СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Нетрадиционные виды работы с текстом малой формы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В статье представлены не совсем привычные виды работы с текстом малой формы: работа с необычным жанром ("крохотки", "затеси", "камешки на ладони", "дистрофики", "стихи с кулак", "фрески" и т.п.), упражнения с псевдотекстами, клоуз-тесты, задания творческого характера (стихотворение по названию, создание работ по аналогии с произведениями писателей, переложение стихов в прозу) и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Нетрадиционные виды работы с текстом малой формы"»

Нетрадиционные виды работы

с текстом малой формы.

Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, статья в газете,

доклад на собрании, заявление о приеме на работу, школьное сочинение, даже СМС-

сообщение. Известный мыслитель 20 века М.М. Бахтин говорил: «Где нет текста, там

нет объекта для исследования и мышления».

Большинство педагогов на своих уроках сталкиваются с тем, что учащиеся не

умеют работать с текстом. В данной статье освещаются продуктивные приемы работы с

текстом: как за минимум отведенного на уроке времени добиться результативности, а

урок превратить в увлекательное интересное исследование. Для этого необходимы, на

мой взгляд, нетрадиционные подходы, оригинальные, не совсем привычные методы,

приемы работы с текстом, причём наиболее эффективным будет использование текстов

малой формы. Ведь, как утверждал А.И.Солженицын, «…и крохотный рассказец может

быть велик…».

Особая роль уделяется подбору текстового материала. При этом тексты должны отвечать ряду условий:

- новизна текстов,

- доступность понимания для данной возрастной группы;

- небольшой объем;

- разнообразие жанров художественных и познавательных текстов;

- интересные, вызывающие у детей эмоциональный отклик темы текстов.

Как же построить работу с подобными текстами?

Вначале определяются особенности микротекста: предлагается несколько

определений, из которых учащиеся вычленяют главное. Затем указывают основные

признаки микротекста и приходят к выводу: миниатюра отличается лаконичностью

повествования, четкостью и отточенностью сюжета, особенной смысловой нагрузкой,

которая вкладывается в некоторые слова и детали.

Данное определение микротекста даёт направление работы с ним: анализ

композиции, анализ особой смысловой нагрузки на отдельные слова и детали и

объяснение мысли (образа) широкого обобщения, что особенно важно: ведь, по словам

В.Шекспира, «где мало слов, там вес они имеют».

Для творческого владения письменной и устной речью работу с текстами малой

формы учителю необходимо организовывать! Учитывая стратегии смыслового чтения,

данная работа проводится на трёх этапах: предтекстовой, текстовой и послетекстовой

деятельности. Здесь удачно использование технологии «созидающего чтения» (автор

В.А. Бородина) [2]. И несмотря на то, что эта технология предназначена для

библиотечных работников, её с успехом можно применять на уроках русского языка и

литературы. По мнению В.А. Бородиной, порядок работы с текстом таков: «текст в

себе» (исходный текст) - «текст для себя» (анализ, интерпретация) – «текст от себя»

(создание собственного текста).

В предтекстовой деятельности, то есть на «пороге текста», привлекают, прежде

всего, необычные названия мини-текстов: «Крохотки» А.Солженицына, «Затеси»

В.Астафьева, «Дистрофики» Ф.Кривина, «Стихи с кулак» Б.Укачина, «Камешки на

ладони» В.Солоухина, «Фрески» Максима Яковлева.

Как родилось название «Камешки на ладони», автор поясняет в предисловии: «Сидя


на берегу, невольно начинаешь перебирать камешки вокруг себя… бесчисленны и разнообразны


камешки на морском берегу! Отбираешь самые лучшие … Красивых, необыкновенных камней


набирается все больше… При чтении книги мелькала иногда мысль, касающаяся чаще всего


литературы. … я старался её либо запомнить, либо записать …» Так и появился цикл «Камешки


на ладони» - размышления о природе, человеке, жизни, настоящих ценностях, которые не


могут сравниться с бриллиантами.


О чём говорит необычное название цикла «Крохотки» А.Солженицына?


В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»  пишет: «Крохотка —


ж., умал. крохакрошка — малость, утельная частица, немножко, чуть-чуть.


Утельный — маленький, крошечный, крохотный. Утелька — малютка». Название


«Крохотки» подчёркивает, что в малом отражается нечто большое.


