Формирование здорового образа жизни: из опыта работы школы с.Минцы
Комякова Г.Н. директор
МАОУСОШ п.Юбилейный и Филиала в с.Минцы
Одна из проблем современного российского общества проявляется в противоречии между потребностью государства в физически, психически и нравственно здоровом населении и статистикой, сигнализирующей, что фактические показатели здоровья россиян находятся на угрожающе низком уровне.
Поскольку будущее страны зависит от здоровья подрастающего поколения, то формирование здорового образа жизни необходимо воспринимать как социальный заказ общества институтам воспитания (семье, дошкольным учреждениям, школам).
Здоровый образ жизни - это работа определенного индивидуума над улучшением своего здоровья в целях профилактики заболеваний и повышения качества жизни. Здоровый образ жизни рассматривают также как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди школьников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни.
Поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в современном обществе актуальной.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.
Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является школа, так как с пребыванием в учреждениях образования связана большая часть времени его бодрствования, в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья.
Поэтому на первый план школа ставит задачу сохранения и восстановления здоровья детей. Именно комплекс педагогических решений, связанных с приобщением к здоровому образу жизни внедрением здоровьесберегающих технологий обучения может стать способом повышения показателей здоровья учащихся школы.
ФГОС второго поколения предусматривает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.
Гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности, а также способствует сохранению и укреплению здоровья учащегося.
Таким образом, здоровье детей является важным условием в достижении учащимися заданного уровня образованности.
С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе разработана и реализуется комплексная программа «Школа - за формирование здоровой личности».
Цель программы:
Создание организационно - педагогических условий, предполагающих оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки , сохранение и укрепление здоровья учащихся, воспитание личной ответственности за собственное здоровье и приобретение навыков здорового образа жизни.
Задачи программы:
- проведение мониторинга состояния образовательного процесса и здоровья детей;
- организация системной работы, направленной на профилактику безнадзорности и злоупотребления психоактивных веществ;
- улучшение организации питания учащихся;
- организация досуговой деятельности учащихся и оздоровительных мероприятий в летний период;
- повышение заинтересованности работников школы в укреплении здоровья
учащихся;
- организация профилактических мероприятий с целью повышения мотивации учащихся и их родителей к вопросам формирования здорового образа жизни;
- создание условий в школе в соответствии с требованиями СанПиНа.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение положительной динамики состояния здоровья учащихся;
- создание здоровьесберегающей среды в соответствии с требованиями СанПиНа;
- мотивация участников образовательного процесса к здоровому образу жизни,
-эффективное взаимодействие школы с другими социальными институтами, участвующими в сохранении здоровья детей.
В рамках программы разработан проект «Здоровье».
Цель проекта: использование возможностей социокультурной среды поселения в процессе формирования здорового образа жизни учащихся.
Для реализации проекта создана творческая группа, состав, которой входят:
представитель Администрации Минецкого поселения; заведующая филиалом в с.Минцы; фельдшер местного ФАПа; психолог; учитель физической культуры;
учитель ОБЖ; представители от ученического Совета школы; представители от управляющего Совета школы; специалисты СДК «Минецкий».
На каждого члена творческой группы возложена ответственность за определенное направление работы так , например, представитель Администрации Минецкого поселения обеспечивает предоставление банка данных о малоимущих семьях, семьях отнесенных к группе риска, создание необходимых условий для проведения оздоровительных мероприятий на территории поселения, организацию слушаний на уровне Администрации сельского поселения вопросов по профилактике и оздоровлению детей; заведующая филиалом осуществляет координацию действий участников проекта, разработку и подписание плана совместных действий по повышению уровня здоровья детей с.Минцы с ЦРБ, ФАПом, повышению родительской компетентности в плане сохранения здоровья; фельдшер местного ФАПа осуществляет мониторинг состояния здоровья детей; психолог организует исследования на предмет выявления эффективных медико-социальных технологий, обеспечивающих адаптацию и интеграцию в школьной жизни учащихся
1-5 классов, разрабатывает памятки для родителей (снятие усталости стрессов и др.); учителя физической культуры и ОБЖ организуют внеурочную деятельность, дополнительное образование, летнюю оздоровительную работу, консультируют учащихся, родителей и представителей социума по вопросам формирования здорового образа жизни; представители ученического Совета школы и управляющего Совета школы принимают участие в разработке планов, программ, являются организаторами спортивных мероприятий; специалисты СДК «Минецкий» организуют массовые мероприятия для взрослого населения.
Для достижения результата проекта, особое внимание в школе уделяется созданию здоровьесберегающей среды, организации двигательных мероприятий на уроке, организации уроков физической культуры, организации внеурочной деятельности и дополнительного образования, организации режима труда и отдыха, снижению эмоциональной нагрузки, организации питания учащихся.
Эта работа позволила улучшить материально-техничекие условия школы.
