СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные формы организации систематического контроля за качеством знаний. Презентация.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на предметной секции учителей математики.

Просмотр содержимого документа
«Современные формы организации систематического контроля за качеством знаний. Презентация.»

МКОУ «Островская СОШ» Груздева Светлана Александровна, учитель математики

МКОУ «Островская СОШ»

Груздева Светлана Александровна,

учитель математики

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике  всегда имела и имеет место в практике работы школы.   Контроль и оценка в учебной деятельности позволяет учителю и ученику определять уровень усвоения учебного материала и выявить  проблемы, а затем наметить индивидуальную и групповую  коррекционную работу. Основной целью контроля и оценки качества знаний ученика учителем  является определение качества усвоения учащимися программного материала – уровня овладения ими знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по математике. У многих учащихся, которые приходят к нам, отмечается равнодушие к  знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных  интересов. Это создает определенные сложности в организации учебного  процесса.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике

всегда имела и имеет место в практике работы школы.

Контроль и оценка в учебной деятельности позволяет учителю и

ученику определять уровень усвоения учебного материала и выявить

проблемы, а затем наметить индивидуальную и групповую

коррекционную работу.

Основной целью контроля и оценки качества знаний ученика учителем

является определение качества усвоения учащимися программного

материала – уровня овладения ими знаниями, умениями, навыками,

предусмотренными стандартом по математике.

У многих учащихся, которые приходят к нам, отмечается равнодушие к

знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных

интересов. Это создает определенные сложности в организации учебного

процесса.

Функции контроля: Контролирующая Обучающая Диагностическая Развивающая Ориентирующая Воспитывающая

Функции контроля:

  • Контролирующая
  • Обучающая
  • Диагностическая
  • Развивающая
  • Ориентирующая
  • Воспитывающая
 Условно контроль знаний учащихся можно подразделить на следующие виды:           Текущий контроль – это контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащимися на каждом уроке, на отдельных этапах урока. текущий контроль тематический контроль  итоговый контроль

Условно контроль знаний учащихся можно подразделить на следующие виды:

Текущий контроль – это контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащимися на каждом уроке, на отдельных этапах урока.

текущий контроль

тематический контроль

итоговый контроль

Это самостоятельные работы, тесты, устные, кроссворды и ребусы; задания «Найди ошибку», «Истинно – ложно» с использованием сигнальных карточек, система плюсов-минусов, проверка самоподготовки. Оценивание при текущем контроле оказывает огромное воспитательное воздействие. Объективная оценка может поддержать, подбодрить ученика. Оценку правильнее ставить за работу в течение всего урока, а не за единичный ответ. Обучение математике, как известно, сопровождается записями в тетрадях, поэтому проверка тетрадей учащихся является необходимым элементом текущего контроля и учитываются при оценке успеваемости. Оценки за письменные работы играют ведущую роль в определении итоговой оценки. Также распространенной формой текущего контроля являются кратковременные контр-ые работы , матем-ие диктанты, тесты, контр-ый устный счет, уплотненный фронтальный опрос  и так далее. Пример.

Это самостоятельные работы, тесты, устные, кроссворды и ребусы; задания «Найди ошибку», «Истинно – ложно» с использованием сигнальных карточек, система плюсов-минусов, проверка самоподготовки. Оценивание при текущем контроле оказывает огромное воспитательное воздействие.

Объективная оценка может поддержать, подбодрить ученика.

Оценку правильнее ставить за работу в течение всего урока,

а не за единичный ответ. Обучение математике, как известно, сопровождается записями в тетрадях, поэтому проверка тетрадей учащихся является необходимым элементом текущего контроля и учитываются при оценке успеваемости. Оценки за письменные

работы играют ведущую роль в определении итоговой оценки.

Также распространенной формой текущего контроля являются кратковременные контр-ые работы , матем-ие диктанты, тесты, контр-ый устный счет, уплотненный фронтальный опрос и так далее. Пример.

