Проектная деятельность в работе классного руководителя
Статью подготовила :
Брюханова Елена Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ « СОШ №5 »
г.Симферополя
Сегодняшний образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнку дают не только сумму определенных знаний, а информируют умение быть коммуникабельной личностью, умеющей добывать информацию, обрабатывать и работать с ней, применять знания в различных ситуациях.
Школа должна привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об УУД, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Что же такое проект?
Проект – это по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблемы, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, модель, презентация и т.д.
Что такое проектная деятельность? Это метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации; способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя, и учащихся, родителей, направленная на поиск решения возникшей проблемы.
(Мы видим, что роль учителя и родителя совпадают, они должны помочь в поиске нужных источников информации, координируют весь процесс)
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
- социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение оказать помощь товарищам и принимать их помощь;
- коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё;
- мыслительные навыки - формируются в ходе проектной деятельности, дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.;
- исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить и выбирать лучшее решение;
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
- презентационные навыки: навыки монологической речи; умение выступать перед аудиторией; умение отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения;
- рефлексивные навыки: отвечать на вопросы «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»;
- оценочные навыки: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
В своей работе классного руководителя я активно использую проектную деятельность. Проектная деятельность дает возможность наблюдать за учениками с разных сторон , изучать их , наблюдать градацию личностного роста, и конечно, воспитывать в разных направлениях. Так как присутствует еще и взаимодействие с родителям, это дает и возможность плотно работать с родителями, показать им их детей с другой стороны, да и прочувствовать всю важность и ценность нашей с вами работы.
Хочу рассказать и продемонстрировать вам некоторые проекты нашей классной жизни, именно ориентированные на воспитательные аспекты в том или ином направлении. Ведь кому как ни нам, учителям понимать, что воспитание и обучение это два неразделимых процесса.
1. Экологическое здоровьесберегающее воспитание. «Зеленые друзья»
Это долгосрочный проект. Начался он в октябре и продолжается до сих пор. За каждой парой учеников закреплено растение за которым они ухаживают и наблюдают за его ростом. Этот проект дает возможность научить учеников систематично выполнять одно и то же действие, ухаживать за растениями, увидеть роль растений в жизни человека.
2. Патриотическое воспитание. «Маленький гражданин»
Коротковременный проект. Конечный результат знание символов государства и главной песни страны.
3. Познавательная деятельность. Этнографическое панно «Северная Осетия»
Совместный проект, короткосрочный, но очень трудоемкий. Вместе с учениками мы делали газету, подбирали слова, репетировали. В итоге получилось выступление от которого, все ученики прочувствовали , что значит поработать вместе, и поняли что они могут делать интересные вещи да и к тому же узнали о других республиках и наших соседях.
4. Работа с родителями.
«Королевы русского языка», « День Святого Николая»
Короткосрочные проекты ,но очень трудоемкие. Написание сценария, подготовка детей, подведение к итогам, изготовление поделок, конкурсы. Этот проект дал возможность родителям поучаствовать в жизни класса, сплотил их. И на работу учителя взглянуть другими глазами.
Итог .
Метод проектов позволяет сделать учебу интересной, расширяет кругозор ребенка, поднимает его культурный уровень, стимулирует интеллектуальную активность и учебную деятельность. И каждый раз дает классному руководителю подспорье для новых возможностей.
Спасибо за внимание!