СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Авдулова Ирина Васильевна, преподаватель
(e-mail: [email protected])
ОБПОУ «Курский автотехнический колледж», г. Курск, Россия
В данной статье рассматриваются особенности применения социальных сетей в процессе обучения. Более тщательно разобрано использование следующих платформ: Е-Learning 2.0, SharePoint, Windows Live.
Ключевые слова: социальная сеть, образовательный процесс, Е-Learning 2.0, SharePoint, and Windows Live.
Социальные сети, не имеющие первоначальной задачи – обучать, при этом не обладающими какой-либо специфической тематикой назовем «сетями общего профиля». Подобные сети способны быстро организовывать неформальный контакт между участниками. Люди более открыты и менее стеснительны «за клавиатурой», чем в реальной жизни. Это означает, что они с большой готовностью делятся имеющейся информацией. Конечно, существует и негативная сторона, прикрываясь анонимностью, человек способен на оскорбления.
Социальные сети специализированного характера это платформы для сообщества профессионалов различных профилей. Цели у данных сетей сугубо практические и называются они - Community of Practice или СоР. Специалистами подобных сетей могут быть ученые, учителя, инженеры, и другие специалисты. Основная особенность подобных коммуникаций заключается в том, что объединение людей происходит не только в зависимости от их географического положения или же ограничение рамками одной сферы деятельности, но и людей со схожими интересами в разных организациях по всему миру. Подобные практические сообщества имеет отличия от сообществ «по интересам»: участники объединяет не только желания изучать некую область знаний, но и желание сотрудничать в процессе применения этих знаний на практике.
И
нструментом внутренних учебных коммуникаций служат специализированные сети в образовательном формате. Учебные платформы помогают студентам быстро получать необходимую информацию, а также способствуют в оказании взаимопомощи. В образовательной сфере такой платформой является Е-Learning 2.0 – это технология по созданию моделей обучения. Ее относят к концепции внедрения инструментов и технологий Web 2. Сам термин был придуман канадским исследователем Стефаном Доуном как производный объединяющий все тенденции в электронном обучении [1].
Подытожим, Е-Learning 2.0 представляет собой совокупность практических решений для образовательного процесса, причем способную эволюционировать, вместе с учебным заведением.
Подход данной сети концентрирует общий разум на решение поставленных учебных задач через компетенции, и оптимизирует способы коммуникации между преподавателем и студентом через среду общения. Согласно исследованиям среднестатистический студент находится «онлайн» в социальных сетях до трех часов каждый день. Каждый день по оценке «Digital around the world» в мире один миллион человек впервые открывает для себя глобальную сеть, а это – одиннадцать новичков в секунду. Если снабдить необходимыми и полезными инструментами для поиска, классификации информации и установки связи между студентами и преподавателями, сеть встроенная в Е-Learning 2.0 позволит решить целый комплекс задач учебного процесса:
создание информационной площадки для мониторинга успеваемости родителями, а также контроля текущего развития ситуации в учебном процессе;
создание возможности подготовки интервью с постоянным обновлением информационных потоков;
реализация комфортной среды для активного общения между преподавателем и студентами; студентами между собой; преподавателем и родителями.
Для организации продуктивного учебного процесса на платформе Е- Learning 2.0 существует широкий функционал. Есть возможность опубликовать интерактивные статьи и любые видеоматериалы.
При условии правильного построения и отлаженной работы сети реально достичь следующих целей:
разработка и реализации коллективной базы по образовательному процессу с активной помощью со стороны преподавателя в онлайн - режиме любому студенту, при этом просматривается качество самого учебного процесса;
активное применение инструментария социальной среды Е-Learning 2.0 для прямого доступа к любой информации касаемо последних событий и новостей, происходящих в учебном заведении;
реализация акций по рекламе, как самого учебного заведения, так и учебных материалов обеспечивающих учебный процесс;
отслеживание основных проблемных вопросов возникающих в результате обратной связи с последующим их анализом и устранением.
Технологии которые реализуются на платформе Е-Learning 2.0:
screencasts - тестирование экрана;
интерактивное портфолио,
цифровая программа, активирующаяся для помощи при выполнении заданий;
PDA's - органайзер;
web-технологии лежащие в основе построения обучающих данных;
форумы, блоги, чаты на веб-сайтах;
электронная почта;
wiki – электронные энциклопедии;
компьютерные системы оценивания;
симуляции, игры;
электронная система голосования;
podcasts – удаленное тестирование программ печати.
Для успешной реализации платформы в учебной среде крайне необходимо наличия определенных умений в различных сферах: маркетинговый подход в реализации и управлении сетями в системе Интернет; рецензирование образовательного консалтинга по вопросам обучения. Если одна из представленных выше сфер будет недостаточно проработана в контексте экспертизы, то часть решений учебных задач будет упущено и в целом сам процесс будет неэффективен.
