СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по учебному предмету «Сольное пение. Эстрадный вокал» разработана на 3 годаобучения.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств с. Александров-Гай» Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области
|
Дополнительная общеразвивающая программа
в области музыкального искусства
«Эстрадно-джазовый вокал» (сольное пение)
Рабочая программа по учебному предмету
«Сольное пение. Эстрадный вокал»
Срок реализации 3 года.
(возраст лет 9-12 лет)
Автор-составитель:
Мамонова Нина Сергеевна
преподаватель первой
квалификационной категории
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
2. Пояснительная записка
2.1. Новизна программы.
2.2. Актуальность программы.
2.3. Целесообразность программы.
2.4. Цели и задачи программы.
2.5.Сроки реализации программы.
2.6. Основные формы и методы обучения.
2.7. Материально-техническое условия.
2.8. Требования к каждому году обучения.
2.9. Учебно-тематическое планирование.
3. Межпредметная связь в обучении.
4. Формы и методы контроля. Система оценок.
5. Содержание программы
5.1. Содержание учебного предмета .
5.2. Первые уроки.
5.3. Правильная постановка корпуса и головы при пении.
5.4. Дыхание.
5.5. Основные задачи развития вокальных навыков.
5.6. Вокальные упражнения.
5.7. Звукообразование, дикция , артикуляция.
5.8. Работа над произведением.
5.9. Концертное выступление.
5.10. Гигиена голоса.
6. Методическое обеспечение программы, условия эффективной реализации рабочей программы
6.1. Методические рекомендации по составлению индивидуального учебного плана.
6.2. Методические рекомендации по выбору репертуара.
6.3. Примерный репертуар по годам обучения.
7 .Список используемой литературы
1. Введение.
В настоящее время обучение эстрадному пению является одним из ведущих направлений в дополнительном образовании. Занятия эстрадным пением предполагают многостороннюю работу с обучающимися: развитие у них музыкального слуха, музыкального мышления, развитие творческих способностей, наполнение музыкально-слуховых представлений. Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В этом направлении работает Детская школа искусств. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное , пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Образовательная программа «Сольное пение. Эстрадный вокал» соответствует основной цели образования в России, направленной на развитие творческих способностей обучающихся, их самостоятельности, инициативы, стремления к самосовершенствованию.
2. Пояснительная записка.
Воспитание на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания как подрастающего поколения. Занятия пробуждают интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях обучающегося, развивать его музыкальную и эстетическую культуру.
Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся.
В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого обучающегося подбирается преподавателем с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных.
Рабочая программа «Сольное пение» взаимодействует с образовательными общеразвивающими программами «Занимательное сольфеджио», беседа о музыке, сценическое движение, вокальный ансамбль.
2.1. Новизна программы.
Особенность рабочей программы в том, что она разработана для обучающихся сольного пения, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом это – обучающиеся разного возраста, которые имеют разные стартовые способности, - иногда это очень небольшой диапазон пения, так как принимаются в группу все, желающие научиться хорошо и грамотно петь. Новизна программа в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, последовательности сопровождающей систему практических занятий. Главная идея программы «Сольное пение. Эстрадный вокал» - все дети талантливы и им гарантирована возможность для успешного развития. Задача не только заинтересовать ребёнка каким-либо делом, но и помочь ему достичь определённого положительного результата. В этом смысле личностно- ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям обучающегося. Деятельность Детской школы искусств предполагает совершенствование работы по развитию детской одарённости, созданию условий для выхода на районный, областной, межрегиональный и Международный, Всероссийский уровни. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Сольное пение. Эстрадный вокал» направленная на духовное развитие обучающихся.
2.2. Актуальность программы
Все знают, какой притягательной силой для детей обладает вокальная музыка, она раскрепощает, убирает комплексы, помогает самовыражению и самоутверждению в нашем сложном мире. Направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении и самореализации через занятия и выступления, тренирует память, музыкальный слух и даже помогает в изучении иностранных языков. Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Занятия дают возможность каждому из обучающихся удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать свои способности, получить оценку и общественное признание в школе, в районе. И даже если не многие свяжут свою жизнь с вокальным искусством, навыки, полученные на занятиях , пригодятся в будущем.
2.3. Целесообразность программы.
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу – оздоровительно- коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь (для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи). Пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности (для детей всех возрастов занятия – это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности), рабочая программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков( певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля), координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыков следования дирижерским указаниям, слуховым навыкам (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
2.4. Цели и задачи программы.
Цели данной рабочей программы является, развитие творческого потенциала, качественное формирование личности в процессе занятий эстрадным вокалом, создание условий для овладения всеми желающими полным кругом знаний, умений и навыков курса
Рабочая программа «Сольное пение. Эстрадный вокал» является раскрытием и развитием потенциальных способностей, заложенных в обучающихся путём погружения в художественно-эмоциональную среду через вокальное искусство, а также формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к истории музыки и музыкальному творчеству своего народа.
Задачи программы :
Обучающие:
- сформировать важнейшие умения и навыки эстрадно-вокальной техники;
- обучить навыкам самостоятельной, грамотной, осмысленной работы над своим голосом и репертуаром;
- научить разбираться в музыкальном содержании и форме произведения, в идейной и эмоциональной сущности текста (его содержания, настроения, кульминации).
- выявить музыкальные способности обучающихся, развить их творческие возможности.
Развивающие:
- развить творческие способности у обучающихся: самостоятельность, импровизация, творческая инициатива;
- развить сенсорные способности обучающегося;
- развить вокальный слух и певческий голос, чувство ритма.
- развить четкость дикции и навыки декламационной выразительности.
Задачи воспитательной деятельности:
- воспитать личность, способную к творчеству, обладающую художественным вкусом;
- сформировать социальную активность и грамотность, нравственные качества, музыкально-эстетические взгляды и творческую активность;
- сформировать мотивацию на здоровый образ жизни;
- создать условия для развития патриотизма, воспитания уважения к истории;
- содействовать в формировании социально-ориентированной личности, способной адаптироваться в современных условиях;
- развить потребности в творческом труде, самопознании, саморазвитии и профессиональном самоопределении;
- приобщить к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа, формирование осознанного стремления обучающегося к дальнейшему духовному обогащению;
- воспитать художественное мировоззрение, музыкальный вкус подлинно культурного певца;
- воспитать человека культуры, развить мотивации детей к познанию и творчеству.
