«Современные подходы в воспитании детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы»
Подготовила: Грищенко Л.Г. зам.директора по ВР
МКОУ Шелеховской СОШ
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом,
вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта,
вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят и слышат дети, каждое наше слово – интонация, с которой оно произносится,
являются капельками, падающими в тот поток,
который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности».
В.П.Кащенко.
Основная задача воспитания и образования любого ребенка - подготовка его к жизни в обществе как полноправного гражданина, способного к самостоятельной жизни, продуктивной деятельности, взаимоотношениям с окружающими людьми.
Основными задачами воспитательной работы в условиях реализации инклюзивного образования можно считать: создание условий для разностороннего развития личности каждого ребёнка, для побуждения её к саморазвитию, самовоспитанию; поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих развитию школьного коллектива; создание благоприятной психологической среды для всех участников воспитательного процесса; формирование гражданского самосознания обучающихся в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям; формирование духовного мира детей на основе утверждения нравственных общечеловеческих ценностей.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психического развития и здоровья каждого ребенка. Ключевым моментом в этом является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно принимать и учитывать.
В нашей школе дети с ОВЗ (17 человек и 5 детей-инвалидов на домашнем обучении) - это дети, имеющие задержку или отставания в умственном развитии, детей имеющих физические недостатки в нашем контингенте нет.
Школьные традиции
Традиционной формой воспитательной работы являются школьные праздники . К каждому тематическому мероприятию обычно устраиваются выставки , которые отражают творчество школьников: рисунки, поделки.
Конкурс «Счастье жить!». Плакат подготовили учащиеся 7 «В» класса
Конкурс «Сохраним планету»
Соревнования по бодибилдингу: Соколов Дмитрий и Коврижин Николай
Сбор макулатуры в рамках акции: «Спасём наш лес».
В системе внеурочной деятельности и дополнительного образования, организованной на базе нашей школы, функционирует 8 объединений различной направленности : «Шахматы», «Робототехника», «Пресс-центр»-работающие на базе «Точки Роста», «Волейбол», «Баскетбол», «Теннис», «Умелые ручки», танцевальный кружок «Жемчужина» в которых занимаются 19 обучающихся с ОВЗ, в том числе 3 ребенка-инвалида.
Ребята, занимающиеся в кружках «Умелые ручки» и «Жемчужина», постоянно участвуют в различных выставках и мероприятиях.
«Кружок «Робототехника». Занимаются 3 ребёнка с ОВЗ. Из них 1 ребёнок-инвалид
Танцевальный кружок «Жемчужина»
Занимается 4 ребёнка с ОВЗ
Кружок «Умелые ручки»
Занимается 5 детей с ОВЗ. Из них 1 ребёнок-инвалид
Невозможно говорить о воспитании, если в нём не участвуют родители детей с ОВЗ.
Если говорить о работе с родителями, то можно выделить несколько направлений этой работы: изучение условий жизни и воспитания ребёнка в семье; консультирование родителей по проблемам развития их детей; вовлечение семьи в работу школы.
В школе используются различные формы работы с семьёй. Как наиболее эффективные формы следует отметить индивидуальные беседы и консультации классного руководителя, соц.педагога, психологов, различные школьные праздники и мероприятия. Также привлекаются специалисты с Центра помощи семье и детям.
Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.
Удачи и терпения!