СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) коррекционного курса "Двигательное развитие"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Данная программа направлена на поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) коррекционного курса "Двигательное развитие"»

Тамбовское областное государственное автономное

общеобразовательное учреждение

«Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



Утверждаю

Директор ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья »

Алпатова Г.В.

Согласованно на МС

Протокол № 6

От 29 августа 2017 г.

Руководитель МС

Малахова Г.А.

Рассмотрено

На МО учителей

развивающего цикла Протокол № 4

От « 28 » 08 2017 г.

Руководитель МО

Магомедова Е.В.

(Ф.И.О.)

Приказ - № 180 -ОД

От « 29 » 08 2017 г.

(Ф.И.О.)

(Ф.И.О.)




СИПР

коррекционного курса

«Двигательное развитие»

для обучающейся с УО

1 дополнительный класс

на 2017 – 2018 учебный год











Программу составила учитель физической культуры Магомедова Е.В.







Котовск

2017



1.Пояснительная записка.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) по коррекционному курсу «Двигательное развитие» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2); программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.


Цель: обогащение сенсомоторного опыта, поддержанию и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Задачи:

  • мотивация двигательной активности;

  • поддержка и развитие имеющихся движений;

  • расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;

  • освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).

Наряду с вышеуказанными задачами в коррекционном курсе «Двигательное развитие» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности:

  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

  • развитие зрительного восприятия;

  • развитие зрительного и слухового внимания;

  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

  • формирование и развитие реципрокной координации;

  • развитие пространственных представлений;

  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

2. Планируемые результаты освоения обучающимся СИПР:

Личностные:

  • освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.


Предметные:

  • мотивация двигательной активности;

  • поддержка и развитие имеющихся движений;


  • расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;

  • освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).


3. Содержание коррекционного курса «Двигательное развитие»

Содержание предмета «Двигательное развитие» представлено следующими разделами: формирование и укрепление мышечного корсета, коррекция и развитие сенсорной системы, развитие точности движений пространственной ориентировки.

Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на специально организованных занятиях, проводимых учителем физической культуры. Развитие двигательных способностей, обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с работой по профилактике развития у них паталогических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность паталогических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. акая работа организуется в физкультурном зале, в кабинете ЛФК и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.






п/п

Содержательная линия

Коррекционно - развивающие задачи

Педагогические средства, технологии решения коррекционных задач

1

Формирование и укрепление мышечного корсета.

Профилактика выполнения общеукрепляющих упражнений. Овладение пространственными ориентировками. Развитие подвижности в суставах.

2

Коррекция и развитие сенсорной системы.

Овладение упражнениями для развития тактильно-двигательного восприятия; Развитие зрительного анализатора;

Овладения играми на совершенствование сенсорного развития.

3

Развитие точности движений пространственной ориентировки.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия; Овладения пространственными ориентировками.







Двигательное развитие

1. Развитие точности движений, пространственной ориентировки.

1 полугодие

2 полугодие

- удерживание головы:

  • в положении лежа на спине

  • в положении лежа на животе

  • в положении на правом боку

  • в положении на левом боку

  • в положении сидя




- выполнение движений руками:

  • вперед

  • назад

  • вверх

  • в стороны

  • «круговые»




- выполнение движений пальцами рук:

  • сгибание /разгибание фаланг пальцев;

  • сгибание пальцев в кулак /разгибание



- наклоны головы в положении лежа на спине:

  • вправо

  • влево

  • вперед




- изменение позы в положении лежа:

  • поворот со спины на живот

  • поворот с живота на спину




- выполнение движений плечами:

  • вверх

  • вперед

  • назад

  • «круговые»




2. Формирование и укрепление мышечного корсета.




- выполнение движений пальцами рук:

  • сгибать фаланги пальцев

  • разгибать фаланги пальцев

  • сгибать пальцы в кулак

  • разгибать пальцы




- ползание:

  • ползание на животе;

  • ползание (на четвереньках);




- вставание:

  • на четвереньки;

  • на колени из положения «сидя на пятках»;

  • из положения лежа на спине в сед с помощью тренажера.



- стояние:

  • с опорой;

  • на коленях.





3.Коррекция и развитие сенсорной системы.




-упражнения с мячами:

  • бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы);

  • одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы);

  • ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой)





4. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Содержание

Основные виды учебной деятельности

Дата

1

Развитие точности движений

Удерживание головы:

  • в положении лежа на спине

  • в положении лежа на животе

Гимнастика для глаз

Выполнять простейшие упражнения в вытяжении.

7.09

2

Формирование и укрепление мышечного корсета.


Выполнение движений пальцами рук:

  • сгибать фаланги пальцев

- удерживание головы:

в положении лежа на боку


Выполнять правильно имитационные упражнения

14.09

3

Упражнения для укрепления рук.

Гимнастика для глаз.

Упражнения для укрепления рук

Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами.


21.09

4

Развитие точности движений

Удерживание головы:

в положении лежа на левом и правом боку.

Игра: «Дунем раз»

Принимать правильно положение головы

28.09

5

Укрепление мышечного корсета.

Выполнение движений пальцами рук:

  • сгибать пальцы в кулак

  • разгибать пальцы

Упражнение для правильного дыхания

Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев

5.10

6

Игры на совершенствование сенсорного развития.

Простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев.

Игра «Подбери предмет по цвету» «Разложи как я скажу»

Знать названия и правила изучаемых игр

12.10

7

Формирование и укрепление мышечного корсета.