Здоровьесберегающие:
- формирование у обучающихся мотивационных установок и ценностной ориентации на ведение здорового образа жизни;
- создание здоровьесберегающей среды;
- укрепление психического и физического здоровья;
- наличие позитивного социального опыта, опыта общения и трудовой деятельности;
- повышение самооценки и социальной значимости ребенка.
В результате освоения рабочей программы обучающийся:
- приобретает жизненные ориентиры на основе общечеловеческих ценностей и способность толерантного отношения к окружающим;
- приобретает способность эмоционального освоения нравственных и эстетических ценностей своего народа;
- развивает в себе такие качества как коммуникабельность, креативность, мобильность, обучаемость;
- обогащает свою жизнь новыми социальными связями.
Ожидаемые результаты:
- повышение общей культуры в направлении сохранения и развития физического здоровья;
- сформированность потребности физического самовоспитания.
- обеспечение готовности к участию в разнообразных формах социально-культурной деятельности;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
- повышение свойств адаптации и социализированности обучающихся.
2.5. Сроки реализации программы
Данная рабочая программа рассчитана на 3 года обучения в возрасте от девяти- десяти лет. Основной формой организации занятия является урок. Индивидуальные занятия проводятся систематически и предполагают работу над постановкой голоса 2 раза в неделю по 45 минут. Продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 36 недель в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Сольное пение. Эстрадный вокал»:
Срок обучения | 3 года |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 216 |
Количество часов на аудиторные занятия | 108 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 108 |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету распределяется по годам на основании «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств». Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать обучающегося, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными. Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Они должны проходить при хорошем физическом состоянии обучающегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны. Самостоятельные домашние занятия обучающегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (чистая интонация, ритмический рисунок мелодии, динамика, нюансировка, дыхание, артикуляция и дикция), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник обучающегося..Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету «Сольное пение. Эстрадный вокал» определяется с учетом методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика. Предполагаемые виды самостоятельной (внеаудиторной) работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к контрольным урокам, экзамену.
- подготовка к концертным выступлениям;
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности
- посещение , концертных залов, музеев и т.д
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.
2.6.Основные формы и методы обучения
Основными методами, применяемыми на занятиях, являются:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение, анализ музыкального материала);
- метод демонстрации (прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример. Наглядно-зительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию.
- практическое исполнение (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
- метод стимулирования и мотивации познавательной деятельности;
- метод разучивания( по элементам, по частям, в целом виде);
- метод закрепления изученного материала;
- метод самостоятельной работы обучающихся по осмыслению и усвоению материала;
- метод анализа (все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления) ;
- метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
- творческий метод используется в данной рабочей программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому обучающемуся и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
Объяснение для обучающихся должно быть четким, кратким, конкретным, образным, ярким. К каждому обучающемуся применяется индивидуальный подход с учетом особенностей, работоспособности и уровни подготовки. Затем следует метод показа преподавателем. Далее обучающийся исполняет практические требования преподавателя.
Основными формами работы с обучающимися является:
- учебное индивидуальное занятие;
- музыкальные постановки;
- отчётный концерт;
- участие в конкурсах, фестивалях разного уровня;
- посещение концертов, музыкальных спектаклей и т.д.
2.7.Материально – технические условия реализации учебного предмета
Реализация программы предмета «Сольное пение . Эстрадный вокал» предусматривает наличие учебного кабинета для индивидуальных занятий, концертного зала, звукотехнического оборудования.
Оборудование учебного кабинета: фортепиано, стол, доска, зеркало, методическая литература, дидактическая литература, нотная библиотека.
Технические средства: аппаратура для прослушивания вокальной музыки, метроном, наличие аудио и видеозаписей классической и современной музыки, микрофон, микшерный пульт.
Материально – техническая база ДШИ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда
2.8. Требования к каждому году обучения
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые сольные выступления для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты- лекции в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, детском доме), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях, отчетном концерте ДШИ. Количество освоенного в течение года музыкального материала зависит от уровня сложности произведений и степени подготовленности обучающихся. За учебный год должно быть пройдено (примерно) 4-6 разноплановых произведений. Учебный репертуарный план должен соответствовать индивидуальным особенностям обучающегося, уровня его общего музыкального развития и вокальной подготовки. Правильно подобранный репертуар – важное условие для успешного освоения учебного предмета « Сольное пение. Эстрадный вокал».
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
В первый год обучения обучающиеся должны получить сведения по гигиене и культуре профессионального использования певческого голоса. Необходимо добиться правильного положения корпуса, головы, плеч, освободить речевой аппарат. Работа над правильным формированием гласных звуков, уделить внимание дикции. Освоение планового вдоха и спокойного выдоха. Звуковедение: приемы пения legato, атака звука. Выработка ритмической устойчивости при исполнении произведений, развитие выразительности исполнения, анализ текста произведений, начальная работа над музыкальной фразой . Должны научиться исполнять попевки в мажоре и миноре, включающие скачки на терцию, кварту, квинту, научиться петь упражнения в умеренных и быстрых темпах с более сложным ритмическим рисунком и исполнять упражнения на сглаживание певческих регистров, освоить несколько несложных дыхательных упражнений, упражнения на развитие чувства ритма.
В течение 1 учебного года необходимо проработать с обучающимися
2-3 простых (к «простым» следует отнести простые как по степени технической трудности, так и по своей художественной сущности) произведения или современные песни. Ознакомить обучающихся с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним .В конце 1-го полугодия проходят контрольное прослушивание. В конце 2 - го полугодия исполняет на академическом концерте 1-2 произведения из репертуара за учебный год. При достижении стабильных результатов может быть рекомендован к участию в отчетном концерте или конкурсе.
Предполагаемые результаты 1 года обучения.
В результате первого года обучения обучающийся должен :
Знать и понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- певческие голоса и регистры;
- распевки – скороговорки;
- правила орфоэпии и законы дикции.
Уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- точно повторить заданный звук;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- на слух определять изученные музыкальные произведения;
- к концу года петь выразительно, осмысленно;
- выполнять упражнения на дыхание ;
- ощущать диафрагму;
- петь на опорном звуке;
- выполнять артикуляционную гимнастику.
