СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о применении разных приемов рефлексии на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»»

«Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»

«Из всех приключений, уготованных нам жизнью,

самое важное и интересное – отправиться в путешествие

внутрь самого себя, исследовать неведомую часть самого себя».

Ф. Феллини, итальянский кинорежиссёр и сценарист. 


Становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости. Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока.

Так что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, отражение. Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой". В практической деятельности мы часто используем это понятие. Рассмотрим это понятие с точки зрения этапа современного урока.Начало формыКонец формы

При взаимодействии с учащимися учитель использует один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

• физическую (успел – не успел); • сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно); • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия во взаимодействии с классом бывает:

а) индивидуальная; б) групповая; в) коллективная.

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

- Личностная (самостоятельность). 

- Регулятивная (интеллектуальная предприимчивость).

- Коммуникативная (конкурентоспособность). 

По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала и деятельностную: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).

Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

1 рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2 рефлексия содержания учебного материала;

3 рефлексия деятельности.

Давайте разберем классификацию приемов рефлексии на разных этапах урока.

Рефлексии настроения и эмоционального состояния.

Рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности. На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик "включился" в работу. И не просто потому, что ему "надо", а потому что он "хочет"! 

Приемов очень много: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания великих людей о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: "А знаете ли вы, что…!" Применяются карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Представляю некоторые приемы рефлексии:

 Игра — приветствие (можно подобрать игры исходя из темы урока).

«Здравствуйте!» Желаю (прикасаются большими пальчиками)

успеха (указательными), большого (средними), во всём (безымянными) и везде (мизинцами). Здравствуй (всей ладонью), удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук).

«Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

Метод «Острова». На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения. Карта островов вывешивается на доске, и ученики выходят к карте, крепят свой кораблик в соответствующем районе карты. Этот прием позволяет проследить за душевным, эмоционально-чувственным состоянием учеников. Применяю его я в конце дня.

«Букет настроения». Предложить учащимся расставить цветы в вазы: оранжевый – отличное, радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное, спокойное; 

синий – грустное, неудовлетворенное; 

фиолетовый - тревожное, напряженное.

«Дерево чувств» (прикрепить листочки) 

- зеленый –отличное; - желтый – хорошее; - красный –грустное, так себе.

«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Метод «Зарядка». Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения:

- присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;

- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворитель­ная оценка, спокойное отношение;

- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение;

- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение

Рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания изученного. Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены. То есть, учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много —5-6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы. При подведении итогов урока можно воспользоваться следующими приемами:

«Кластер». Многие используют этот прием на этапе рефлексии. В начале урока составление кластера поможет быстро обобщить и структурировать теоретический материал.

«Блиц-опрос». «Текст с пропусками». Методика знакома всем. Причем этот прием можно использовать на уроках по всем предметам.

«РАФТ». Для этого приема я использую шляпу. Ученик надевает шляпу, выбирает роль и рассказывает о себе. Например, на уроке русского языка: "Представь, что ты — глагол. Расскажи о себе". На уроках математики: "Ты — уравнение. Расскажи о себе" и т.д.

«Да/нет». Учитель зачитывает суждения, определение терминов, понятий. Учащиеся либо соглашаются, либо опровергают.

«Корзина идей». Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему известно по теме. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в группах, по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!). Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Здесь уже видно, кто активно "наполняет корзину", а кому требуется помощь.

«Лови ошибку». Учащимся предлагается текст / задача / пример, содержащие энное количество ошибок. 

«Жокей и лошадь». Класс делится на две группы. Одна группа получает карточки с вопросами, другая — с ответами. Затем каждый ищет свою пару.

Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки — это не "криминал", а повод задуматься.

Метод «Анкета». Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал активно / пассивно;

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. За урок я не устал / устал

4. Материал урока мне был понятен / не понятен и т.д.

«Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно…и т.д.

«Синквейн». Очень нравится ребятам этот прием. На уроках каждая группа придает еще смысл главного слова синквейна в рисунках. Тем самым у ребят развивается образное представление.

Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – 1 – 2 ключевых слова, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.

«Оцени себя на уроке». В конце урока предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется

Метод «Комплимент». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим.

«Фразеологизм или пословица». Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня. Шевелить мозгами. Краем уха. Хлопать ушами. Считал ворон. Слышал краем уха и т.п.

Вопросы, требующие многовариантные ответы:

Почему было трудно? Что открыли, узнали на уроке? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вы взяли с сегодняшнего урока? Над чем заставил задуматься урок?

«Лист самооценки». Получил удовольствие. Узнал что-то новое. Я научился. Ничего не понял. Удивился. Расстроился.

Безусловно, уроки рефлексии требуют достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя. Они являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только.

Рефлексия деятельности.

Следующий вид – рефлексия деятельности. Стандарт предполагает деятельностный подход. Рефлексия деятельности в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Цель данного этапа — научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения.

Удобнее всего работать по вопросам:

- Какое задание я выполнял?

- Какое знание я использовал / каким способом решал задачу?

- Что делал сначала? Потом?

- Где возникло затруднение?

- Почему? Чего мне хватает для правильного решения?

Это те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

«Лесенка успеха» или «Пирамида успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

«Наряди ёлку» успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

«Светофор» - ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке.

«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

«Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

«Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

Итог. - А сейчас послушайте притчу.

Случилось это в Средние века. Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики. Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.
 - Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня, - сказал тот со злобой.
Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.
 - Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать, - ответил мастер сдержанно.
Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.
 - Со стороны, кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее, - улыбнувшись, ответил третий каменщик.

- Как вы считаете, почему на один и тот же вопрос, люди, занимающиеся одной и той же работой, отвечали по-разному?  Почему так вышло? (Высказывание участников).

Каждый из нас – индивидуален. Мыслим по-разному. Воспринимаем по-разному

Разная фиксация воспринимаемого, своё видение.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку. Это примерная структура урока-рефлексии по ФГОС, которые помогут детям не просто совершить работу над ошибками, а будут учить самоанализу и самокоррекции. Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям.

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. (из ФГОС)

Следует отметить, что в начале года, когда мы только начинали учиться рефлексивной деятельности, она вызывала всплеск эмоций – у всех всё замечательно. Сейчас же дети вполне объективно оценивают свою деятельность.

Человек идентичен самому себе. Задача учителя помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос?. Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания, рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг.

Свой доклад хочется закончить словами немецкого философа Г.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами».