Просмотр содержимого документа
«Создание благоприятного психологического климата в классе»
Создание благоприятного психологического климата в классе
Перед классным руководителем стоит задача огромной важности: создать благоприятный психологический климат в классе, управлять им на протяжении всей его жизнедеятельности.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата. В связи с этим в план воспитательной работы включаю цикл бесед о товариществе и толерантности.
Ежегодно во время проведения конкурса на лучший кабинет я делаю анкетный опрос своих воспитанников, по результатам которого видно комфортно ли себя чувствуют дети на моих уроках, а если некомфортно, то по каким причинам. Данная методика доказала свою эффективность.
Большую роль в создании благоприятного климата оказывают игры. Они дают возможность:
- сблизить участников игры;
- установить дружеские отношения;
- формировать чувство принадлежности к группе;
- установить комфортную атмосферу, создать эмоциональный заряд;
- развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, умения понять чувства другого человека;
- развивать навыки слушания;
- установить контакт с партнерами, сплотить группы;
- обеспечить положительный эмоциональный настрой в начале дня;
- предоставить детям возможность почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них.
В создании благоприятного климата важное место занимают уроки литературного чтения. Учащиеся начальной школы обладают наглядно – образным мышлением, прислушиваются к мнению взрослых. В связи с этим воспитательное значение уроков литературного чтения трудно переоценить. На них ученики знакомятся с правилами дружбы, учатся отличать дружеские отношения от всех остальных, пересматривают свое отношение к товарищам. Дети дают свою оценку всем поступкам героев: правильно это или нет, была ли возможность поступить по – другому или нет, что изменилось бы, если бы герой поступил иначе, какое к нему было бы отношение и т.д. Дети переоценивают свое отношение к окружающим их людям, а главное к участникам классного коллектива.
Считаю достижением и результатом своей работы в данном направлении то, что в классе отсутствуют пропуски без уважительных причин, нет правонарушений. По итогам школьного конкурса на «Самый пунктуальный класс», мои ученики заняли 1 место среди 1-4 классов.