Муниципальное методическое объединение учителей начальных классов г-к Анапа
«Новые образовательные технологии в начальной школе»
Руководитель ММО учителей начальных классов
КЛЕПИКОВА Т.Г.
Новые образовательные технологии в начальной школе
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке.
С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала.
В.П. Беспалько
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
«Системный метод создания, применения и определения всего процесса
преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм
образования». ЮНЕСКО
«Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающая в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» В.М. Монахов
«Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения
и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные
образовательные цели»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (в новом понимании) - это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, - это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов
В.П. Беспалько
«Такое построение деятельности педагога, котором все входящие в него
действия представлены в определенной целостности и последовательности,
а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет
вероятностный» Г.Ю. Ксенозова
прогнозируемый характер».
3
ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА
Какая разница между методикой и технологией?
( по В.И.Загвязинскому)
Методика обучения – совокупность методов и приемов, используемых для достижения определенного класса целей. Методика может быть вариативной, динамичной в зависимости от характера материала, состава учащихся, ситуации обучения, индивидуальных возможностей педагога. Отработанные типовые методики превращаются в технологии.
Технология – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий и операций , гарантирующих получение заданного результата . Технология содержит определенный алгоритм решения задач. В основе использования технологий положена идея полной управляемости обучения и воспроизводимости типовых образовательных циклов.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Проблемное обучение
Развивающее обучение
Разноуровневое обучение
ТРИЗ
Технология «Дебаты»
Игровые технологии
Технология блочного и блочно-модульного обучения
Технология дистанционного обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология развития «критического мышления»
Селевко Герман Константинович
(1932-2008) - заслуженный работник Высшей школы, академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук, автор «Энциклопедии образовательных технологий», автор школы саморазвития личности. К совремненным образовательным технологиям относит: развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективная система обучения (КСО), технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ), технология «Дебаты», технология блочного и блочно-модульного обучения, технология развития «критического мышления», технология обучения в сотрудничестве (комадная, групповая работа), игровые технологии (использование деловых и обучающих игр), информационно-коммуникативные технологии
Коллективная система обучения (КСО)
Технология обучения в сотрудничестве
Компьютерные
(новые информационные)
технологии
Технология «Портфолио» как система иновационной оценки
5
Новые образовательные технологии в начальной школе
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Педагогика сотрудничества
Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Педагогика сотрудничества:
гуманно-личностный подход к ребёнку- новый взгляд на личность как цель образования,
гуманизация и демократизация педагогических отношений,
отказ от прямого принуждения как метода не дающего результатов в современных условиях,
формирование положительной Я-концепции
создание ситуации успеха для каждого ребенка
6
Новые образовательные технологии в начальной школе
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Технология развития критического мышления
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.
Исходные научные идеи:
Критическое мышление:
способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода
7
Новые образовательные технологии в начальной школе
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Технология проектного обучения
Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
процесс обучения строится на логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения:
«Всё из жизни, всё для жизни»
8
Новые образовательные технологии в начальной школе
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Проблемное обучение
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность …
Обучение на основе «учебных ситуаций».
Образовательная задача
состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Игровые технологии, «Игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление. технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр. Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации
Проблемное обучение , сущность проблемного обучения состоит в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они учатся самостоятельно добывать знания , применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности.
9
Новые образовательные технологии в начальной школе
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Компьютерные
(новые информационные)
технологии
Технология
уровневой
дифференциации
Технологии уровневой дифференциации , дифференцированное обучение-это форма организации учебного процесса , при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).
Групповые технологии , Цели-
*обеспечение активности учебного процесса,
*достижение высокого уровня усвоения содержания.
Особенности организации: -класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач, - каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя,
-задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы, -состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
Цели:
- формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей,
- подготовка личности «информационного общества»,
- дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить,
- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Главная особенность методик компьютерного обучения заключается в том, что компьютерные средства являются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог.
Групповые технологии
10
Новые образовательные технологии в начальной школе
Развивающее обучение
Личностно–
ориентированное
развивающее
обучение
Технологии
развивающего
обучения
Технологии развивающего обучения , система развивающего обучения Л.В. Занкова, технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов),т личностно- ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).
В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности, развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребёнка
Личностно–ориентированное развивающее обучение , для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения. ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика . Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко) Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:
• в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
• в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
• в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
• в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
Технология
саморазвивающего
обучения
(Г.К. Селевко)
11
Новые образовательные технологии в начальной школе
Здоровьесберегающие технологии
Эффективная
организация
физкультурно-
оздоровительной
работы
Программа формирования
культуры здорового и
безопасного образа жизни
Создание здоровье-сберегающей
инфраструктуры
Реализация
модульных
образовательных
программ
Здоровьесберегающие технологии,
Рациональная организация учебной и внеучебной жизни обучающихся
Просветительская
работа с родителями
12
Новые образовательные технологии в начальной школе
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Терпенья вам и творческих успехов
В такие непростые наши дни!
Новые образовательные технологии в начальной школе
Желаю успеха
в применении новых образовательных технологий в работе!
- Желаю успеха в применении новых образовательных технологий в работе!
- Желаю успеха в применении новых образовательных технологий в работе!
- Желаю успеха в применении новых образовательных технологий в работе!
- Желаю успеха в применении новых образовательных технологий в работе!