К жанру коротких рассказов обращался и В.П.Астафьев. "Таким образом, скорее

можно "настичь” бегущего, вечно занятого работой, "затурканного” бытом современного

читателя”, - пишет автор в предисловии к сборнику "Затеси”. Писатель пытается донести

до нас сокровенные мысли, которые не дают ему покоя, мучают его. Ему хочется

поделиться с нами и найти отклик на них. «Затесь (в предисловии к сборнику "Затеси”)

стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом, делали его таёжники,

чтобы не потерять дорогу». Затесь - отметина, зарубка в сердце писателя, сделанная самой

жизнью.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся название цикла Ф.Кривина «Дистрофики» сначала ввожу без кавычек. Потом выслушиваю предположительные ответы школьников на вопросы: «Что бы это значило? О чём мы будем говорить на уроке?». Затем добавляю кавычки, тем самым направляя детей в нужное русло размышлений по выяснению смысла названия жанра миниатюр Ф.Кривина, который пишет так: «Пусть успокоятся все худые и тощие, сухопарые и костлявые, - это книга не о них. О них можно сказать коротко и похвально:

Кто поджарый 

И худой, 

Тот и старый- 

Молодой.
И все. И покончить с этой темой, перейдя к дистрофикам, которые по-гречески означают "две строфы". Всего лишь две строфы - и готово стихотворение». Только ли в двустишии суть названия? Ф.Кривин поясняет: «Дистрофики-стихи напоминают дистрофика-человека, от которого остались кожа да кости, то есть самое главное».

Размышляя над названием цикла алтайского поэта Бориса Укачина «Стихи с кулак», школьники пробуют самостоятельно объяснить смысл такого заголовка. (Поднятый кулак символизирует не только угрозу, неповиновение, но и единство, силу, мощь). Борис Укачин всю жизнь искал новые литературные формы, например, двустишия, которые он называл "Стихи с кулак". Приведу два из них, которые кажутся мне лучшими:

Если б смертью дети управляли,

Матери б вовек не умирали.

(Б.Укачин. «Стихи с кулак». 1978-1979 гг.)

Сто костров в темноте горят...
Огонь их общий отец.
В юрте сто мудрецов говорят...
Их родитель - народ-мудрец.

Приведённые примеры позволяют учащимся сделать вывод, что ёмкое, глубокое

содержание и лаконичная форма произведений оправдывают необычное название цикла

Б.Укачина.

Во вступлении к своему циклу миниатюр «Фрески» (2001 - 2005) Максим Яковлев так объясняет его название: «Фрески - это когда пишут прямо по свежей штукатурке; по свежей, впитывающей образ основе... по свежей памяти, ибо память - источник всякого искусства: живописец наносит на холст пятно или линию всегда по памяти; композитор торопится зафиксировать в нотных знаках мелодию, которую удерживает в памяти; так и писатель, являясь частью речи, немыслим без памяти. Фрески - это когда целое пишется частями: то здесь, то там... Писать надо стараться быстро, пока всё живо». Вначале школьники выделяют в этом объяснении главные особенности жанра, а затем определяют смысл названия цикла.

«Любой текст представляет собой определённую целостность через систему

взаимосвязанных элементов (слов, предложений и абзацев и заложенных в них мыслей,

образов и чувств). Читатель воспринимает, понимает, оценивает и запоминает не сам

текст, а те мысли, идеи, эмоции, чувства, которые выражены в нём и находятся в

иерархической зависимости друг с другом» (Бородина В.А.) [2]. Именно по данной

причине чрезвычайно важно смысловое и эмоциональное прогнозирование, потому что от

этого зависит степень и характер эмоционально-смыслового понимания текста.

Считается, что нехудожественные тексты обладают большей степенью смысловой

предсказуемости, нежели художественные. В художественных текстах предсказуемость

содержания сочетается с неожиданностью тех мыслей, чувств, поступков, ситуаций,

которые описываются в тексте. Вероятно, это можно объяснить такими характеристиками,

как метафоричность, образность и подтекст. С одной стороны, непредсказуемость

содержания художественного произведения осложняет работу с текстом, с другой –

усиливает его проблемность, что способствует более глубокому пониманию текста.

Эмоционально-смысловое прогнозирование начинается с названия текста

(художественного и нехудожественного). Это пусковой механизм дальнейшего

понимания читаемого.

Направления работы с заглавием текста:

- анализ каждого слова в названии художественного произведения, темы урока, темы сочинения (для понимания того, о чём пойдёт речь);


- вычленение ключевых слов (для выделения главного);


- прогнозирование по названию: содержания текста (о чём пойдёт речь?) или сюжета (как будут развиваться события текста?);


- озаглавливание текста (с точки зрения темы или основной мысли текста): брать слова

для заголовка из текста, придумывать заглавие самому.


В свое время М.А. Рыбникова говорила: «Если из наших классов выйдут писатели и

словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко

чувствующего и критически мыслящего Читателя».

Формирование «критически мыслящего Читателя» начинается с организации

учителем текстовой деятельности. Главная цель данного этапа – добиться глубокого

понимания текста.

