Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский медицинский техникум»
СТАТЬЯ НА ТЕМУ
«Проблемное обучение физики»
подготовила
Тюменцева Оксана Николаевна
преподаватель математики
Купино
2019
Тюменцева Оксана Николаевна,
преподаватель математики
высшей категории
ГАПОУ НСО Купинский медицинский техникум
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКИ
Главная цель проблемного обучения – при минимальных затратах времени, получить максимальный результат в развитии способностей и познавательной деятельности студентов среднего профессионального обучения.
Студенты, вчерашние учащиеся средних школ, к сожалению, обладают слабыми знаниями по физике, адаптация к новым условиям обучения у них проходит медленно.
При изучении кинематики студентам были сформулированы вопросы для активации мыслительной деятельности: как определить положение прямолинейно и равномерно движущегося тела в произвольный момент времени; как определить положение прямолинейно и равноускоренного движущегося тела в произвольный момент времени.
При обсуждении выясняли, что это положение зависит от выбора системы координат, скорости тела и начального положения.
Переходя к изучению динамики, находили органическую связь кинематики с динамикой, включая систему рассуждений и анализа явлений на примере: с каким ускорением будут падать тела разной массы? В ходе беседы выясняли, что все тела в отсутствии сопротивления воздуха падают с одинаковым ускорением. Далее возникал вопрос: почему все тела падают с одинаковым ускорением? Выясняли, что на основании второго закона Ньютона, ускорение приобретаемое телом прямо пропорционально силе, действующей тело и обратно пропорционально массе данного тела, а также из закона всемирного тяготения следовало, что сила тяжести прямо пропорциональна массе тела.
Изучение физики происходит дифференцированно. Знание студентов по ряду вопросов оказывались неглубокими. На контрольных работах они справлялись с заданиями на простое воспроизведение знаний, не требующих самостоятельного мышления. Затруднялись новые полученные знания использовать в иных ситуациях.
При активации познавательной деятельности особое внимание уделялось лабораторным работам и физическому практикуму. При изучении видов деформации, студентам предлагалась лабораторная работа по определению жесткости резинового жгута. При выполнении этой работы нужно было самостоятельно определить данные необходимые для решения этой задачи, экспериментально их определить и вычислить искомую величину.
Сила упругости и величина деформации пружины динамометра измерялась по шкале динамометра, деформацию удлинения жгута определяли линейкой, а силу упругости по показанию динамометра прикрепленного к жгуту. В ходе выполнения работы студенты пришли к пониманию того, что силы упругости, возникающие в жгуте и в пружине динамометра по модулю равны. Выполнение отчета по лабораторной работе способствовало проверке и закреплению пройденного материала.
На занятиях использовался демонстрационный эксперимент, требующий объяснения, и кажущееся противоречие между некоторыми новыми фактами, и ранее полученными знаниями, например при изучении зависимости сопротивления проводников от температуры.
Таким образом, используя различные формы проблемного обучения, студенты включались в процесс более глубокого понимания физических явлений и представлений. Полученные знания будут способствовать развитию и закреплению навыков при решении задач, выполнению домашних заданий и самостоятельной работы, а также лучшей успеваемости.
Литература.
1.Тульчинский М.Е.Качественные задачи по физике Пособие для учителей .М.,Просвещение,1976.127с. с ил.
2.Мякишев Г.Я. Физика: учеб. Для 10 кл .общеобразоват. учреждений /Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский,-14-изд.М.:Просвещение, 2005-366c:ил.