СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Формирующее оценивание в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит материал о формирующем оценивании в начальной школе и различные приемы

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Формирующее оценивание в начальной школе"»











Формирующее оценивание в начальной школе.

Автор: Егорова Ольга Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Болгарская средняя общеобразовательная школа № 2»

Спасского муниципального района Республики Татарстан























В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Поэтому важное значение имеет контрольно- оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. Происходит смена парадигмы оценивания – от преимущественно суммирующего оценивания к модели так называемого «оценивания для обучения», «развивающего оценивания». Все чаще звучат высказывания о том, что всякое оценивание в целях контроля, мониторинга или для осуществления ранжирования результатов (для последующего отбора) не поддерживает ученика, а зачастую отрицательно влияет на процесс обучения. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую новым требованиям? В чём состоит сущность, и каким должны быть способы и формы педагогического оценивания, чтобы они решали все, противоречия, связанные с контролем и оценкой действий учащихся? Должна быть специальная система оценивания, предусматривающая вариативность начального образования.

Различают два вида оценивания: формирующее и итоговое. Оценивание, осуществляемое до начала и в ходе проекта, называется формирующим оцениванием. Формирующее оценивание обеспечивает учащимся обратную связь по поводу их успехов в процессе обучения. Итоговое оценивание осуществляется в конце проекта и дает учащимся и учителям представление о полученных навыках и знаниях.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Формирующее оценивание можно использовать, чтобы: оценить готовность учащихся и их прошлые знания, поддержать самостоятельность и взаимодействие, обеспечить диагностическую обратную связь ученикам и учителям, проверять понимание и поощрять метапознание, демонстрировать понимание и навыки, отслеживать прогресс. Формирующее оценивание - оценивание для развития.

Какими способами можно было бы вводить систему формирующего оценивания учебной деятельности ученика на уроке?

1)Разработать с учениками лист самооценки деятельности на уроке, в течение изучения темы, в конце четверти, поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости.

2)Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради).

3)Разработать систему ученического портфолио, где собираются лучшие работы ученика.

4)Провести мини-обзор в конце урока, курса, темы

5)Заполнение таблицы показателей правильности выполнения задания

6) Заполнение листа индивидуальных достижений

7)Заполнение диагностических карт

8) Заполнение оценочных листов

9)Составление недельных отчётов

Таблица показателей правильного выполнения заданий по русскому языку


Навыки

1 этап

2 этап

Прирост за год

Списывание




Определение частей речи




Выделение грамматической основы




Нахождение корня слова




Нахождение проверочных слов




Недельный отчёт

1.Чему я научился за эту неделю?

2.Какие вопросы остались для меня неясными?

3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Мини-обзор (проводится в конце урока)

1.Что изучали? Назовите тему урока.

2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?

3. Определите наиболее важное в этом уроке.

4.Что вызвало трудности, осталось неясным?

5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?

6.Что у меня получилось лучше всего?

7.Что мне необходимо усовершенствовать?

Лист самооценки (заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы)


да

нет

1.Регулярно выполнял (а) домашние задания



2.По необходимости консультировался (ась) с учителем



3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки



4.Регулярно вел (а)записи в тетради



5.Знаю, как работать со справочной литературой



6.Умею конспектировать тему



7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме



8.Делал (а) устное сообщение



9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу



10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово



11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.



Лист самооценки выполнения домашнего задания


да

нет

1. Я сделал домашнее задание.



2. Я сразу понял, что требуется сделать.



3. У меня не возникало трудностей при выполнении



4. Я выполнил все грамматические задания.



5. Я выделил орфограммы.



6.Я проверил свою работу, исправил ошибки.



7.Я работу выполнил старательно, аккуратно



8.Я выполнил работу над ошибками.



Лист самооценки работы в группе


да

нет

1. Я был активен в группе.



2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание.



3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы



4. Я не отвлекался от основной работы.



5. Я очень хотел успешно выполнить задание.



6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы.



7.Я очень хотел, чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально



Стоит отметить, чтобы научить критически оценивать себя и других и давать обратную связь можно воспользоваться заданием под названием Stars and Wishes. Оценивая работу одноклассника, учащиеся отмечают две удачные стороны и оставляют одно пожелание.

Некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:

- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);

- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);

- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);

- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);

- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);

- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);

- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);

- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);

- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);

- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);

- прием «орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);

- прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

Описать суть внутреннего (формирующего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».(Фишман И.С., Голуб Г.Б. )

Применяя методики формирующего оценивания, учителю следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше.

  • Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников.

  • Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.

  • Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.

  • Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.



Использованная литература:

1.Фишман И.С, Голуб Г.Б, «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся»

2.Пинская М.А., И.М. Улановская «Новые формы оценивания»