На этапе «погружения» в текст основное место занимает анализ готового текста,

образцового или негативного, проводимый под углом зрения определённого понятия.

Работа позволяет учащимся ощутить себя настоящими исследователями, школьники

учатся мыслить. Совершенствуется культура речи, культура эмоций и общения

учащихся. Говоря словами В.Набокова, «и для ума внимательного нет границы».

Необычными являются аналитико-синтаксические упражнения с псевдотекстом


по методу Н.Шапиро [5].

Псевдотексты составляются из отрывков художественных произведений, учебников


по разным дисциплинам, научно-популярных статей. Такой вид работы целесообразно


использовать для формирования умений учащихся определять типы и стили речи.


В ходе обсуждения выбираются предложения, принадлежащие лишь одному


конкретному автору и имеющие отношение к одному конкретному тексту. Разбирая текст


в соответствии с его лингвистическими особенностями, конструируя из «кусочков» текст-


оригинал, школьник тренирует умение занимать позиции читателя и критика.


Приведу пример работы с «псевдотекстом» по теме «Стили речи» в 6 классе.

Мне стало жаль птицу. Я любила этих первых гонцов весны. Птичка! Нам жаль

твоих песенок звонких! Не улетай от нас прочь… Подожди! Наземные килегрудые

птицы, гнездящиеся и кормящиеся преимущественно на земле, - курообразные. Этот

отряд составляют птицы главным образом растительные, зерноядные,

разыскивающие корм на земле, а поэтому малолетающие. Бывало, ещё снег кругом, а

увидишь грача – значит, следом весна спешит. Милая крошка! Гонят тебя холода и

дожди. К ним относят фазанов, индеек, куропаток, перепелов. А теперь этот

вестник тёплых дней обречён на гибель, надо чем-то ему помочь. Но чем?

  • Прочитайте «псевдотекст». Можно ли понять основную мысль? Почему?


  • Можно ли назвать это текстом? Сколько авторов в псевдотексте?


  • Закрасьте красным карандашом стихотворный текст, синим – научный. Что у вас

осталось?


  • Что помогло решить эту задачу?


  • Какие слова-инструменты образуют каждый из текстов?


Учащиеся овладевают умениями практически выделять стилистически единые


отрывки текста, теоретически обосновывать их единство, выявлять языковые


текстообразующие элементы. Такие задания повышают мотивацию к учению, уровень


осмысления языковых единиц, эффективность освоения программного материала.


Тексты-миниатюры использую в 10 классе на начальном этапе работы по

определению и формулированию проблем исходного текста для подготовки к сочинению

по русскому языку на ЕГЭ. Небольшой объём и глубокое содержание позволяют

отрабатывать данное умение в рамках достаточно ограниченного времени

урока. Примеры микротекстов:

В.Солоухин. «Камешек».

У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту! Крив, сложен, извилист путь к вершине. Но терять высоту нельзя! Каждый новый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим. (Проблема целеустремлённости, проблема упорства в достижении цели…)

А. Солженицын. «Лиственница». [4]

Что за диковинное дерево! Сколько видим её — хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит?

А, нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда — по соболезности? не покину вас! мои и без меня перестоят покойно — осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр.

Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню.

Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки.

Ведь — и люди такие есть (Проблема твёрдости характера, крепости духа…)


Ф.Кривин.

Покрытая снегом, озябшая Елка

Прильнула к окну, подобравши иголки,

И жадно глядела на Елку в огнях,

Мечтая о собственных радостных днях.


А Елка домашняя, в ярком уборе,

Вздыхала о ветре, о снежном просторе,

О том, что она променяла вчера

На пеструю роскошь и блеск серебра. (Проблема свободы, проблема смысла жизни…)


В. Детков. «Мудрость жизни».

Солнце — это, пожалуй, единственное и бесспорное, что достойно всеобщего поклонения. Оно всегда выше нас — главный творящий родитель планеты. Только дважды Солнце становится вровень, лицом к лицу с человеком.

На восходе — потому что прощает молодости дерзость ее и, обласкав добродушной улыбкой, приглашает тянуться за собой...

На закате — потому что прощается с человеком, отвешивая ему благодарный поклон.

Гордо встретить Солнце и достойно проститься с ним — не в этом ли великая мудрость жизни. (Проблема смысла жизни …)

М. Яковлев. «Сушки».

Как легко поругаться с женой из-за пустяка - попробуй примирись потом.

