет голодно. Вы можете смастерить кормушку для птиц. Проявите фантазию и выдумку. Готовое изделие мы вместе с вами повесим в школьном дворе или в парке.


























Карточка № 1


1. Какие основные части имеет гвоздь?


  • головка, основание, остриё;


  • шляпка, стержень, остриё;


  • головка, стержень, лезвие.








Карточка № 2


1. Какой инструмент применяется при забивании

гвоздей?

  • клещи;


  • молоток;


  • ножницы.









Карточка № 3


1. Какие инструменты применяют для

вытаскивания гвоздей?


  • шило;


  • угольник;


  • клещи.