2 КЛАСС
В течение второго года обучения учащиеся должны: петь распевки с более сложным ритмическим рисунком в подвинутых темпах, включающие пропевание текста скороговоркой, уделяя внимание четкости ритмического рисунка, активизации голосового и артикуляционного аппарата в фальцетном и грудном регистрах.
За этот период обучения обучающиеся повторяют и закрепляют ранее изученный материал. Продолжается работа над дыханием, пение более длинных фраз без смены дыхания, над чистотой интонации и дикцией, в связи с этим вокальные упражнения постепенно усложняются. Работа над звуковедением: legato, non legato, выравнивание гласных. Использование в работе особые ритмические фигуры: пунктирный ритм, синкопы. Работа над ньюансами в произведениях. Осмысленное артистическое исполнение программы. Понятие музыкальной и литературной фразы. Уделять внимание формированию высокой певческой позиции, музыкально-художественной и сценической выразительности исполнения. Продолжается работа с микрофоном под минусовую фонограмму.
В течение второго учебного года необходимо проработать с обучающимися:
- 3 - 4 произведения;
- мажорные и минорные трезвучия, вокальные упражнения в пределах квинты.
В конце 1 - го полугодия на академическом концерте исполняет 1-2 произведения.
В конце 2 - го полугодия на переводном экзамене учащийся исполняет 1- 2 произведения из репертуара за учебный год.
На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее начальных вокально-технических навыков, включаются элементы исполнительства, углубляются представления об устройстве голосового аппарата.
Предполагаемые результаты 2 года обучения.
В результате второго года обучения обучающийся должен
Знать и понимать:
- соблюдать правильную певческую установку;
- понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им;
- типы дыхания;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- виды атаки звука;
- резонансы;
- сценическую речь
Уметь:
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринуждённо, на опоре, применяя вибрато;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы, работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- исполнять выразительно разученные произведения;
- управлять диафрагмой;
работать над чистотой интонации и выразительностью звука;
- в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки;
- петь под фонограмму ;
- уметь преодолевать мышечные зажимы.;
- выравнивать звучность гласных, четко произносить согласные;
- принимать активное участие в творческой жизни образовательного учреждения.
3 КЛАСС
В данном классе продолжается работа над закреплением всех полученных ранее знаний, вокально-технических приёмов и навыков. Продолжается работа над расширением диапазона. Работа над музыкальными произведениями. Работа над выразительной речью и речевой интонацией. Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Понятие кантилены. Работа с динамическими оттенками. Понятия crescendo, diminuendo. Сознательное управление процессом дыхания. Свободная работа артикуляционного аппарата. Понимание и работа над фразировкой. Сглаживание регистров. Работа над литературным текстом. Ассоциативное мышление. Работа над музыкальным текстом (ритм, построение музыкальной фразы, акценты, кульминация и т.д.). Работа над музыкальностью и выразительностью исполнения произведения. Работа над образом.
Обучающийся в течение года должен работать над выпускной программой и проработать:
- 2 - 3 разноплановых произведения.
- Мажорные и минорные гаммы, трезвучия, малое арпеджио в медленном темпе, упражнения на легато и стаккато,
Основная работа состоит в развитии и укреплении певческого дыхания, интонации, четкой артикуляции, осмысленном выполнении исполнительских задач, поставленных педагогом. Начинается работа над подвижностью голоса в упражнениях, над выработкой динамических оттенков в удобной тесситуре.
Следует обратиться к выработке ощущения пространственной перспективы во время пения. Обучающийся должен иметь элементарные представления о работе резонаторов, выработать ощущения вокальной позиции, особенно при пении широких интервалов.
Большое место отводить упражнениям, вырабатывающим кантилену: восходящие и нисходящие гаммы , арпеджио, а так же упражнениям с синкопированным ритмом. Следить за регулировкой певческого вдоха, отработкой экономичного расходования дыхания.
С 3-го года обучения можно вводить без текстовую слоговую технику исполнения, дающую возможность для свободной импровизации и использование голоса, как виртуозного музыкального инструмента.
Формируя выпускную программу в начале года, целесообразно предусмотреть варианты замены произведений.
На экзамене выпускник должен продемонстрировать владение голосом, ощущение стиля исполняемых произведений, свободное органичное движение на сцене, безупречную технику речи и навыки актёрского мастерства.
Предполагаемые результаты 3 года обучения.
В результате четвертого года обучения обучающийся должен
Знать и понимать:
- соблюдение при пении певческой установки;
- мелизмы, резонансы;
- дыхательные упражнения, способствующие улучшению нижнебрюшного дыхания;
- иметь полное представление о голосовом аппарате и гигиене голоса;
- разминку для снятия внутреннего напряжения и ощущения психологической и физической раскованности ;
- обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
Уметь :
- петь в разных стилях выразительно, осмысленно;
- уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
- управлять голосовыми связками;
- формировать силу звука (интенсивность);
- управлять диафрагмой;
- сценически перевоплощаться на сцене;
- уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;
- чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемых произведениях;
- выполнять простейшие исполнительские задачи;
- пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру звуком;
- уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы;;
- уметь держаться на сцене;
- петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;
- уметь полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты;
- уметь петь произведения без сопровождения, под фонограмму минус.
Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют обучающимся лучше реализовать свой потенциал. Содержание программы поможет развить личность ребенка, его способность видеть, слышать, чувствовать, то есть обогатит его духовный мир. Результатом занятий по образовательной программе является развитие творческой активности обучающегося, его самоопределение, творческое самовыражение. У маленького вокалиста развивается познавательная активность, происходит обогащение эмоционального опыта, развиваются эмоционально-волевые качества, коммуникативные навыки, способствующие социальной самореализации ребенка, голосовые функции, а также приобретается опыт сценического исполнения.
2.9. Учебно-тематичекое планирование.