Мы бредем лесом с прогулки, впереди - притихший ребенок. Ранняя весна. В оврагах снег еще. Поднимаемся на взгорок. И тут нас встречает одинокий куст орешника, унизанный весь... баранками. Настоящими сушками с маком, висящими на тонких ветках. Мы стоим, не веря глазам. Место безлюдное. На сучке записка: "Угощайтесь люди добрые". Детский почерк, бумажка в клетку. Мы начинаем смеяться. Мы начинаем прыгать вокруг куста. Мы не находим слов. Кто тебя придумал, чудо? Мы съели тогда с великим удовольствием лишь несколько сушек, чтобы и другие могли разделить с нами этот безымянный, маленький дар любви.

Каждую весну я вспоминаю об этом и знаю, что буду вспоминать об этом всю жизнь. Он так и будет стоять у меня перед глазами, этот дивный куст орешника в весеннем лесу. (Проблема взаимоотношения людей, проблема щедрости…)

В данных микротекстах предварительно определяется стиль речи, так как в

зависимости от этого далее ведётся работа по определению и формулированию проблемы

текста.

Необычными - и потому более эффективными в работе с микротекстами – являются


нетрадиционные формы контроля. Особого внимания заслуживает клоуз-тест (cloze-


test) – тест дополнения или тест восстановления [3]. Как правило, используется в


методике преподавания иностранных языков. В методике преподавания русского языка


клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом,


отдельными словами). Задача выполняющего клоуз-тест – вставить эти компоненты.


Главная цель работы с клоуз-тестом - научить ребенка понимать смысл текста, его


смысловую организацию, и только на этой основе анализировать языковые явления,


законы, правила, поэтому обязательным условием формата клоуз - теста являются


пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно, исходя из

смысловой организации текста. Остальные слова выступают в клоуз-тестах в качестве


материала для дополнительной языковой работы с текстом.


В оформление теста входит карта текста – своеобразный алгоритм действия при


работе с клоуз-тестом. Сначала предлагается вопрос на первичное восприятие общего


смысла текста, имеющего пропуски. Этот вопрос задается перед заполнением


пропусков. Затем в карте текста дается ключ (ответ) – пропущенные авторские слова


в порядке сделанных пропусков и в той форме, в которой они употреблены в


тексте. При этом ключевые слова выделяются полужирным шрифтом. Завершающие


пункты карты текста связаны с его анализом без пропущенных слов: абзацное членение,


средства связи между абзацами и внутри этих текстовых единиц, выявление фактуальной


и концептуальной информации и т.д.


Клоуз-тесты на начальном этапе используются как обучающие упражнения –


восстановление в тексте пропущенных элементов.


Приведу пример подобного теста, разработанного на основе текста В.Астафьева для


учащихся 6 класса.

В.Астафьев. Дождик.

Шалый дождик … с ветром, пыль … , заголил хвосты куриц, … их во дворе, качнул и

… яблоню под окнами, убежал торопливо и … .

Все замерло … и растерянно. Налетел дождик, нашумел, но …, не напоил.

Снова зной. Снова зажило все разомлелой, … жизнью, и только листья на яблоне все

дрожали, и сама, кривая, …, яблоня напоминала …, … ребенка.

Карта текста.

1.Вопрос на первичное восприятие смысла текста: - Подберите заголовок, в котором отражалась бы основная мысль текста. - Как автор описал дождик? 2.Пропущенные слова: налетел, продырявил, разогнал, растрепал, без оглядки, удрученно, не утешил, заторможенной, растопорщенная, брошенного, обманутого. 3.Методические рекомендации. Данный текст предназначен для работы в 6 классе на начальном этапе. Тест обучающий. С помощью данного текста можно организовать повторение пунктуации однородных членов и изобразительно-выразительных средств языка.

На продвинутом этапе обучения клоуз-тест используется как форма контроля и оценки текстовых умений учащихся. В этом случае школьникам предлагаю не слова для вставки, а только вопросы, помогающие вставить подходящие слова. Вот пример подобного теста, разработанного на основе текста Феликса Кривина для учащихся 8 класса.

Ф.Кривин. Нежность.


Лучи (что делают?) на Землю, (как что?), но совсем иначе ее согревают. Снег


(что делал?) на нее шубу, (что делал?) Землю, советовал беречься, (как?) соблюдать


(какой?) режим. Что поделаешь, видно, он, Снег, имел на это право...


Лучи (что делают?) по воздуху, почти не смея коснуться Земли. У них нет


(каких?) шуб, у них нет (каких?) советов. Им остается (что делать?) Землю только


своей (чем?)...

Текст для проверки.

Ф.Кривин НЕЖНОСТЬ

Лучи сыплются на Землю, как снег, но совсем иначе ее согревают. Снег напяливал


на нее шубу, кутал Землю, советовал беречься, строго соблюдать постельный режим.