Остановлюсь подробнее на некоторых формах текущего контроля. Математические диктанты  – хорошо известная форма контроля знаний. Проверку знаний и умений учащихся можно провести и в виде математического диктанта. Я применяю диктанты для проверки формул, основных понятий и правил на разных темах. Провожу диктанты, которые позволяют судить об уровне навыков решения несложных задач.

Остановлюсь подробнее на некоторых

формах текущего контроля.

Математические диктанты  – хорошо известная форма контроля знаний. Проверку знаний и умений учащихся можно провести и в виде математического диктанта. Я применяю диктанты для проверки формул, основных понятий и правил на разных темах.

Провожу диктанты, которые позволяют судить об уровне навыков решения несложных задач.

В последнее время широкое распространение получили тесты. Все тесты можно подразделить на две группы: проверяющие логические способности учащихся; проверяющие основные знания и умения ученика  Однако тесты имеют главное преимущество перед обычной контрольной работой – оперативность: его можно провести и проверить быстрее, а оценки можно объявить сразу по окончании.  Разнообразие тестов, их большое количество позволяет учителю проводить их так часто, как ему это необходимо в зависимости от цели урока, наличия учебного времени, уровня подготовки учащихся  .

В последнее время широкое распространение получили тесты. Все тесты можно подразделить на две группы:

проверяющие логические способности учащихся;

проверяющие основные знания и умения ученика

Однако тесты имеют главное преимущество перед обычной контрольной работой – оперативность: его можно провести и проверить быстрее, а оценки можно объявить сразу по окончании.

Разнообразие тестов, их большое количество позволяет учителю проводить их так часто, как ему это необходимо в зависимости от цели урока, наличия учебного времени, уровня подготовки учащихся .

тренировочной обучающей самостоятельная работа может быть: повторительной закрепляющей творческой контрольной развивающей

тренировочной

обучающей

самостоятельная работа может быть:

повторительной

закрепляющей

творческой

контрольной

развивающей

Приведу пример обучающей работы , которую можно провести при изучении темы: «Определение квадратного уравнения, неполные квадратные уравнения».     Цель работы: Учащиеся должны уметь выделить квадратные уравнения среди других, уметь приводить уравнение к виду ах 2  + вх + с = 0.       1. Является ли квадратным уравнение?  а).   5х 2  - 7х + 8 =0, б).  3х  - 5 =0,  в).   12х – 10 = 2х, г).   х(х – 5) =3,  е).   х 2  - 2х = 0 ? 2. По коэффициентам а, в и с составить квадратное уравнение: а)     а = 1,  в = -2,  с = 4;   б)     а = 6,  в = 3,  с = 0;  в)      а =3,  в = 0,  с = 9;  г)      а = 1,  в = 0,  с = 0;

Приведу пример обучающей работы , которую можно провести при

изучении темы: «Определение квадратного уравнения, неполные

квадратные уравнения».     Цель работы: Учащиеся должны уметь

выделить квадратные уравнения среди других, уметь приводить

уравнение к виду ах 2  + вх + с = 0.

      1. Является ли квадратным уравнение?

а).   5х 2  - 7х + 8 =0, б).  3х  - 5 =0,

в).   12х – 10 = 2х, г).   х(х – 5) =3,

е).   х 2  - 2х = 0 ?

2. По коэффициентам а, в и с составить квадратное уравнение: а)     а = 1,  в = -2,  с = 4;

б)     а = 6,  в = 3,  с = 0;

в)      а =3,  в = 0,  с = 9;

г)      а = 1,  в = 0,  с = 0;

     Тренировочные сам-ные работы состоят из однотипных заданий, такая работа мало способствует умственному развитию учащихся, но она необходима, так как позволяет выработать основные умения и навыки и создать базу для дальнейшего изучения математики. При выполнении тренировочных сам-х работ учащимся необходима Помощь учителя, поэтому можно разрешать пользоваться учебником и тетрадью, справочными таблицами и т.д . Всё это создает благоприятный климат для “слабых” учащихся. В таких условиях они легко включаются в работу и, как правило, успешно справляются с ней.

Тренировочные сам-ные работы состоят из однотипных заданий,

такая работа мало способствует умственному развитию учащихся,

но она необходима, так как позволяет выработать основные умения

и навыки и создать базу для дальнейшего изучения математики.