Первый год обучения | ||
№ п/п | Тема | Часы |
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | Дыхание | 1 |
3 | Артикуляция | 1 |
4 | Певческая установка | 3 |
5 | Ритм, темп. | 3 |
6 | Дирижерские жесты | 2 |
7 | Вокальная позиция | 3 |
8 | Звуковедение | 3 |
9 | Дикция | 3 |
10 | Музыкально –теоретическая подготовка | 5 |
11 | Развитие музыкального слуха, памяти | 2 |
12 | Теорико- аналитическая работа | 1 |
13 | Концертно-исполнительская деятельность | 6 |
|
| 34 |
Второй год обучения | ||
№ п/п | Тема | Часы |
1 | Развитие навыков артикуляции | 4 |
2 | Развитие навыка мягкой атаки звука, формирование твердой атаки | 3 |
3 | Развитие навыка анализа словесного текста и его содержания. | 2 |
4 | Выработка ощущения головного резонирования. | 4 |
5 | Формирование высокой певческой позиции | 5 |
6 | Расширение диапазона голоса. | 3 |
7 | Усовершенствование навыка работы с микрофоном | 4 |
8 | Звуковедение | 2 |
9 | Концертно-конкурсная деятельность | 4 |
|
| 34 |
Третий год обучения | ||
№ п/п | Тема | Часы |
1 | Закрепление навыка интонационного чистого пения в певческом диапазоне от «ля» малой октавы до «фа» второй | 5 |
2 | Работа над высокой певческой позицией. | 4 |
3 | Сглаживание переходных звуков. | 4 |
4 | Формирование ощущения головного и грудного резонирования. | 4 |
5 | Развитие навыков звуковедения Legato и Staccato. | 4 |
6 | Звуковедение | 4 |
7 | Работа над выразительностью сценического образа передаваемого через мимику, жесты пластику движений | 5 |
8 | Концертно-конкурсная деятельность | 4 |
|
| 34 |
3. Межпредметная связь в обучении
Результативность обучения в классе «Сольное пение. Эстрадный вокал» во многом зависит от того, как педагог использует в учебном процессе межпредметные связи.
На занятиях педагог должен опираться на знание и навыки, которые обучающий получает на уроках «Занимательное сольфеджио»: знания, связанные с умением читать полный текст, вокально-интонационные навыки, развитие гармонического слуха. Существенно расширяет музыкальный кругозор обучающихся занятия в вокальном ансамбле, беседы о музыке: сведения о композиторах, жанрах, стилях, формах, сценическое движение: умения выражать свою мимику, непринужденно двигаться, показать движением характер пени.
4. Формы и методы контроля.
Система оценок.
Обучающиеся должны научиться петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо полно раскрыть творческие возможности каждого индивидуума. Важно воспитывать у обучающихся артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
Системы оценки и контроля за процессом развития обучающихся - обеспечить возможность анализа роста навыков, темпов развития обучающихся, объема проделанной работы. В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости - текущая и промежуточная.
Текущий контроль успеваемости обучающегося – наиболее оперативная проверка результатов; направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник обучающегося . В них учитываются:
- отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежание;
- степень освоения музыкального материала, вокальных навыков;
- участие в концертах, конкурсах, фестивалях разного уровня.
Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 – 4 классов проводится в счёт аудиторного времени. На его основании выставляются полугодовые и годовые оценки.
Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе;
- итоговый урок в конце каждой четверти.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач по полугодиям.
Виды и формы промежуточного контроля:
- контрольные уроки проводятся в конце полугодия.
- переводной зачет в конце учебного года в форме переводного зачета.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на зачете (контрольном уроке);
- участие обучающегося в течение учебного года в концертах, конкурсах, фестиваля разного уровня.
В рамках программы по учебному предмету «Сольное пение. Эстрадный вокал» предусмотрена итоговая аттестация. Она проводится в конце всего курса обучения в виде прослушивания концертной программы. По итогам выпускной концертной программы выставляется оценка и фиксируется в свидетельстве об окончании ДШИ.
Критерии оценок.
По итогам исполнения программы на контрольном уроке, переводном зачете выставляется оценка по пятибалльной системе с учетом следующего:
- уровень развития индивидуальных способностей обучающихся
-отношение учащихся к учебному процессу (старательность, настойчивость); -владение вокальными навыками (наличие чистой интонации, дикции, артикуляции, певческого дыхания, ритма);
-уровень и качество исполнения произведений;
-степень выразительности, художественности исполнения.
Оценка «5» (отлично): предусматривает правильную певческую установку, чистое интонирование; ровный, округлый звук во всем диапазоне, владение основными приемами звуковедения (legato,staccato, non legato), нюансами, высокой певческой позицией. Слуховой самоконтроль исполнения. Выразительное, артистичное исполнение, гибкое соединение средств музыкальной выразительности с поэтическим и музыкальным содержанием. Регулярное посещение, активная работа в классе, участие в концертах.
Оценка «4» (хорошо): владение правильной певческой установкой; ровный, округлый звук; владение основными приемами звуковедения (legato,staccato, non legato), нюансами, высокой певческой позицией. Технические погрешности в трудных местах произведения ( вокально- интонационная неточность). Недостаточно осмысленное с точки зрения музыкального замысла исполнение произведения. - выразительность исполнения. Регулярное посещение, активная работа в классе, участие в концертах.
Оценка «3» (удовлетворительно): нестабильные навыки в звукоизвлечении, звуковедении. Недостаточное владение основными приёмами звукоизвлечения. Темпо-ритмическая неорганизованность. Слабый слуховой контроль собственного исполнения. Невыразительное, лишенное стилевого контекста исполнение. Пассивная работа в классе. Нестабильное посещение.
Оценка «2» (неудовлетворительно): нестабильные навыки в звукоизвлечении и голосоведении. Невыразительное интонирование, метроритмическая неустойчивость. Слабый слуховой контроль собственного исполнения. Пассивная работа в классе. Пропуски без уважительных причин.
5. Содержание программы
5.1. Содержание учебного предмета.
В настоящее время спрос на уроки вокала невероятно высок, поэтому сегодня существует большое количество вокальных студий, школ и клубов. Определиться и выбрать школу и педагога по вокалу бывает достаточно трудно. Примечательно, что когда человек поет, он слышит себя не так, как слышат его окружающие люди, поэтому даже опытный вокалист не всегда может самостоятельно изучить и исправить свои ошибки. Для этого так важно участие профессионального педагога, который подскажет в нужный момент и укажет на ошибки. Огромное значение, конечно, имеет опыт и профессионализм преподавателя по вокалу. Дело в том, что неправильные занятия пением могут привести к необратимым последствиям, даже к заболеваниям дыхательных путей, поэтому заниматься вокалом следует только под руководством опытного педагога. Также стоит сказать о том, что обучение вокалу - это достаточно сложный и длительный процесс. Научиться петь за несколько уроков практически невозможно. Поэтому желающие взять уроки вокала должны быть готовы к трудной и кропотливой работе, которая, в конце концов, будет вознаграждена.