Что поделаешь, видно, он, Снег, имел на это право...


Лучи скользят по воздуху, почти не смея коснуться Земли. У них нет теплых шуб,


у них нет мудрых советов. Им остается согревать Землю только своей нежностью...


Оценка качества выполнения клоуз-тестов осуществляется следующим способом: за


каждый правильный ответ ученик получает 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов. При


оценке качества выполнения теста общую сумму баллов, которая получается, если все


ответы испытуемого были бы правильными, сравнивают с реально набранным


количеством баллов [3].


Клоуз-тест способствует формированию коммуникативных способностей, включая:


– выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова;


– встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор – читатель»);


– восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней;


– умение сопоставлять разные версии (диалог «ученик – ученик»), основанное на


критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция).


Клоуз-тест на уроках русского языка и литературы позволяет формировать очень


важные компетенции, связанные с развитием мышления.


«На уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти. Значит, нужен путь.


Интересный всем и каждому», - считал Е.Н.Ильин. В наших (учителя и ученика) силах


сделать этот путь увлекательным и полезным.

Занятия с микротекстами разнообразят интересные и занимательные задания,

например, использование приёма «Шифрограмма» [2]. Это игровое упражнение,

которое привлекает детей. Оно тренирует способность находить любую информацию в

соответствии с целями и задачами чтения.

Используется шифрограмма на всех трёх фазах чтения (до, во время и после

чтения). На этапе до начала чтения шифрограмма используется для возбуждения

интереса и привлечения внимания к работе с текстом. Во время чтения — для

эмоциональной подзарядки, психологической разрядки, промежуточного закрепления

изучаемой темы. По окончанию чтения данный приём можно применять и

для контроля, и для оценки, и для закрепления какой-либо части прочитанного.

Суть приёма «Шифрограмма» такова: в «зашумлённом» тексте, быстро

просматривая последовательно каждую строчку, нужно найти слова, относящиеся,

например, к поэзии. В этой строчке:

УРНИДПОЭТЛАВНДШАКСТРОФАКОВЛЭ

размещены два слова («поэт», «строфа»). Все остальные буквы являются фоном,

мешающим восприятию слов. Такое задание оттачивает основные свойства внимания

(сосредоточенность, устойчивость, распределение, переключение); формирует умение

быстро находить нужную информацию. Шифровать можно и отдельные слова, и

словосочетания, и целые предложения. Это могут быть название текста, слово-аналогия,

слово-ассоциация, обозначение жанра произведения, имя героя, фамилия автора и т.д.

Приём «Шифрограмма» эффективен и повышает интерес к учению. Формируются

умения поискового чтения. Кроме того, данный приём предваряет работу с поэтическими

микротекстами, работу с которыми провожу в разных классах.

Приведу пример шифрограммы, которую применяю перед анализом восточной

поэзии:

ИТЙХОПВОСТОКЖЭКМСУПОЭЗИЯОНЕПЕКАГАЗЕЛЬЖИТННФДИВАНХАИГЖМ

Термин «поэзия» в переводе с греческого - «делаю, создаю, творю». В узком смысле

поэзия – это художественные произведения в стихах. Стихи различны по темам, образам,

жанровым формам. Особенно удачны для работы произведения восточной поэзии,

небольшие по объёму, но наполненные глубоким, зачастую философским содержанием.

Искусство восприятия любой поэзии заключается в создании целостного образа

содержания и формы, смысла и чувств. По мнению В.Бородиной, «если вдуматься в

слово «смысл», то будет понятно: «мысл»-корень, «с»- приставка, а вместе их можно

понимать как сопричастность к мыслям автора, сопереживание, содействие, объединение

наших знаний со знаниями других». [2] Выявить смысл того или иного текста, уяснить

его смысловую насыщенность - значит, усвоить мысли другого, обогатив их своим

жизненным опытом и знаниями. И здесь от читателя требуется умение анализировать,


конкретизировать и обобщать прочитанное. Это даст ему возможность выявить логико-


семантическую структуру текста, позволит от «текста в себе» перейти к «тексту для


себя». Поэтому необходимо так построить урок, чтобы учащиеся смогли найти какие-

то нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути. И здесь

особенно удачны глубоко содержательные произведения восточной поэзии.

Подбираю тексты разных жанров (газель, рубаи и т.д.) и использую самые

разнообразные виды работы с ними: восстановить разрушенные стихи, вставить

пропущенные слова (ещё один вариант клоуз-теста) и другие. В зависимости от

возрастных особенностей школьников применяю дифференцированные задания.

Например, в курсе русской словесности при изучении темы «Инверсия» (6 класс)

предлагаю задание:

- Восстановите стихотворные фразы из стихов восточного поэта Табризи. Передайте

своими словами их смысл.

