СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему: «Современные педагогические технологии».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: «Современные педагогические технологии».»


Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»


УТВЕРЖДАЮ

Руководитель практики

Степаненко Л.А. /_________/

«___»_______2021г.



ПРОВЕРИЛ

Учитель начальных классов

Финько М.В. /_________/

«___»_________2021г.







Технологическая карта урока музыки







Выполнила:

студентка Ш-41 группы

Пивень Алина Евгеньевна

Дата проведения урока: 10.12.21 г.




Ейск, 2021 г.

Предмет: Музыка

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины.»

Класс: 3

Тип урока: «урок открытия новых знаний»

Цель урока:  Познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Изучать значение гуслей в русском фольклоре, образы русских богатырей в искусстве;

  • формировать музыкально-практические умения и навыки музыкальной деятельности;

  • совершенствовать представления о былине.



Развивающие:

  • способствовать развитию эмоциональной сферы личности;

  • развивать творческое воображение; 

  • развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление.

Воспитательная:

  • воспитание уважение к традициям своего народа;

  • воспитание эстетического чувства.







Формируемые УУД:

Личностные:

  1. Проявлять положительное отношение к уроку.

Регулятивные:

  1. Определять и формулировать тему и цель урока;

  2. Уметь осуществлять самоанализ своей деятельности.

Познавательные:

  1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  2. Осознавать необходимость получения новых знаний.

Коммуникативные:

  1. Сотрудничество с учителем и сверстниками;

  2. Излагать свое мнение и аргументировать его;

  3. Оценка действий партнера.

Оборудование: учебник «Музыка» 3 класс, Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Школа России, презентация.

















Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация самоопределения к коррекционной деятельности

Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Алина Евгеньевна и урок по музыке проведу у вас я.

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

Проверьте готовность к уроку, на партах должны лежать: учебник, пенал, дневник, тетрадка.

(В течение всего урока контролирую посадку и дисциплину учащихся)

Приветствуют студента



Психологически настраиваются на работу




Проверяют готовность к уроку.


Л1

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.

Выявление проекта входа из затруднения

-Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. И сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад.

-Вы знаете такую форму народного творчества – былины?

-А что такое былины?

- Да, это одни из самых древних жанров русского песенного фольклора. Очень известными являлись в старину былины о русских богатырях.

(демонстрирую репродукцию картины» Богатыри» В. Васнецова)

-Ребята, посмотрите на эту картину. Знакома ли она вам? Назовите имена богатырей.

-Наш народ всегда с уважением относился к богатырям – защитникам земли Русской. Вот почему про их подвиги складывались былины.

А еще в стародавние времена былина выполняла роль военной строевой песни. Когда русское войско отправлялось в поход, то бойцы во время перехода пели былины. И художник В. Васнецов, который нарисовал эту картину, тоже хотел подчеркнуть, что богатыри любили музыку. Посмотрите внимательно: к седлу самого молодого из богатырей – Алеши Поповича – привязан музыкальный инструмент.

-Что это за инструмент?

-Верно, это гусли. А кто знает, что такое гусли?

–Гусли-это струнный инструмент, под звучание которого пелись былины.

-Ребят, как вы думаете, какая у нас тема сегодняшнего урока?





-Да


-Былины - это древний жанр русского песенного фольклора.



-Внимательно смотрят на экран.


-Да, знакома. Картина называется Богатыри. Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.





-Слушают учителя.






-Гусли

-Это такой инструмент


Л1


К1


Р1


П1


П2



Построения проекта выхода из затруднений

(на фоне звучат гусли)

Ой, вы гусли – то яровчатые,

Расскажите нашим детушкам,

Как во старину-то вы играли-то,

Звуки издавали гусли звонкие,

Как народ вы потешали-то и радовали,

Как в годину горькую вы плакали,

Как богатырей Руси вы прославляли,

Тех, кто защищал всю землю русскую…

- Кто же такие гусляры?

-Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир.

-Кто из вас слышал выражение - «гусли звончатые»?

-Звончатые гусли - самые древние и самые простые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны. Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки.

В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево явор - белый клен, растущий на юге. Поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей - яровчатые.

-Гусляры проводили пальцами по всем струнам, перебирая их. Этот прием называется «переборы». Или дергали отдельные струны, щипали их, такой прием называется «щипки».

-Давайте представим, что мы с вами играем на гуслях.

(Дети имитируют показ игры на гуслях)




Внимательно слушают учителя.







-Гусляры - это музыканты.








Слушают учителя.











Дети имитируют показ игры на гуслях






К1


К2


П2


Р2


Л1

Реализация построенного проекта

-Сейчас мы с вами послушаем мелодию былины (дети внимательно слушают былину)

-Какие особенности этой мелодии создают ощущения непрерывности и тягучести звучания?

-Хорошо, дети, прежде чем продолжить, мы с вами проведём физкультминутку.

Физкультминутка

Встали пчёлки в хоровод

Встали пчёлки в хоровод, (Повороты на месте.)

В барабан ударил кот. (Хлопки.)

Стали мыши танцевать, (Пританцовывают.)

Тра-ля-ля, Тра-ля-ля, так, что начала дрожать

Вся земля, вся земля. (Лёгкие прыжки на месте.)


Слушают мелодию былины.






Выполняют физкультминутку







Л1


К1


К2


П2


Р2

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-А сейчас мы с вами поговорим про певцов русской старины.

-В операх русский композиторов созданы образы народных сказателей былин: Баяно и Садко.

-Предлагаю вашему вниманию послушать песню и посмотреть видеофрагмент Баяна из оперы Глинки «Руслан и Людмила»

-На чём играл Баян?

-Хорошо, ребята, откройте учебник на с. 58 

-На этой странице вы можете увидеть нотный отрывок. Прочитайте слова, написанные под нотными записями.

Что вы заметили?

-Что можно сказать о движении мелодии в этой песни?

-На какие слова приходится самое яркое звучание?



Слушают песню и смотрят видеофрагмент



-На гуслях


-Выполняют задание учителя




-Ответы детей

Р1


К1



Л1


П2


Самостоятельная работа с самопроверкой по принятому эталону

-Сейчас вы послушаете отрывок из сказочной оперы композитора Н.А.Римского - Корсакова «Садко». Садко – герой былины, которая была создана в Великом Новгороде. В былине говорится, что давным – давно жил там купец по имени Садко, который умел хорошо петь и играть на гуслях. Его музыкой заслушивались не только люди , но и море, морская царевна и даже морской царь.

Посмотрите видеофрагмент из оперы и обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка.

(Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко»)

-Послушав две песни Баяна и Садко, найдите сходства и различия. (Дети «про себя» думают 5 минут, потом идут отвечать у доски)




-Слушают отрывок из сказочной оперы










-Выполняют задние самостоятельно

П2


Р2


Л1

Включение в систему знаний и повторение

-Сегодня ребята, вы все очень хорошо работали.

- С каким жанром русской народной музыки вы сегодня познакомились?

-В сопровождении какого музыкального инструмента исполняют былины?


-Былина


-Гусли

Л1


Р2


К2

Рефлексия учебной деятельности

Если вы очень хорошо поработали, и вам все было понятно хлопните один раз.

Если вы испытывали затруднения, поднимите ­руки вверх.

Урок окончен, до свидания!

Учащиеся проводят самоанализ


Р2