Так, например, здание и оборудование учреждения на 80% соответствуют требованиям СанПиН, включая классные помещения, кабинет технологии, рекреации, туалеты, школьную мебель, пищеблок; спортивный зал оборудован минимально необходимым спортивным инвентарем в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса по предмету «Физическая культура», площадь спортивного зала обеспечивает возможность проведения занятий 3 часа в неделю для каждого класса, а также организации внеурочной деятельности, дополнительного образования; спортивный зал оснащен: тренажерами, оборудованием для настольного тенниса, тренажером «Пушка», лыжами, на территории школы имеется спортивная площадка для занятий на свежем воздухе;
здание учреждения и территория, учебные кабинеты соответствуют требованиям техники безопасности.
Созданные в учреждении условия позволяют в полном объеме реализовать учебный план (разработан на основе Закона «Об образовании», базисного учебного плана) в соответствие с ФГОС начального и основного общего образования, обеспечить реализацию программ внеурочной деятельности, способствующих формированию здорового образа жизни: «Школа самовыживания», «Настольный теннис», «Спортивный калейдоскоп», «Разговор о правильном питании». При этом мы ликвидировали перегрузку учащихся. Максимальный объём нагрузки обучающихся соответствует максимально допустимому количеству часов. С целью повышения двигательной активности учащихся предусмотрено проведение физкультпауз на уроке, организовано проведение утренней зарядки для всех учащихся школы.
Для детей первого класса предусматриваются динамические паузы на свежем воздухе. Учащимся младших классов предлагаются двигательные игры на переменах.
Предоставляемая местным ФАПом информация о состоянии здоровья учащихся, позволяет организовать занятия физической культурой в соответствие с группой здоровья, а также спланировать работу классных руководителей.
Особое внимание в школе уделяется спортивно-оздоровительныому направлению. Организована работа спортивных секций: «Теннис», «Волейбол», «Лыжи».
Посещают секции, как учащиеся школы, так и взрослое население Минецкого поселения. Проводятся дружеские встречи в форме соревнований между учащимися школ района.
Несмотря на то, что школа сельская и малокомплектная, мы ежегодно участвуем в спортивных соревнования различного уровня.
Считаем, что соревнования помогают сплотить коллектив учащихся школы, помогают осознать важность двигательной активности для своего здоровья.
На протяжении последних лет школа участвует в «Президентском тестировании».
Традиционно в учреждении проходит «День здоровья», игра «Зарница», конкурсы рисунков ,сочинений на тематику здорового образа жизни.
В течении года для учащихся организуются выезды в аквапарк г.Боровичи, что позволяет получить психологическую разгрузку, заряд энергии, водные процедуры.
Ежемесячно проводятся циклы классных часов, родительских собраний направленные на формирование навыков ЗОЖ.
Формирование здорового образа организовано в процессе уроков: ОБЖ, окружающий мир, биология, через реализацию превентивных программ, организацию трудовой деятельности.
Ежегодно учащиеся школы участвуют в акции «Чистый берег», комплексной межведомственной профилактической операции «Подросток»,всероссийской акции «Интернет-урок» по профилактике наркомании и алкоголизма, оперативно -профилактической операции «Дети- наша забота»,во всероссийской акции «За здоровье и безопасность наших детей».
Для учащихся школы организовано двухразовое питание (горячие обеды).
Два раза в неделю в меню молочные продукты. Приняты меры социальной поддержки по обеспечению ежедневно бесплатным молоком учащихся первого класса.
В летний период уже на протяжении нескольких лет в рамках реализации целевой программы Хвойнинского муниципального района «Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Хвойниском районе», на базе школы организуется работа летнего оздоровительного лагеря «Солнышко», «Лунник», в 2018г организована работа трудового лагеря «Уют».
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно не только в общеобразовательном учреждении, а также в семье, социуме , структурных подразделениях микрорайона для создания в поселении социально - педагогической среды, ориентированной на культурные и традиционные ценности, способствующей укреплению института семьи, здоровья всех категорий населения.
В результате реализации проекта нам удалось добиться положительной динамики по вопросам охвата учащихся системы дополнительного образования (Диаграммы №1и №2), результативности участия детей в спортивных соревнованиях районного, областного (Таблица №1)
Мониторинг результативности оздоровительной работы в школе.
Диаграмма №1
Охват учащихся системой оздоровительных мероприятий.
![]()
Диаграмма №2
Мониторинг результативности оздоровительной работы в школе.
![]()
Таблица №1
Результаты спортивных достижений .
Год | Вид спорта | Место | Уровень |
2015-2016 | Лыжные гонки Теннис | I, II, III I | Район Район |
2016-2017 | Лыжные гонки Теннис | I, II, III I | Район Область |
2017-2018 | Лыжные гонки Теннис Кросс Нации Теннис | I, II, III I, III I I | Район Район Район Район |
Таким образом, вовлечение родительской общественности, социума, Администрации сельского поселения в работу по формированию здорового образа учащихся, способствует улучшению здоровья детей и формированию положительной мотивации к занятиям физкультурой и спортом, как среди детского так и среди взрослого населения сельской территории.