  • Мудреца дело позорит злое.



  • Глупца ненависть орудие.



  • Бахвальство претит гордеца душе.

- Какая общая тема объединяет эти строки?

В 8 классе на уроке русского языка при изучении темы «Прямой и обратный порядок

слов в предложении» учащимся даётся такое задание:

- Восстановите стихотворные фразы из разрушенных стихов. Передайте своими словами

их смысл.

  • Красу перья придают павлину цветные.



  • Страшась препятствий не ступай повернуть вздумай.



  • Но мало я молвил много сказал слишком слов.

Задание для 9 класса: определите правильную последовательность расстановки

строк в стихах Ибн-Сины:

Не пресыщай дозволенного меры (1)

Иначе повредишь себе немало. (2)

А запятнаешь честь, так не винись. (3)

Ты к дружбе с каждым встречным не стремись. (4)

Как слёз ни лей – слезам не будет веры. (5)

Гони лжеца, пройдохи сторонись, (6)

И воле подлеца не покорись, (7)

И тайн не поверяй кому попало. (8)

- Предложите своё название стихотворению.

А вот пример работы со стихотворением восточного поэта в 11 классе (данный вид

работы описан у В.Бородиной) [2].

- Прочитайте газель восточного поэта Навои. Найдите в словаре значение слов:

«самум, диван». Определите в газели наиболее характерное с точки зрения смысла,

чувств и формы. Какие художественные средства использованы? Советую читать

вслух и в процессе чтения «видеть» ответы на вопросы.

Украсишь ты свой наряд …, …, …,

И пламенем я объят - …, …, … .

В пустыне моей любви кострами горячих вздохов

Самумов вихрится ряд - …, …, … .

Цветник твоей красоты в душе моей отразился,

И блёсткам цветов я рад - …, …, … .

Рубиновое вино, литое золото чаши,

Зелёная гроздь горят …, …, … .

Где бедность – там пестрота, и каждый нищий сумеет

Украсить бедный халат …, …, … .

Не требуй же, Навои, диван разукрашивать ярко:

Ведь сами стихи пестрят …, …, … .

- Решите, какие слова должны быть на месте пропусков. Варианты: а) ярким, пёстрым,

красивым; б) красным, жёлтым, зелёным; в) белым, чёрным, бесцветным. Свой

выбор обоснуйте.

- Правильная вставка - красным, жёлтым, зелёным. Что с этими цветами

ассоциируется у современного читателя? (Ответ не сложен: светофор)

- А смысл этих цветов в таком сочетании для средневековой поэзии Востока другой.

Какие образы газели ассоциируются с этими цветами? (рубиновый цвет – с красным,

золото чаши – с жёлтым)

- Какой образ возникает, когда мы сравниваем фразы «пустыня любви» и «костры

горячих вздохов»? Какое слово – понятие их может объединить? (Может быть, «жар»,

«жар души»?)

- В двустишиях газели разные темы (какие?), но их объединяет нечто общее. Что

именно? Для ответа продолжите ряд однородных членов: разные темы двустиший

газели объединены символом пестроты, разноцветия (чего?)…, …, …

- Хотя это весьма трудно, попытайтесь дать название всей газели.

В итоге анализа текста учащиеся приходят к выводу: эта газель отражает цвет

жизни и любви, поэзии и прозы бытия.

Ещё Гёте считал: «Мыслить - судить, наслаждаясь текстом, и наслаждаться,

рассуждая». В этом высказывании – суть послетекстовой деятельности.

Необходимым здесь является умение выбирать (или подбирать

самостоятельно) высказывания и афоризмы для озаглавливания текста (или для

эпиграфа к тексту). Это очень важное задание для развития умений обобщать как

одной из самых сложных для подростков логических операций. Как можно организовать

подобную работу?

Например, предлагаю прочитать корейскую сказку.

Заколдованный перевал

На одной горе был перевал, который назывался "Три года". О перевале говорили так: если кто споткнется и упадет там, жить ему не больше трех лет.

Однажды шел через перевал старик, споткнулся о камень и упал. Заохал старик и еле дотащился до дому. С этого дня он совсем занемог. Никакие лекарства не помогали. Старику становилось все хуже и хуже.