Эстрадный вокал обычно по своему звучанию определяют как нечто среднее между академическим или классическим вокалом и народным вокалом. Главное же отличие эстрадного вокала от академического и народного состоит в целях и задачах вокалиста. Задача эстрадного певца заключается в другом - в поиске своего оригинального звука, своей собственной, характерной, легко узнаваемой манеры пения, а также сценического образа.
Преподаватель вокала ставит голос таким образом, чтобы ученик мог петь легко и правильно, свободно льющимся звуком. Красивый голос во многом заложен от природы, однако хороший преподаватель по вокалу может научить пользоваться своими природными голосовыми данными и развивать их.
Постановка голоса всегда занимала особое место среди музыкальных дисциплин. Это и кажущаяся простота, ведь петь может каждый, достаточно просто открыть рот, и в то же время сложность, ведь работу голосового аппарата нельзя показать или увидеть. Не всегда талантливый певец понимает и может объяснить природу своего голоса.
Голос является едва ли не самым выразительным музыкальным средством, для одних это профессиональный инструмент, для других хобби. Уроки вокала, дают возможность непосредственно прикоснуться к прекрасному миру музыки, не имея под рукой никаких музыкальных инструментов. Это хорошая психофизическая релаксация организма, снятие внутреннего напряжения, зажатости, усталости, возможность творческого самовыражения личности. Наверно поэтому уроки вокала всегда пользуются большой популярностью.
За время обучения в классе эстрадного пения у обучающихся должен быть сформирован комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для вокального исполнительства. Занятия по предмету «Сольное пение. Эстрадный вокал» способствуют развитию слуха, расширению музыкального кругозора, развитию творческих способностей. В процессе обучения оказывают художественное воздействие на обучающегося, стимулируя его общемузыкальный прогресс, преодолевая различные психологические напряжения- зажимы, закрепляют умения и навыки, приобретенные на уроках. Важной составляющей в вокальном пении является концертная деятельность. Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух и певческий голос. Голос увеличивает в объеме, совершенствуется в подвижности интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.
5.2. Первые уроки
В занятиях с начинающими, вне зависимости от качества голоса обучающегося, следует придерживаться некоторых общепризнанных правил, проверенных практикой. Уроки не должны превышать 20 - 25 минут с перерывами между упражнениями. Это объясняется не только тем, что не обладающий выносливостью голосовой аппарат быстро устает и не может точно выполнить предложенных ему вокально-технических задач, но и тем, что в пении мы имеем дело со сложной координацией многочисленных органов, что требует большого напряжения внимания.
Упражнения для начинающих должны быть несложными, чтобы внимание обучающегося сосредоточилось на технике голосообразования
5.3. Правильная постановка корпуса и головы при пении.
Начиная заниматься с обучающимся, следует обратить внимание на некоторые внешние моменты: на установку корпуса, головы.
Выработка навыков поведения на эстраде - задача педагога по классу сольного пения - требует внимания с первых же занятий. Певец сразу должен привыкать к естественной, непринужденной, красивой позе, исключающей всякие зажимы внутри и тем более судорожно сведенные руки, сжатые кулаки и т. д., лишние сопутствующие движения, которые отвлекают внимание и нарушают гармонию. Внимание к позе, к установке корпуса создает ту мышечную "подобранность", что необходима для успешного осуществления такой сложной функции, как певческая. Особенно важно это в период обучения, когда формируются певческие навыки. Если мышцы распущены, поза вялая, пассивная - трудно рассчитывать на быстрое развитие нужных навыков. Надо всегда помнить, что мышечная собранность, в сущности, есть нервно - мышечная собранность, что мобилизация мышц одновременно мобилизует и нервную систему. А мы знаем, что именно в нервной системе и устанавливаются рефлексы, те навыки, которые мы хотим привить ученику.
Следует обращать внимание и на лицевую мускулатуру, ее спокойствие или, напротив, напряженность в пении. Не должно быть гримас, все подчинено общей задаче - выражению содержания произведения. Свободное лицо, свободный рот, мягкий подбородок - необходимые условия верного голосообразования.
5.4. Дыхание
Дыхание - это источник энергии для возникновения звука.
Самым верным критерием оценки правильности дыхания служат слуховые и мышечные ощущения. Красивый, полетный звук, связанный со свободным, равномерным дыханием - есть результат естественной координации систем, участвующая в голосообразовании.
Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания. Совершенствование навыков дыхания, пение произведений целиком на хорошем дыхании.
Особую роль в пении играет организация вдоха и выдоха. Оба эти момента взаимосвязаны и оказывают тесное влияние друг на друга.
Вдох должен быть активным, но спокойным. После вдоха следует на мгновение задержать дыхание. В этот момент происходит смыкание голосовых связок, которые преградят путь вдыхаемому воздуху. Мгновенная задержка дыхания способствует плавному выдоху, что позволяет начать исполнение. Продолжительный и плавный выдох результат умелого расходования дыхания. Таким образом, дыхание является важным выразительным фактором в пении.
Большое влияние оказывает дыхание и на тембр звука. Этот момент связан в основном с атакой звука (степень и характер включения в работу в начале пения голосовых связок).
В пении употребляется в основном два вида атаки: мягкая и твердая.
При мягкой атаке голосовые связки смыкаются не плотно и только в момент начала звука, что обеспечивает спокойный звук, интонационную точность и наилучший тембр.
При твердой атаке - голосовая щель плотно замыкается перед началом звука, поэтому звук при ней получается весьма громкий, яркий и интонационно чистый. Но так как для детского пения громкий звук не типичен, то твердая атака должна применяться ограниченно, чаще как педагогический прием, способствующий активизации процесса голосообразования.
Помощь в приобретении правильного певческого дыхания оказывают упражнения. Эти упражнения должны исполняться в удобной тесситуре (высотное положение звуков в произведении по отношению к диапазону), состоять из отдельных звуков, фраз (небольших, а затем и значительных по размеру).