При выполнении тренировочных сам-х работ учащимся необходима

Помощь учителя, поэтому можно разрешать пользоваться учебником

и тетрадью, справочными таблицами и т.д .

Всё это создает благоприятный климат для “слабых” учащихся.

В таких условиях они легко включаются в работу и, как правило,

успешно справляются с ней.

К тренировочным самостоятельным работам можно отнести выполнение заданий по разноуровневым карточкам. Учащиеся сами выбирают задания в зависимости от уровня знаний. Некоторые учащиеся, выполнив свое задание,  хотят попробовать решить задание более высокого уровня. Постепенно учащиеся привыкают, не бояться трудностей и стремятся к более высокой самооценке. Закрепляющие самостоятельные работы  показывают, насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида учитель определяет, нужно ли ещё заниматься данной темой. Такие самостоятельные работы способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем.  При обучении математики повторительные самостоятельные работы очень важны. Ведь перед изучением новой темы учитель должен знать, подготовлены ли учащиеся, есть ли у них необходимые знания, чтобы изучение нового прошло без затруднений.

К тренировочным самостоятельным работам можно отнести выполнение заданий по разноуровневым карточкам. Учащиеся сами выбирают задания в зависимости от уровня знаний. Некоторые учащиеся, выполнив свое задание,  хотят попробовать решить задание более высокого уровня. Постепенно

учащиеся привыкают, не бояться трудностей и стремятся к более высокой самооценке.

Закрепляющие самостоятельные работы показывают, насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида учитель определяет, нужно ли ещё заниматься данной темой. Такие самостоятельные работы способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем.

При обучении математики повторительные самостоятельные работы очень важны. Ведь перед изучением новой темы учитель должен знать, подготовлены ли учащиеся, есть ли у них необходимые знания, чтобы изучение нового прошло без затруднений.

На разных этапах обучения я провожу самостоятельные работы развивающего характера,  которые учат уч-ся анализировать,  делать выводы, добывать самостоятельно новые знания.  Примером развивающей сам-ной работы является задание типа «Найди ошибку». Задания «Найди ошибку» я использую при изучении формулировок теорем, и при отработке формул, и при тождественных преобразованиях, и при решении уравнений, неравенств и т. д . (1 уч-к всегда говорил…) Творческая самостоятельная работа вызывает у учащихся большой интерес. Здесь ученики открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых, неожиданных ситуациях. Это задания на поиск второго, третьего и т.д. способов решения известной задачи. Контрольная. Такие самостоятельные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения. Они должны быть равноценными по содержанию и направлены на отработку основных навыков. Пройдена некоторая тема, у учителя возникает вопрос: а как она усвоена учащимися?

На разных этапах обучения я провожу самостоятельные работы

развивающего характера,  которые учат уч-ся анализировать,

делать выводы, добывать самостоятельно новые знания.

Примером развивающей сам-ной работы является задание

типа «Найди ошибку». Задания «Найди ошибку» я

использую при изучении формулировок теорем, и при

отработке формул, и при тождественных преобразованиях,

и при решении уравнений, неравенств и т. д . (1 уч-к всегда говорил…)

Творческая самостоятельная работа вызывает у учащихся большой интерес. Здесь ученики открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых, неожиданных ситуациях. Это задания на поиск второго, третьего и т.д. способов решения известной задачи.

Контрольная. Такие самостоятельные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения. Они должны быть равноценными по содержанию и направлены на отработку основных навыков.

Пройдена некоторая тема, у учителя возникает вопрос: а как она усвоена учащимися?

Этой цели отвечает тематический контроль знаний - это письменная контрольная работа. Частота и содержание контрольных работ определяются программой и примерным тематическим планированием учебного материала. Итоговый контроль позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала. Под итоговым контролем обычно понимается подведение итогов обучения за год. Он слагается из системы тематического контроля и носит более обобщенный характер. Тексты могут быть составлены на заседании МО. Могут быть использованы тексты, помещенные в “Дидактических материалах”. Такие работы, обычно рассчитаны на два урока, так как включают больший объём изученного материала. В выпускных классах итоговый контроль проводится в формате ГИА и ЕГЭ.

