Структура педагогической системы
Цели образования( социальный заказ)
Цели обучения
Учитель
ученик
Я.А.Коменский обосновал «золотое правило дидактики»: привлекать к обучению все органы чувств.
Практика работы школы и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается.
Под средствами обучения понимается совокупность материальных учебно-методических объектов, которые используются для передачи и овладения знаниями, умениями и навыками и общего развития личности учащихся.
КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
(по С.Г. Шаповаленко).
Вербальные
Наглядные
Вспомогательные
Изобразительные
Натуральные
К вербально-информационным средствам обучения
относят:
Различные печатные издания, предназначенные
для обучения
Нормативные документы школьного образования
Программы
В сборник включены программы:
по природоведению для 5-х классов,
по биологии для 6-9-х классов и 10-11 классов
(базовый и профильный уровни обучения)
и по экологии для 6-9 классов.
Методические пособия
В пособиях приведены образовательные программы по данному разделу учебного курса, примерное поурочно-тематическое планирование. В методических рекомендациях к урокам обозначены основные этапы изучения нового материала, закрепление изученного, домашние задания и контроль знаний.
Рабочие тетради
Содержание заданий позволяет учителю реализовать дифференцированное обучение с учетом интересов и возможностей каждого ученика
К ненатуральным наглядным средствам, воспроизводящим
живые объекты, относят:
- картины,
- таблицы,
- муляжи,
- модели
- фотографии,
- Диафильмы
- диапозитивы,
- видео и звукозаписи
- комплекс аудио- и видеоматериалов,
Модели биологических объектов
Увеличенные и схематические изображения живых объектов, модели, муляжи
используются для детального изучения природных объектов
Вспомогательные средства обучения ,
технические средства обучения:
- телевизоры,
- видеомагнитофоны,
- аудио-магнитофоны,
- диапроекторы
- компьютеры.
лабораторное оборудование :
- Микроскопы, приборы,
- химическая посуда,
- реактивы, штативы,
- оборудование для экскурсий,
- уголка живой природы.
- Оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура
фотоаппарат
- Полиграфическая, копировальная, множительная техника
ксерокс
- Компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации
компьютер
сканеры
Мультимедиа средства предназначенные для повышения эффективности обучения интерактивные мультимедиа доски.
Интерактивная доска может быть использована как эффективное средство создания учебно-дидактических материалов: примеры решения задач, схемы, чертежи, графики и т.д., причем как статические, так и динамические.
Увеличительные приборы.
Измерительные приборы.
Лабораторное оборудование.
Химическая посуда и реактивы
В современном процессе обучения биологии применяют все перечисленные средства обучения.
Особенностью школьного предмета и науки «Биология»
является то, что она изучает
живые объекты природы.
Поэтому на уроках биологии должно отдаваться преимущество
натуральным и живым объектам
для лучшего и правильного формирования биологических понятий.
Средства обучения играют немаловажную роль в создании
образовательной среды
Средства обучения - многогранный учебный комплекс натуральных, изобразительных и технических объектов, помогающих полноценно осуществлять и развивать процесс обучения, а также способствующий управлению познавательной деятельностью учащихся.