Следует отметить, что необходима модернизация социальной сети Е-Learning 2.0 под каждое конкретное учебное заведение:
настройка интеграции с уже имеющимися учебными приложения учебного заведения, с дополнительной проработкой последних;
обучение преподавателей и их поддержка в процессе апробации системы.
Некоторыми IT-специалистами определенное использование сервиса Twitter воспринимается как синоним к понятию «социальное обучение». Через использование «хештега» к теме, которая интересна и по которой хочешь найти информацию. Причем идет постоянно обновление новых комментариев и мнений по данному вопросу «онлайн». Минусом такого обучения является отсутствие синхронности, даже если чаты организовывать в определенное время, все равно будут те, кто останется даже после ухода большинства участников [3].
Что такое вообще социальное обучение? Социальное обучение - процесс формирования знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей [4]. При этом такое обучение говорит о том, что сохраняется полная автономность участников. Обращение будет тогда, когда именно возникла потребность в нем. Перед учебным заведением стоит задача создать удобную социальную среду для устранения возникающих сложностей и поспособствовать в своевременном размещении актуальной информации по интересующим вопросам.
В Social Learning невозможно использовать заранее информацию и выдавать их студентам. Данное ответвление социальной сферы E-Leaming 2.0 создано для того, чтобы выдавать информацию именно в тот момент, когда у студента возникло в ней потребность [2].
Для достижения целей обучения могут использоваться «классические» социальные сети Facebook, Twittter, Windows live, Вконтакте и YouTube. Пригодятся также и так называемые «внутренние платформы» Wiki, персональные блоги, OneNote. Последние рассчитаны на сохранение информации с последующим обменом ею. А такие приложения как Google и Windows Live подразумевают еще и групповое общение с использованием специальных инструментов. А главной их особенностью является наличие групповой среды для создания различных документов. «Защита от чужих» полезная функция, которой оснащены подобные серверы. То есть, если у вас нет разрешения для участия в дискуссии, то вы не сможете ни, то чтобы поучаствовать, даже посмотреть о чем она. Плюс есть функция прикрепления файла любого формата, единственное ограничение это его размер, к вашим сообщениям.
Ниже представлены компоненты входящие в Windows Live.
Продукт Microsoft – SharePoint представляет собой коллекцию программных компонентов, включающих в себя: набор веб-приложений для организации совместной работы; модуль поиска информации в документах и информационных системах; модуль создания форм для ввода информации. На данной платформе можно ставить метки на странице внутри самой образовательной системы и по мере возможности легко ее отыскать. Также есть возможность вести персональные блоги и следить за блогами других с отслеживанием их изменений. Уникальной по своей сути является Windows Live, он сочетает в себе опыт портала SharePoint и другие идеи взаимосвязи в социальных сетях.
Таким образом, социальные сети могут быть использованы как удобный и эффективный инструмент, дополняющий стандартные средства обучения. Предоставляя возможность разнообразить учебные материалы, оставаясь при этом в рамках привычной для обучающегося среды общения.
Список литературы:
1. Анализ социальных сетей в интернете. Электронный ресурс// ПостНаука. – Режим доступа URL: http://postnauka.ru/longreads/20259 (Дата обращения: 19.02.2020г.)
2. Воронкин А.С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ. Электронный ресурс// Образовательные технологии и общество № 1том 17 2019. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-evolyutsiya-struktura-analiz (Дата обращения: 19.02.2020г.)
3. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса. Электронный ресурс// Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2019 г.). — СПб.: Реноме, 2012. – Режим доступа: URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1799/ (Дата обращения: 09.02.2020г.)
4. Бакулин М.А. Социальные сети как часть информационно-образовательной среды школы. Электронный ресурс// Режим доступа: URL: http://mic.org.ru/phocadownload/12-bakulin.pdf (Дата обращения: 19.02.2020г.)
5. Рулиене Л.Н. Образовательные возможности социальных сетей. Электронный ресурс. – Режим доступа: URL: http://www.ruliene.bsu.ru/wp -content/uploads/do_virt1.pdf (Дата обращения: 19.02.2020г.)
6. Чернышев, А.С. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности: монография / А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев, С.В. Сарычев. – Москва: Институт психологии РАН, 2005. – 190 с. – (Методы психологии). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86458 (дата обращения: 13.02.2020)
Avdulova Irina Vasilevna, teacher
(e-mail: [email protected])
ОBPОU «Kursk automobile technical College», г. Kursk, Russia
SOCIAL NETWORKS IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Abstract. This article discusses the features of using social networks in the learning process. The use of the following platforms is more thoroughly analyzed: E-Learning 2.0, SharePoint, and Windows Live.
Keyworld: social network, educational process, Е-Learning 2.0, SharePoint, and Windows Live.