А в той деревне жил смышленый мальчик. Узнал он о беде старика и пошел его навестить. "Дедушка, вы заболели, потому что споткнулись на перевале? Не бойтесь, есть хорошее средство". – "Какое же?" – "Да просто: надо пойти на перевал и еще раз упасть". – "Ах ты, негодник! – рассердился старик. – Ты решил совсем доконать меня?" – " Да послушайте же вы, дедушка! – успокоил его мальчик. – Посудите сами. Как поверье говорит? Если человек упал один раз, он проживет три года. Ну, а если упасть два раза? Значит, шесть лет проживешь! А если три раза упасть? Чем больше вы будете падать, дедушка, тем дольше и проживете". – "Да, пожалуй, ты прав", – согласился старик. Вскочил он с постели и бегом к перевалу. А там как бы нечаянно споткнулся и упал. Раз! Два! Три! Он падал сотню раз, а может, и больше. Наконец поднялся на ноги и засмеялся: "Теперь буду жить, сколько хочу!" Когда он добрался до дома, он был уже совсем здоров.

- Объясните, какая жизненная мудрость заложена в этой сказке.

Ответ. Эта история показывает, что и здоровье, и силы, и отношение к жизни, и

даже сама судьба человека во многом зависят от того, как он себя настроит, то есть

от установки. Страх и ожидание беды разрушают человека, а надежда помогает победить

беду и болезни.

По мнению В.Г. Маранцмана, «труд читателя измеряется не количеством

прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед

собой вопросы, находить на них ответы и радоваться». По сути это путь от

читательских впечатлений к автору произведения и далее - к созданию собственного

текста. Правильно организовать этот путь помогают активные технологии, где увеличена

степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого

ученика.

Однажды прочитала у Набокова: «Я…люблю сочинять загадки и сопровождать их

изящными решениями». Микротексты – это настоящая загадка, а «изящное решение»

этой загадки состоит в том, чтобы «судить, наслаждаясь текстом».

После анализа исходного текста дети сами создают малые тексты. Небольшой объем

не отягощает школьников. Важным стимулом в работе является результат: малый текст

быстро, оперативно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем),

сопоставляется с исходным текстом (если это изложение), прочитывается вслух и

сопоставляется с работами одноклассников (если это сочинение).

Упражнения творческого характера,  направленные на формирование у

школьников всего комплекса речевых умений, - это преимущественно упражнения,

предполагающие написание различных сочинений.

Здесь интересно создание стихотворения по названию. Это нерифмованное

стихотворение из 6 строк, каждая из которых хотя бы на одно слово длиннее предыдущей.

В начало каждой строки выносится название произведения, а затем по строкам идут

ассоциации: по цвету, по вкусу, по запаху, по внешности, по звуку, по переживанию.

Пример стихотворения, составленного учащимися:

Лицемерие.

  1. Лицемерие чёрное, как вороново крыло.


  1. Лицемерие очень горькое, словно степная полынь.


  1. Лицемерие мерзко пахнет, будто фальшивые чувства человека.


  1. Лицемерие похоже даже не на двуликого Януса, а на страшную змееволосую

Гекату.


  1. Лицемерие звучит, точно пение сладкоголосой птицы, а слышатся удары молота.


  1. Лицемерие – нетрудное для негодяев ремесло, но как противно это ужасное

многоликое зло!


Одним из «изящных решений» загадок творчества является и создание работ по

аналогии с произведениями писателей. Интересен здесь жанр «благопожелания»,

который занимает достойное место в творчестве алтайского поэта Бориса Укачина,

связанном с мифологией алтайского народа [6]. Вопрос к учащимся: Какой дух особенно

почитаем алтайцами? (дух огня). Предметом почитания был не только Огонь, но и

трёхгранный каменный очаг. Запрещалось плевать в огонь, лить воду, сыпать

мусор или грязь. Даже золу сыпали туда, где не ходил человек. В соответствии с этой

традицией Б.Укачин пишет стихотворение «Благопожелание огню».

В чаще сияющий,


Мрак разгоняющий,


Голодного насыщающий,


Силы усталому возвращающий,


Ярче, огонь, гори –


Маленькое, ручное,


Солнце моё земное!


Мёрзлое размягчающий,


Сырое в съедобное превращающий,


Сердце моё согревающий,


Лицо моё озаряющий,


Ярче, огонь, гори –


Маленькое, ручное


Солнце моё земное.


Организую работу с данным стихотворением следующим образом.


Школьники 6 класса на уроке русского языка по теме «Причастие» (программа

М.М.Разумовской) получают текст «Благопожелание огню» с пропуском слова «огонь»,

по содержанию определяют пропущенное слово и основную мысль этого текста

(почтительное отношение, просьба к Огню как к живому существу, благословение Огня).

Анализируются пожелания Огню, выраженные причастиями.

Потом предлагается высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «У тебя нет ни

вкуса, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое.

Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь…». Определив, что так красиво

Антуан де Сент-Экзюпери написал о воде, учащиеся получают творческое задание:

сочинить благопожелание воде, используя причастия.

