СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Стереотипы и дети"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стереотипное мышление – бич современного российского общества. Оно мешает индивидуальному развитию людей по собственной, независимой ни от кого программе. Эффективность борьбы с ним определяется тем, насколько раньше человек осознаёт необходимость этого. 

Стереотипы начинают формироваться в семье. Родители, волей-неволей, делясь своим жизненным опытом с детьми, навязывают им свои стереотипы. Задача педагога научить родителей способам избегания излишней стереотипизации мышления ребёнка. 

Просмотр содержимого документа
«"Стереотипы и дети"»

Стереотипы и дети.

Когда мы начинаем работать со своими установками и стереотипами, то понимаем, что справиться с этим порой очень сложно. В критических случаях приходится обращаться к специалистам. И мы задаем себе вопрос, почему это происходит, почему не помогают многочисленные методики, куча прочитанной литературы, если мы искренне желаем изменений и достаточно осознанно работаем над своими проблемами.

Если хотите найти ответ, то вспомните, какие слова вы чаще всего говорите своим детям. Если вы еще молоды, то подумайте над тем, что чаще всего вы слышали от родителей, учителей в школе:

«Хотеть не вредно»;

«На это у нас нет денег»;

«Нельзя!»;

«Не будешь учиться, пойдешь в дворники»;

«Делай, как все/ как сказано»;

Этот список можно продолжить до бесконечности. В одном из источников я прочитала, что психологи выделили 25 топовых фраз, которые дети чаще всего слышат от родителей и педагогов. Все они связаны с формированием стереотипов негативного характера у детей.

Когда дети это слышат много раз, то весь негатив оседает на подсознании, и они уже не задумываясь не высовываются, старательно выполняют задания. О принятии самостоятельных решений, о развитии творческого потенциала остается только мечтать.

Возникает порочный круг: и в школе, и дома хотят иметь детей ярких, способных, талантливых, успешных, но при этом послушных, не возражающих, тихих и очень скромных в своих потребностях.

Для детей такой коктейль не по силам. Формирование стереотипов, связанных с негативом, происходит намного быстрее, чем развитие самостоятельности, творческих способностей.

Во-первых, потому что мы все, к сожалению, мало обучены позитивному творческому подходу к своей жизни.

Во-вторых, вся система образования и воспитания направлена на формирование логики и рационализма. Здесь уже не до творчества, главное все во время понять и проанализировать. Еще бы кто-нибудь сказал, куда потом все эти «анализы» сдавать.

На одном из тренингов я записала притчу, которая замечательно иллюстрирует сегодняшнюю тему.


Притча «Стереотипы и дети»


Жил-был маленький мальчик. В одно прекрасное время пришла пора идти ему в школу. Он был этому очень рад. В школе ему все очень нравилось. Он радовался новым друзьям, светлому классу. Ему нравилось учиться.


стереотипы и дети.Когда учительница объявила, что на уроке рисования дети будут рисовать картину, он подумал, что это очень здорово. Мальчик любил рисовать. Он умел рисовать все: дома, поезда, корабли, животных. Он достал свои новенькие карандаши и начал рисовать.

Но учительница строго сказала: «Подождите, не начинайте рисовать».

Дождавшись, когда все приготовятся, она продолжила: «Рисовать сегодня мы будем цветы».

Рисовать цветы мальчику тоже очень нравилось, и он достал розовый, желтый, голубой карандаши, представляя каким красивым будет его цветок.

Но учительница сказала: «Не спешите, я покажу, как это делать правильно». И она нарисовала красный цветок с зеленым стеблем.

Мальчик посмотрел на цветок учительницы, потом на свой, последний ему нравился несравненно больше. Но он промолчал и, вздохнув, перевернул литок. Затем нарисовал цветок такой же, как показала учительница.

На другой день был урок труда. Учительница объявила, что будут лепить из глины.

«Здорово!» — подумал мальчик, потому что ему нравилось лепить из глины. У него это хорошо получалось, и он умел лепить снеговиков, машины и многое другое. Он уже начал разминать кусок глины, предчувствуя радость от работы.

Но учительница снова остановила его, подождала пока все приготовятся, и сказала: «Лепить будем блюдо».

Посуду мальчику тоже нравилось лепить, и он принялся за дело. У него получились красивые блюда разной формы. Однако, учительница вновь остановила его и показала всему классу, как лепить глубокое блюдо.

Мальчику его посуда нравилась больше, но он скатал все в один шар и выполнил задание учительницы.

Очень скоро он научился ждать, смотреть, делать все, как это делала учительница. Он перестал делать что-либо сам.

Когда мальчик с родителями переехал в другой город, он пошел в другую школу.

И когда учительница сказала, что будем рисовать картину, он обрадовался, но стал ждать, когда же она скажет, что и как надо делать.

Но учительница ничего не говорила, а только прохаживалась по классу. Подойдя к мальчику, она спросила: «Тебе не хочется рисовать?»

«Я хочу рисовать, но что мы сегодня должны рисовать?» — спросил мальчик.

«Это знаешь только ты. А я узнаю, когда ты нарисуешь свою картину».

«А как я должен ее рисовать?»

«Так, как тебе захочется».

«И любыми цветами?»

«Любыми. Если все рисунки будут одинаковыми, то как же я узнаю где чей?»

Мальчик задумался, взял карандаши и стал рисовать. Он нарисовал красный цветок с зеленым стеблем.


Вот так и формируются стереотипы в детском возрасте, с которыми потом люди живут всю жизнь и удивляются, почему кто-то обходит их по службе, более успешен в материальном плане, почему не исполняются мечты и желания.


Стереотипы и дети – думаю, это одна из важных тем, которую следовало бы разбирать в педагогических ВУЗах. Учить надо позитивному творческому сознанию, тогда будет больше счастливых и успешных людей.