Упражнения на развитие дыхания
В начале обучения главная задача - научиться правильно, дышать. Данному разделу надо уделить особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически надо возвращаться к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для начала проверим работу дыхательных мышц. Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит, вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания - ключичным. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным. Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение (область диафрагмы), и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.
5.5.Основные задачи развития вокальных навыков.
Основными задачами занятий по вокалу является постановка голоса, развитие и укрепление голосового аппарата, правильное дыхание и расширение диапазона. Уроки вокала - это индивидуальная, гибкая система занятий над постановкой голоса с учетом индивидуальных особенностей и желаний каждого обучающегося. Если сравнивать голос человека с музыкальным инструментом, то можно сказать, что даже посредственный музыкальный инструмент будет звучать вполне прилично, если знать какими приемами этого можно добиться. Правильная школа вокала позволяет скрыть недостатки собственного голосового аппарата и превратить их в определенные достоинства, то есть в оригинальную, характерную только для данного вокалиста манеру пения. Кроме того, уроки пения позволяют снять внутреннее напряжение, зажатость, усталость, и предоставляют человеку возможность творческого самовыражения его личности. Поэтому сегодня уроки вокала пользуются большой популярностью. Обучение вокалу увеличивает звучность голоса, появляется красивый тембр, и, конечно, развивается музыкальный слух. Также у учеников, обучающихся вокальной технике, улучшается дикция и уменьшается утомляемость голоса. Отдельно стоит отметить о несомненной пользе уроков вокала на здоровье. Дело в том, что в самом процессе пения задействуются многие группы мышц.
Во время пения они совершают определенную физическую работу, которая способствует укреплению организма человека. Благодаря постоянной вентиляции легких во время занятий по вокалу, значительно снижается риск заболеваний дыхательной системы.
Переходя к вокальным занятиям, надо постараться создать наиболее благоприятную творческую обстановку. Полноценные занятия возможны тогда, когда между обучающимся и преподавателем возникают доброжелательные деловые и человеческие отношения. Как правило, преподаватель не только учит профессиональным навыкам, но и является духовным руководителем обучающегося.
5.6. Вокальные упражнения.
Сначала маленький вокалист слушает, как выполняет их педагог. Затем обучающийся должен повторить. Упражнения следует выполнять в пределах первых 6 - 7 самых удобных звуков, постепенно расширяя диапазон голоса. Следите за дыханием. Для контроля держите руку на животе. Контролируйте работу нижнего резонатора. Следите за тем, чтобы не дрожали губы, не задирайте вверх плечи и голову, не тяните вперед шею. Сохраняйте ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения. К верхней ноте живот напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает ваша рука, лежащая на животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и для непосредственного исполнения вещей.
Наиболее простой вид музыкального материала для начинающего петь - упражнения. Упражнения сопутствуют певцу на протяжении всей его творческой жизни, отнюдь не только на первом этапе обучения. Трудно себе представить певца, который бы не уделял ежедневно хоть немного времени упражнениям. Напомним, что под упражнением понимается повторение какой-либо деятельности с целью улучшить ее выполнение. Упражнения - это основное средство приобретения навыков, т. е. автоматически протекающих действий в любой сложной работе. В вокальном искусстве упражнения служат выработке основных навыков, необходимых для профессионального пения.
Весь блок вокальные упражнения подразумевает - пение вокальных упражнений, укрепляющих навыки звукообразования и приемы артикуляции. Пение вокализ. Выработка чистой интонации. В упражнениях акцентировать внимание на развитие навыков, различного характера звуковедения, расширения диапазона. Добиваться ритмической устойчивости в произведениях. Сознательно отвечать на все указания, касающиеся художественно – исполнительского плана.
Правильное зарождение звука и техника звуковедения в различных условиях, диктуемых мелодией, - все это осваивается и закрепляется прежде всего на упражнениях и потом уже совершенствуется и шлифуется на вокализах и художественных произведениях. Упражнения, построенные на коротких отрезках музыкальных фраз, как правило, транспонируются по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале. Такое повторение одних и тех же попевок ведет к установлению прочных навыков. Последовательность одних и тех же музыкальных движений закрепляется, образуя стереотип. В дальнейшем, встречаясь с подобной фигурацией в произведении, певец выполняет ее автоматически верно.
Однако пение повторяющихся сочетаний звуков - попевок - можно назвать упражнением только тогда, когда оно производится с определенной целью и когда педагог или ученик оценивает результаты каждой попытки: приближает ли она к поставленной цели. Простое пропевание упражнений без ясно поставленной цели и критической оценки, т. е. распевание, разогревание голосового аппарата, не ведет к совершенствованию выполнения. Напротив, бездумное, формальное пение укрепляет порочные навыки.
5.7. Звукообразование, дикция, артикуляция.
Добиться филирования звука, широко использовать различные приемы звуковедения от широкой кантилены до легкого стаккато, развивать дикционные навыки в быстрых и медленных темпах. Освоение навыка четкого произношения текста. Сольфеджирование, чтение с листа.
В эстрадном вокале очень важную роль играет артикуляция и дикция. Выразительное, глубоко осмысленное пение может быть только при четкой и ясной дикции и правильной артикуляции.
Обучение пению связано с перестройкой работы голосового аппарата с речевой функции на певческую. Это значит, что певческий гласный звук помимо форманты, которые придают ему звонкость, полетность в звучании.
Так как пение осуществляется только на гласных, то именно из них и вырабатывается все вокальные качества голоса (тембр, сила, точность интонации, регистровая ровность) и техника. Особая роль здесь принадлежит упражнениям, связанным с вокализацией мелодии на отдельные звуки-гласные и с чередованием гласных, сначала на примарных звуках, а затем и на всем диапазоне.
Естественное красивое формирование гласных, безусловно, поможет создать спокойное, устойчивое положение гортани и дыхания.
Умелое и правильное формирование гласных и согласных поможет добиться подлинной кантилены, широкой и свободной напевности, которая должна быть свойственная всем формам звуковедения от легато до стаккато. Характер же звуковедения всецело зависит от характера произведения.