Этой цели отвечает тематический контроль знаний - это письменная контрольная работа. Частота и содержание контрольных работ определяются программой и примерным тематическим планированием учебного материала.

Итоговый контроль позволяет судить об общих достижениях

учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала. Под итоговым контролем обычно понимается подведение итогов обучения за год. Он слагается из системы тематического контроля и носит более обобщенный характер. Тексты могут быть составлены на заседании МО. Могут быть использованы тексты, помещенные в “Дидактических материалах”. Такие работы, обычно рассчитаны на два урока, так как включают больший объём изученного материала. В выпускных классах итоговый контроль проводится в формате ГИА и ЕГЭ.

В качестве нестандартных форм контроля знаний обучающихся можно предложить следующие: Математическая эстафета  Этот вид контроля обычно эффективен при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи. Математическая викторина  может быть использована на любом уроке математики для повторения материала. Она позволяет активизировать деятельность учащихся, прививать им интерес к предмету.     Для разнообразия форм опроса и для привития интереса к изучению математики предлагаю учащимся математические кроссворды , ребусы (по внекл. работе)

В качестве нестандартных форм контроля знаний обучающихся можно предложить следующие:

Математическая эстафета

Этот вид контроля обычно эффективен при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи.

Математическая викторина  может быть использована на любом уроке математики для повторения материала. Она позволяет активизировать деятельность учащихся, прививать им интерес к предмету.

    Для разнообразия форм опроса и для привития интереса к изучению математики предлагаю учащимся математические кроссворды , ребусы (по внекл. работе)

Думай голова-картуз куплю !  (Народная  поговорка) Думай голова-картуз куплю !  (Народная  поговорка)

Думай голова-картуз куплю ! (Народная поговорка)

  • Думай голова-картуз куплю ! (Народная поговорка)
    Что это?    у Ми  н о с = минус

    Что это?

    у

    Ми н о с = минус

    О ДИ Н А МЕТР = ДИАМЕТР

    О ДИ Н А МЕТР = ДИАМЕТР

    Известный математик       А  КО ЛОБ ОК МЯ Ч Е В С  КИ Т Й = ЛОБАЧЕВСКИЙ

    Известный математик

    А

    КО ЛОБ ОК МЯ Ч Е В С КИ Т Й = ЛОБАЧЕВСКИЙ

    Известный математик ЛЕЙ КА Б НОЖ НИЦ Ы = ЛЕЙБНИЦ

    Известный математик

    ЛЕЙ КА Б НОЖ НИЦ Ы = ЛЕЙБНИЦ

       Кроссворды могут быть использованы при закреплении изученной темы и повторения материала, или на конкурсах в ходе математической недели. Математические турниры.  Закрепление материала или проверку навыков в решении примеров и задач по определённой теме можно провести в виде турнира. Математические турниры проводятся в конце урока, когда ученики немного устали. А во время игры учебная деятельность активизируется, появляется стремление узнать и победить.

    Кроссворды могут быть использованы при закреплении изученной темы и повторения материала, или на конкурсах в ходе математической недели.

    Математические турниры.  Закрепление материала или проверку навыков в решении примеров и задач по определённой теме можно провести в виде турнира. Математические турниры проводятся в конце урока, когда ученики немного устали. А во время игры учебная деятельность активизируется, появляется стремление узнать и победить.

    Контроль на уроках математики – неотъемлемый процесс обучения. Работа эта систематическая, разнообразная,  многоплановая. Виды контроля зависят от возраста учеников, состава класса, изучаемой темы и многого другого. Но все виды контроля в совокупности позволяют многим ученикам достигнуть обязательных результатов обучения и успешно сдавать переводные и выпускные экзамены.

    Контроль на уроках математики – неотъемлемый процесс обучения. Работа эта систематическая, разнообразная,

    многоплановая. Виды контроля зависят от возраста учеников, состава класса, изучаемой темы и многого другого. Но все виды контроля в совокупности позволяют многим ученикам достигнуть обязательных результатов обучения и успешно сдавать переводные и выпускные экзамены.