Опыт создания творческой среды на уроках географии и во внеурочное время формируется в ситуациях вовлечения обучающихся в решение географичес-ких проблем. Опыт творческой деятельности проявляется в самовыражении, зависит от развития творческих способностей обучающихся. Компонентами опыта являются проблемная ситуация, проблема, умение создавать и выдвигать гипотезы, прогнозировать («что будет, если…»), давать оценки и делать выбор, решать учебно-познавательные и учебно-практические творческие задачи. Учебник (5-6 кл.предметной линии «Полярная звезда») ориентирован на развитие творческих способностей. Его текст и внетекстовые компоненты ставят перед обучающимися многообразные проблемы, раскрывают их истоки и сущность, предлагают пути их решения или обучающиеся самостоятельно выбирают свой путь решения. Ясно, что включение опыта творческой деятельности потребовало проблематизации содержания географического материала, включения диалога как основной формы учебного взаимодействия учителя и учеников, а также рефлексивной активности обучающихся. Именно уроки в 5-6 классах организуют учебную деятельность обучаю-щихся, обучают их самостоятельному усвоению географии, включают их в творческую деятельность. Современный урок ориентирован на личность ученика, его субъективный жизненный опыт. Стараюсь, чтобы на уроке географии происходила интеграция личности с обучением и его моделью, воплощенной в учебнике. Перевести научное географическое содержание в субъективный опыт считаю возможным, если его постоянно согласовывать с жизненным опытом, включая школьников в диалог не только о том, что они изучили, но и как они строили свою работу, какими способами выполняли задания, как относятся к изученному. Логика построения урока в 5-6 классах основана на реализации познавательного цикла: мотивация, восприятие, осмысление, запоминание, упражнение, последующее повторение. Данная логика позволяет проектировать творческие уроки географии. Причем главными составляющими компонентами создания творческой среды на уроках географии являются: - сотрудничество учителя и учеников на уроке; - помощь учителя в планировании самостоятельной деятельности учеников, освоение алгоритмов деятельности; - деятельность ученика, его ценностные ориентиры и творческие способности; - использование учебника на всех этапах урока; - ориентация на накопление учениками личного географического опыта; - решение на уроке проблемных ситуаций, их связь с жизнедеятельностью человека; - развитие и продуктивная самореализация личности школьников средствами географического содержания на каждом уроке. Исходя из возрастных особенностей обучающихся и специфики географического содержания, применяю на уроках географии и во внеурочной деятельности классические приемы и методы личностно ориентированного и компетентностно ориентированного урока ( использование познавательных задач, основанных на решении проблемных ситуаций, диалога, игры, проекта), а также сугубо географические приемы и методы (проведение практикумов по сбору географических данных, описанию объектов и процессов, созданию моделей с помощью схем, контурных карт и.т.д.; проведение наблюдений за природными и социально-культурными объектами и процессами). Качественное усвоение содержания географического материала дает возможность обучающимся создавать свой творческий продукт: материальный (карта, стенд, эссе, сообщение, презентация), идеальный (новые знания, ценность), практический (составление плана местности, умение ориентироваться с помощью компаса, ведение дневника погоды, составление метеосводки текущего дня и сводки погоды за месяц, прогноза погоды, составление местных признаков предсказывающих погоду, описание местности, правила поведения на маршруте, во время землетрясения, извержения вулкана,безопасного поведения на воде(море, озере, реке), разработка туристического маршрута, «визитная карточка» реки своей местности, описание природного комплекса своей местности, план участка культурного ландшафта своей местности), социо-культурный(участие в природоохранных мероприятиях, созидательных делах школы и родного поселка). Необходимо формировать у учеников владение ключевыми компетенциями, которые составляют творческую личность ученика, его внутренний мир, развивают способности и появляются возможности решать в повседневной жизни проблемы. Чему должны научиться ученики, чтобы овладеть ключевыми компетенциями? 1.Изучать: уметь извлекать пользу из приобретённых знаний, умений, навыков; организовать взаимосвязь знаний своих и упорядочить их; уметь решать проблемы; организовать свои собственные приёмы обучения; самостоятельно заниматься своим обучением. 2. Искать: запрашивать различные базы данных; получать информацию из различных источников; уметь работать с документами, классифицировать их. 3. Думать: занимать позицию в дискуссиях и уметь отстаивать своё мнение; оценивать социальные привычки, связанные с экологией окружающей среды, со здоровьем людей; уметь оценивать произведения искусства и связывать с окружающей действительностью. 4. Адаптироваться. География универсальный предмет, который открывает перед школьником большие возможности для становления творческой личности. В период обучения учитель помогает ученику сформировать прообраз "взрослых" компетенций. Перед школой поставлены новые задачи: создание творческой обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию ключевых компетентностей обучающихся; снижение перегрузки обучающихся. Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является технология компетентностно-ориентированных заданий. В методической литературе сформулированы ключевые компетенции образования. Какие же компетенции можно сформировать на уроках географии? Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры, помогают ученику самоопределиться и научиться принимать решения и брать за них ответственность на себя. Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. Большинство уроков географии помогает сформировать эти компетенции. Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную работу. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, навыками действий в нестандартных ситуациях. Многие старшеклассники участвуют в научно-исследовательской и проектной работе, которая требует от ученика аналитического и творческого подхода к решению поставленных задач. Эта работа позволяет каждому ребенку показать имеющиеся компетенции и приобрести новые. Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Интернет служит источником информации, с которой школьник учится работать, например, создать презентацию к уроку или внеклассному мероприятию, подготовить, показать и проанализировать снимки изучаемых территорий из Космоса и многое другое. Вовлекая учеников в эту работу, мы наделяем их важными информационными компетенциями, которые наверняка будут востребованы во взрослой жизни. Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Каждый ученик, в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. География — предмет преимущественно устного общения, поэтому на уроках мы проводим дискуссии, учимся оперировать фактами, использовать доказательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи. Хорошо зарекомендовали себя уроки, на которых ученики работают в группах: защита проекта (в 5 классе «Карта-памятник культуры», «Освоение земельного участка», «Открытка другу», «Разработка туристического маршрута», «Скульптурный портрет планеты», в 6 классе « Круизный маршрут путешественника», « Погода и человек», «Мой любимый природный комплекс», «Я и природа», «Ландшафт, который хочется сохранить»), экологический мониторинг. Компетенции личностного самосовершенствования формируются, когда ученик осознает, что все, чему он учится, необходимо ему для раскрытия собственных способностей, возможностей, т.е. самосовершенствования, чем раньше осознает, тем больше компетенций освоит. Виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географии: работа с учебником, географической научно-популярной литературой, работа с картами со статистическим материалами картосхемами, работа на местности, наблюдение за окружающей средой, работа с ресурсами СМИ, Интернет и учебные научные проекты. Свою педагогическую мастерскую по созданию творческой среды на уроках и во внеурочное время я могу представить следующей схемой: 1. Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний. 2. Во-вторых, это создание развивающей творческой среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это: создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели; включение обучающихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование; развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; организация групповой работы; 3. В-третьих, развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности. При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации), защита проекта. Создание творческой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка. В своей работе по созданию творческой среды я использую 5 правил: 1.Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее. 2.Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка. 3.Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы. 4.Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения. 5.Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к творческой деятельности. Технология формирования ключевых компетентностей обучающихся предполагает использование компетентностно-ориентированных заданий в системе. Существует следующая структура самого компетентностно-ориентированного задания: стимул, задачная формулировка, источник информации, бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ), инструмент проверки. Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность обучающегося. Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяют учителю решить одновременно несколько задач: оценить уровень развития предметных знаний и умений; оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т.д.); оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании; формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции. Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, развивают способности и помогают решать в повседневной жизни проблемы, меняется характер взаимоотношений между учеником и учителем. Внедрение этой технологии позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно. В своей педагогической деятельности я широко использую проектно-исследовательский метод, так как он ориентирован на творческую самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие возможности, они становятся «колумбами» своего времени. Пусть их работы не такие значимые для истории, но они имеют возможность высказать своё мнение, суждение по любой теме. Проектно-исследовательский метод может найти применение не только в старших классах. Более того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, я начинаю эту работу в младших классах: с 5 класса постепенно ввожу занятия, посвященные проблемным вопросам (проблеме взаимодействия общества и природы, исторического развития животных и человека и т.д.). В 6 классе исследовательская работа начинается с изучения глазомерной и полярной видов съемки местности. При изучении данной темы обучающиеся строят план местности в районе школы, составляют его описание, экологическое состояние, перспективу развития этого участка. Актуален и новый предмет «Краеведение» для проектно-исследовательской работы в 6 классе, где почти каждая практическая работа - новое открытие для ученика. Изучая климат и природные зоны материков в 7 классе, сочиняем рассказы несостоявшихся путешествий. Задание звучит так: используя знания, полученные на уроках, с помощью дополнительной литературы, средств массовой информации написать сочинение на тему: «Три дня в Африке» или «Дневник несостоявшегося путешествия», «Памятка тому, кто окажется в Австралии (на Амазонке и т. д.)». При этом текст должен содержать не только описание природы и климата, но и карту материка с маршрутом путешествия. Эти задания развивают воображение, творческую активность, любознательность. А именно любознательный ребенок способен к саморазвитию. При изучении географии России упор делаю на практические работы. Некоторые задания даю на дом, усложняя их. Например: «Провести исследование реки по плану» (Рек в стране много, поэтому река даётся каждому своя). За основу беру типовой план, но дополняю его пунктом о заповедниках и обязательным условием: все пункты исследования отобразить на контурной карте. Рассказ о заповедниках обучающиеся оформляют в виде презентации. После изучения природных зон России провожу такую исследовательскую работу, как построение гипсометрического профиля по территории России с севера на юг. Эта работа итоговая. 80% обучающихся справляются с ней на «4» и «5». В четвертой четверти при изучении темы «Население России» класс делю на группы и даю задания с использованием статистического материала. Этот материал каждая группа должна собрать самостоятельно. Выводы представляют в виде исследовательской работы. Не вызывает сомнения необходимость использования современных технологий и возможностей Интернет в качестве источника информации доступного всем. Новизна заключается в ориентации на социальную активность ученика, повышение роли компьютера в овладении обучающимися опытом творческой деятельности. Тысячи российских пользователей сегодня читают через Интернет отечественные и зарубежные газеты и журналы, получают последние новости со всего мира, путешествуют по музеям, интересуются историей, культурой и природой разных стран. Ресурсы и возможности Глобальной сети безграничны. Почему бы не приобщить наших учеников к овладению этими возможностями уже в школе. Простое перекачивание информации о той или иной стране должно уйти в прошлое, необходимо ставить перед школьниками более сложные задачи. Конечно, нужно отметить, что в процессе формирования компетенций обучающихся возникает ряд трудностей. Поэтому нельзя говорить о том, что все вопросы решены и все используемые современные методы способствуют развитию творческой личности обучающихся. Ключевой замысел модернизации образования — идея развития, где человеческая личность — главное богатство, которым обладает мир. Задача учителя географии всячески способствовать развитию этой творческой личности. Пусть наш мир будет богаче.
|