Необходимо помнить и довести до сознания учеников, следующие важные правила:
- согласные, которыми заканчиваются слог или слово должны переноситься к следующему слову или слогу;
- одинаковые гласные, встречающиеся в конце одного и начале другого слова, поются раздельно;
- согласные звуки в конце слова произносится ясно и четко;
- ударные слова во фразах и ударные слоги в словах поются несколько громче, чем безударные;
- слова в пении надо произносить в соответствии с общепринятым литературным произношением, а не их правописанием.
5.8. Работа над произведением.
После того, как вы освоите эти упражнения можно переходить к работе над произведениями.
Начните с низких по тесситуре песен. Сначала выучите текст и мелодию.
Работа над произведением начинается с пропевания мелодии на любую удобную гласную (обычно А, О или Э) или слог (НЭЙ или МЯУ) звук должен быть точно таким же, как при исполнении упражнения. Затем попробуйте спеть с текстом. Мелодия должна литься плавным потоком, четкость произношения и дыхания не должны нарушать её течения.
Постоянно следите за дыханием, широко открывайте рот, тяните гласные, особенно в окончании фраз. Над сложными местами рекомендуется поработать отдельно. Когда произведения будет исполняться легко и непринужденно, переходите к пению под фонограмму без голоса (минус). Постепенно можно переходить к более сложным произведениям. Старайтесь расширять репертуар, заботясь о вокальном здоровье, посвящая распеваниям 20-40 минут ежедневно, больше слушайте хорошую музыку.
5.9. Концертные выступления.
Концертный репертуар составляется только из произведений, пройденных с педагогом в классе.
Педагог должен выставить учащемуся годовую оценку с учетом успеваемости в учебном году, работы и дома, дисциплины, восприятия замечаний педагога, участия в концертах, результатов экзамена.
(В репертуарном разделе уч. плана педагог может указать так же произведения, выбранные (без детальной проработки) для знакомства с творчеством какого-либо композитора, с соответствующим стилем, эпохой, а также для воспитания и поддержания интереса обучающегося).
Следует учитывать, что овладение исполнительской специальностью должно предусматривать приобретение навыков публичных выступлений, при индивидуальной оценке возможностей обучающихся.
Желательно постепенно приобщать обучающихся к публичным выступлениям, проводя контрольные прослушивания программы в классе при других обучающихся, родителях, гостях.
Концертным выступлениям предшествует кропотливая работа в классе и на сценической площадке.
В концерте должны выступать только хорошо подготовленные, уверенные в себе обучающиеся. Известно так же, что не все обучающиеся легко переносят волнения, связанные с публичными выступлениями, теряют форму, стабильность. Для них нужно менять условия, проводить показ работы в другой обстановке. Однако для большинства обучающихся выступления стимулируют их интерес и продвижение.
5.10. Гигиена голоса.
Даже если с голосом у вас все в порядке, вы регулярно занимаетесь техникой и успешно осваиваете новый репертуар необходимо помнить о гигиене голоса.
Качественная распевка сохраняется несколько часов. Поэтому если перед концертом или прослушиванием вам будет негде распеться, сделайте это дома, в спокойной обстановке. Чем короче выступление и больше времени остается до него, тем дольше надо распеваться, чтобы быть на пике формы к самому выступлению (обычно 30 - 40 минут). Необходимо также распеваться перед каждой репетицией. Рекомендуется после продолжительного концерта или репетиции не сразу переставать петь. Нагрузку необходимо снижать постепенно. Это очень важно для того, чтобы голосовые связки вернулись в обычное для них состояние покоя. Если в течение концерта с голосом не происходило ничего непредвиденного, то для такого расслабления достаточно спеть несколько раз хроматическую гамму на "И" или закрытый звук от удобной ноты из середины диапазона до самой низкой вашей ноты, а затем немного помолчать. Если же голос каким-то образом пострадал, необходимо сделать эту процедуру несколько раз до достижения эффекта. Поможет также горячий душ и теплое молоко или некрепкий, а лучше - травяной, чай. Если же усталость голоса сохраняется и наутро, то лучше несколько дней не петь, а затем начать с упражнений, постепенно приводя голос в рабочую форму. Очень важно в таком случае проанализировать ситуацию и понять, в результате чего произошел сбой в работе вокального аппарата.
6. Методическое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы определятся наличием методических разработок, через интернет, семинары, консультации, мастер - классы, участие в конкурсах, просмотр CD, DVD дисков с программами и методами работы в области вокальной техники. Дополняется просмотрами ТВ проектов, где выступления участников комментируются членами жюри. .Для эффективной реализации программы должно быть:
Материально-техническая база:
- помещение для занятий должно быть достаточно светлым, просторным, звукоизолированным,
- оборудование соответствовать современному техническому уровню (магнитофоны, микрофоны, акустическая аппаратура).
Кадровое обеспечение :
- преподаватель дополнительного образования сольного эстрадного пения;
- грамотно проведенный набор обучающихся.
6.1 Методические рекомендации по составлению индивидуального учебного плана.
При составлении педагогом индивидуального учебного плана необходимо учитывать начальные вокальные и физические данные обучающегося, их состояние, изменения и перспективы развития. При проявлении характерных признаков, связанных с мутацией голоса, необходимо корректировать и учебные задачи.
Всегда следует иметь ввиду, что форсированное звучание приносит непоправимый вред и не допускать его. Педагогу следует настойчиво воспитывать у обучающегося твердую волю как качество личности, стремление к работе в классе, выполнению самостоятельных домашних заданий и упорство в изучении других музыкальных дисциплин, предусмотренных учебным планом.
Учебные задачи формируются на основе принципа постепенности и последовательности, единства художественного и технического развития певца с учетом индивидуального подхода. В конце учебного года в плане следует отразить уровень освоения педагогических задач и степень продвижения обучающегося, его выступления. Репертуар составляет основу воспитания музыканта, его вкуса. Поэтому подбор репертуара должен тщательным образом осуществляться из лучших произведений народной, классической и современной музыки. Высокие требования следует предъявлять к литературно - поэтическому тексту и содержанию произведений. При подборе репертуара следует избегать высокой или слишком низкой тесситуры произведений, тональностей, не соответствующих конкретному голосу и возможностям обучающегося.
Не допускать завышение репертуара по степени трудности.
6.2. Методические рекомендации по выбору репертуара.