Пример коллективного творчества шестиклассников:

Благопожелание Воде


Благо всем дающая,


То спящая, то бегущая,


То холодная, то кипящая,


Как серебро, блестящая,


Громче, Вода, журчи!


Влага живительная,


Влага спасающая –


Высшая ценность на Земле!


Почву насыщающая,


Жажду утоляющая,


Силы прибавляющая,


Жизнь возвращающая,


Громче, Вода, журчи!


Влага живительная,


Влага спасающая –


Высшая ценность на Земле!


Формировать умение мыслить творчески помогает необычный приём


«Переложение стихов в прозу». [1]. Использование данного приёма хорошо «работает»


на уроках литературы и русской словесности для закрепления темы «Стихотворная и

прозаическая речь». Даётся текст стихотворения, анализируются его особенности (тема,


идея, лирические образы, чувства, настроения, изобразительно-выразительные


средства). Затем учащимся предлагается «перевести стихи в прозу»: сначала выполняется


«дословный перевод», потом – по желанию – делается «перевод творческий». На


продвинутом этапе школьники проводят «обратную работу»: пользуясь «дословным


переводом», восстанавливают стихотворные строки исходного текста.

Пример подобного задания: исходный текст – стихотворение В.Набокова «Осень».


Вот листопад. Бесплотным перезвоном

сад окроплён. Свод лёгок и высок.


Клён отдаёт со вздохом и поклоном


последний свой узорный образок.


И на листе огнистый ангел вышит,


и радужна меж грядок борозда,


и у крыльца стеклянного чуть дышит

сиротка ель, как чёрная звезда.


«Дословный перевод стихов в прозу» (пример работы ученика):

Осень.


Вот листопад. Сад окроплён бесплотным перезвоном. Лёгок и высок свод. Свой


последний узорный образок отдаёт клён со вздохом и поклоном. И на листе вышит


огнистый ангел. И борозда меж грядок радужна. И у стеклянного крыльца, как чёрная


звезда, чуть дышит сиротка - ель.


«Творческий перевод стихов в прозу» (пример работы ученицы):


Осень.


Прекрасная осень! Золотой листопад. Шуршат под ногами листья, еле слышен их


бесплотный перезвон. Пустеет осенний сад. Деревья, сбрасывающие нарядный убор,


напоминают высокий и лёгкий небесный свод.


Дивная осень! Красавец-клён, вздыхая, с поклоном роняет свой последний лист,


похожий на узорный образок. Кажется, будто на нём вышит огнистый ангел.


Золотых, багряных, пурпурных листьев на земле так много, что борозда между


грядками стала радужной. Всё вокруг яркое, красочное.


И только тёмно-зелёная ель, как чёрная звезда, чуть дышит, напоминая


осиротевшего ребёнка. Печальная осень…

Задание повышенной сложности: по «дословному переводу» восстановить


стихотворные строки В.Набокова.


Подобные задания создают доброжелательную атмосферу, и только так, в условиях


положительного эмоционального напряжения, может сформироваться прочный навык


написания творческих работ «с удовольствием», «по вдохновению» и «по собственному


желанию», с «изящными решениями» загадок творчества, что способствует


совершенствованию связной речи учащихся. 

Итак, работая с текстами малой формы, школьники постигают их содержание на

более глубоком уровне, вскрывают не только фактуальную, но и концептуальную и

подтекстовую информацию. Работа с разными пластами текста необходима и для

понимания цели авторского высказывания.

Таким образом, нетрадиционные приёмы работы с микротекстами развивают

речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, формируют умение мыслить творчески,

рассуждать логично, доказательно, способствует повышению коммуникативной культуры

школьников.













ЛИТЕРАТУРА

1). Безымянная О.М., Лукьянов С.А. Методика работы над изложениями: авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста. М., Изд-во «Глобус», 2007

2). Бородина В.А. Восприятие поэзии Востока. Учебно-методическое пособие. М.- СПб.: «Диля Паблишинг», 2001.

3). Бурцева Е.В. Формы работы с текстом при формировании текстовых умений школьников. «Вестник ТГПУ», 2013/3.

4). Колобаева Л. «Крохотки»//Литературное обозрение. – 1999, №1.

5). Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы. М., «Первое сентября», 2002.

6). Юрченко С.Н., Юрченко Т.Н. Духовно-нравственное воспитание школьника в национальном регионе через уроки поэзии. В кн.: Через уроки русского языка и литературы – к гармонизации личности. Сб. материалов по итогам межрегионального научно-методического семинара-школы (11-15 мая 2015, Алтайский гос. университет, г. Барнаул). Барнаул, 2015, стр. 396-402.