Ползание:

  • ползание на животе.

Удерживание головы в положении лежа на животе. Игра: «Дунем раз»


Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила.

19.10

8

Формирование и укрепление мышечного корсета.

Вставание на четвереньки, сгибать пальцы в кулак

разгибать пальцы

Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот.

26.10

9

Упражнения для укрепления мышц живота и спины из различных и.п.

Упражнения в положении лежа на животе и спине

Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот.

9.11

10

Упражнения для укрепления тазового пояса, бёдер, ног и рук.

Упражнения в положении лежа на спине., в положении седа.

Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот.

16.11

11

Упражнение для правильного дыхания с использованием звуковой гимнастики.

Игры: «Корова мычит» «Насос» «Старт космического корабля» «Ежик»

Знать названия и правила изучаемых игр

23.11

12

Разучивание игр на совершенствование сенсорного развития

«Волшебное поле» «Шарики»

Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила.

30.11

13

Развитие точности движений, пространственной ориентировки. Право, лево

наклоны головы в положении лежа на спине:

  • вправо

  • влево

изменение позы в положении лежа:

  • поворот со спины на живот



Уметь выполнять повороты

7.12

14

Развитие точности движений

выполнение движений руками:

• вперед

• назад

• вверх

Игры на развитие внимания

Знать и выполнять движение руками вперед, назад, вверх

14.12

15

Развитие пространственной ориентировки.

Изменение позы в положении лежа:

  • поворот со спины на живот

  • поворот с живота на спину

Игра «Собери шишки»

Выполнять перекаты со спины на живот и обратно

21.12

16

Упражнения для увеличения гибкости позвоночника.

Упражнения в положении лежа. «Кошка»


Выполнять упражнения на гибкость

28.12

17

Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника.

Упражнения сидя и лежа. «Змея», «Ящерица»

Знать названия упражнений на гибкость

18.01

18

Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при помощи фитболов

Упражнения на фитболах

Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе.

25.01

19

Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при помощи больших мячей

Упражнения на больших мячах

Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот.


1.02

20

Обучения комплекса упражнения с малым мячом для профилактики миопии.

Комплекс упражнений в положении сидя

Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаза

8.02

21

Упражнения с гимнастической палкой

Комплекс упражнений с гимнастической палкой

Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот.

22.02

22

Упражнения с мячами – ёжиками

Упражнения с мячами:

  • бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы);


Уметь выполнять бросание мяча

1.03

23

Упражнения с мячами

Упражнения с мячами:

бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы);

одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы)

Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук

15.03

24

Упражнения с малыми мячами

Упражнения с малыми мячами. Игра «Волшебные колпачки»

Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук

22.03

25

Упражнения на ортопедических ковриках.

Ползание:

ползание на животе;

ползание (на четвереньках).

Вставание:

на четвереньки.


Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами.


5.04

26

Упражнения с мячами


Упражнения с мячами:

  • бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы);

  • одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы);

  • ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой)


Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук

12.04

27

Укрепление мышечного корсета.


Стояние:

с опорой;

на коленях

Выполнять стояние у опоры

19.04

28

Развитие пространственной ориентировки

Выполнение движений плечами:

  • вверх

  • вперед

  • назад

  • «круговые»


Уметь выполнять движения плечами.

26.04

29

Развитие пространственной ориентировки

- выполнение движений руками:

Вперед, назад, вверх

в стороны, «круговые» .

Игра на внимание.


Уметь ориентироваться в частях тела.

3.05

30

Игры на совершенствование сенсорного развития

«Подбери предмет по цвету» «Разложи как я скажу» «Волшебное поле» «Шарики»

Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила.

10.05

31

Укрепление мышечного корсета.

Гимнастика для глаз.

Стояние:

с опорой;

на коленях. Гимнастика для глаз.

Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаза

17.05

32

Развитие точности движений пространственной ориентировки

Игры: «Летающие носочки», «Зоопарк», «Собери шишки».

Знать названия и правила изучаемых игр

24.05



5. Учебно-методическое обеспечение и

учебно-практическое оборудование

Нормативные документы:

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);


Учебники и учебные пособия.


  1. Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП. 2003.

  2. Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Спб ЦДК. 2011.

  3. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2007.

  4. Горская и. Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта. Учебное пособие / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова.- Омск, Сиб ГАФК, 1999

  5. Григорьев Д. В. Совершенствование двигательных способностей школьников в условиях общеобразовательной школы. — СПб.: Наука-Питер, 2005.

  6. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ А. А. Дмитриев.- М.: Академия, 2002

  7. Евсеев С.ТТ., Шапкова Л. В .Адаптивная физическая культура. — М.: Советский спорт, 2000.

  8. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.

  9. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития/ Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002

  10. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб.: Союз художников, 2007.

  11. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.

  12. Основные направления и содержание обучения детей и подростком с особыми образовательными потребностями в ЛПЦ г. Пскова / Под ред. С. В. Андреевой. — Псков, 2000.


Периодические издания:

- Адаптивная физическая культура,

- Дефектология,

- Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»


Учебно-практическое оборудование

  1. Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)

  2. Мячи: баскетбольные, волейбольные, футбольные

  3. Скакалка гимнастическая

  4. Мат гимнастический

  5. Гимнастическая стенка

  6. Гимнастические палки

  7. Кегли

  8. Обручи

  9. Флажки

  10. Рулетка измерительная

  11. Фитбол