Выбор репертуара для детей эстрадного вокального - наиболее трудная задача преподавателя. Однако именно правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и техническому росту ребенка, а так же определит его творческое лицо, позволит верно, решать воспитательные задачи. Подбирая репертуар, следует руководствоваться несколькими принципами:
- идейной значимостью исполняемого произведения,
- художественной ценностью,
- воспитательным значением,
- доступностью музыкального и литературного текста,
- разнообразием жанровой и музыкальной стилистики,
- логикой компоновки будущей концертной программы,
- качеством фонограммы, записанной с применением сложной
техники.
6.3. Примерный репертуар по годам обучения
1-Й ГОД
- муз. Паулс Р. «Колыбельная»
- муз.Костин К. «Гномик», «Паучок»
- муз.Ермолаев П. «Дискотека в зоопарке» - сб. песен
- муз. А. Тихонов «Детские игрушки» - сборник песен
- муз.К.Костин, сл.А.Ахундова, К.Костин «Девочка-припевочка»
- муз.К.Костин, сл. И.Лагерева «Божья коровка»
- муз.Б. Савельева, сл.М.Пляцковский «Лучше папы друга нет»
- .муз. и сл. К.Костин «Паучок»
- муз. В.Осошник сл.Е.Валентинова «Далеко от мамы»
- муз. В.Шаинский, сл.М.Пляцковский «Улыбка»
- муз. В.Шаинский, сл.Ю.Энтин «Антошка»
- муз. и сл. К.Костин «Три веселых зайчика»
- муз. и сл.А.Петряшева «Сладкоежки» 10.муз. и сл. К. Костин «Гномики»
- муз.В.Шаинского «Ожившая кукла»
- муз. Ю. Саульский «Чёрный кот»
- муз. М. Дунаевский «33 коровы»
- муз. И. Цветков «Золушка»
- муз. В. Шаинский «Пропала собака»
- муз. В. Шаинский «Ябеда - корябида»
- муз. Р. Струве «Школьный корабль»
- муз. Е. Крылатов «Колыбельная медведицы».
2-Й ГОД
-муз.В.Осошник, сл.Е.Валентинова «Друзья»
- муз.Е.Шанин, сл.Н.Кузьминых «Косички»
- муз.и сл.А.Петряшева «Шарики»
- муз.А.Ермолов, сл.В.Осеева «Бедный ёжик»
- муз.В.Шаинский, сл.М.Танич «Про папу и дочь»
- муз.Г.Гладков, сл.Ю.Энтин «Бременские музыканты
- муз. Космачев А. «Мне очень нужен друг»
- муз. Чичков Ю. «Песенка шелковой кисточки, «Самая счастливая»
- муз.Баневич С. «Мир»
- муз.Варламов А. «Посиделки», «Катерок»,
- муз.и сл.А.Петряшева «Рыжий кот»
- муз.А.Бабкин, сл.К.Костин «Во дворце сегодня бал»
- муз.В.Канищев, сл.А.Афлятунова «Мамочка милая»
- муз.К.Костин, сл.К.Костин,А.Воробьев «Лимонадный дождик»
- муз.Е. Крылатов «Прекрасное далеко»
- муз.В. Шаинский «Уголок России»
- муз.Журбин А. «Планета детства», «Парус дружбы»
- муз.Ударцев В. «Веселое путешествие», «Радуга»
- муз.и сл.К.Костин «Домовой»
- муз. и сл.К.Костин «Карлсон»
- муз. В.Осошник, сл.Н.Осошник «Бибика»
3 КЛАСС
- муз. Верижников Ю. «Детство мчится» сборник песен
- муз. Е. Зарицкая «Земля полна чудес» сборник песен
- муз.и сл.Ж.Колмагорова «Как люблю тебя я, мама»
- муз.А.Ермолов, сл.В.Борисов «Хомяки»
- муз.А.Хоралов, сл. А.Дементьев «Новогодние игрушки»
- муз. и сл. И.Черник «Не волнуйся, папа»
- муз.К.Костин, сл.И.Григорьева «Лепесток»
- муз.А.Ермолов, сл.В.Борисов «Песенка о времени»
- муз.В.Осошник, сл.Н.Осошник «Маленькая королева»
- муз.Мишель Тело, сл.А.Пряжников «Ай,будет круто!»
- муз.и сл.А.Пряжников «Робот Бронислав»
- муз.К.Певзнер, сл.А.Арканов «Оранжевая песня»
- муз.и сл.К.Костин «Страна Компьютерия»
- муз.и сл.А.Пряжников «Кошка беспородная»
- муз.Е.Зарицкая, сл.И.Шевчук «Три желания»
- муз. и сл.К.Костин «Ёжик»
- муз.А.Ермолов, сл.А.Морозов «Паровоз-Букашка»
- муз.Екрылатова, сл.Ю.Энтин «Крылатые качели»
- муз.В.Шаинский, сл.Д.Немпомнящий «Песня мамонтенка»
7. Список используемой литературы.
Б. Вайкль «О пении и прочем умении». «Аграф» 2000г.
В.И. Садовников «Орфоэпия в пении» М. 2001 г.
О.В. Далецкий «Бельканто без секретов» М. 2001г.
Н. Попков «Постановка голоса». Москва 2002г.
В. Федонюк «Детский голос». Санкт - Петербург 2002г.
К. Плужников «Механика пения». Санкт - Петербург 2004г.
В.П. Анисимов «Диагностика музыкальных способностей детей» М. «Владос» 2004г.
Э.Г. Чурилова «Методика и организация театральной деятельности школьников» М. «Владос» 2004г.
С. Оськина Д. Парнес «Музыкальный слух». Москва 2005г.
И. Исаева «Эстрадное пение» «АСТ» 2006г.
Б. Ляшенко «Хочу к микрофону». Москва 2007г.
О.Ю. Ермолаева - Томина «Постановка голоса и дыхания» «Центр, «Полиграф» 2008г.
Т.И. Бакланова Г.П. Новикова «Музыкальный мир» 2008г.
Б. Сергеев «20 классических вокализов» 2008г.
Е.А. Левина «Вокальные упражнения» Ростов-на-Дону «Феникс» 2008г.
Н.М. Ладухин «Вокализы» М. 2008г.
О.Л. Сафронова «Распевки» «Планета музыки» 2009г.
О.А. Скопинцева «Развитие музыкально-художественного творчества» Волгоград 2009г.
33